Мессия в песках, или Поспорить с судьбой?
Пол Атрейдес обживается среди фрименов. Все больше пустынных жителей начинают верить в то, что в лице пришельца из внешнего мира они дождались предначертанного Пророка, способного превратить Арракис в зеленый рай. Чему в немалой степени способствуют действия и слова Джессики, ставшей Преподобной матерью фрименов.
Харконнены теряют все больше техники и людей в противостоянии с неуловимыми пустынниками. Сборы спайса начинают падать. Что не может устраивать барона. Власть над планетой, вместо недалекого Раббана получает наследник барона Фрейд-Раута — психопат, безжалостный убийца, потрясающий боец. Начинающий кровавый террор против обитателей пустыни.
Голову Пола, меж тем, переполняют видения, в большинстве из которых его борьба с Харконненами заканчивается неудачей. Но даже то узкое окно возможностей, вероятно ведущее к победе, несет за собой войну, которая заберет миллиарды жизней.
Неужели все предопределено и с этим ничего не поделаешь?
Первая часть Дюны, снятой по роману Герберта, знакомила нас с первой половиной книги, оставляя меж тем ощущения затянувшегося вступления.
Вторая часть удивила некой сумбурностью, странным монтажом, коряво прессующим время (к примеру: только что герои отправлялись в смертельное путешествие по пустыне, а через миг уже воюют с орнитоптером), вяловатым финальным сражением. Запорошила потенциально красивые сцены (и глаза зрителя) песком по самые уши. Обеспечила впечатляющей, хотя и однообразной экскурсией в пустыню. Постаралась показать развитие персонажей, поговорив со зрителем о политике, религии и предопределенности.
Идейная основа фильма становится одной из самых любопытных его сторон.
Начиная с мести, когда ситуация для выжившего представителя уничтоженного рода развивается независимо от его желаний. Попала собака в колесо – пищи, но беги. Когда сам факт наличия уцелевшего Атрейдеса влечет за собой цепочку смертей, ставки повышаются, и даже стремление избежать потребления остывшего блюда не способно остановить процесс.
Продолжая нюансами системы, слом которой в заданных условиях невозможен. Когда сама суть империи, отношений великих домов/кланов/олигархических группировок (нужное подчеркнуть) не предполагает красивого ухода в закат, прекращения борьбы за власть и деньги, тихой старости с любимой среди колоритных песков. Когда любая угроза сложившимся отношениям, попытки передела, установления контроля над приносящим немыслимые бабки спайсом, влечет за собой немедленный и мощный ответ. Приводящий к жуткой бойне, уносящей миллиарды жизней.
Действиями фанатиков, готовых на что угодно ради своего мессии. Уверовавших парнях и девчатах, по сути своей неплохих людях, превращающихся в зверей, увлеченных ветром Священной войны.
Религиозными течениями, изначально предназначенными для духовного совершенствования, развития человека, обеспечения его духовной пищей, поднятия над тварным миром. Но превращающихся в жуткий инструмент в руках разнообразных гуру, преподобных матерей, учителей и прочих пророков.
Особенностями пропаганды, манипуляций, влияния на умы, создания и поддержания нужных суеверий, подходом тех, кто «знает как надо», считающих себя элитой и солью вселенной. Ради своих глобальных целей управляющих стадом зверушек, проводящих генетические эксперименты, подставляющих, использующих, лгущих, убивающих без зазрения совести.
Социологическое исследование вышло знатным.
К картинке вопросов больше. Все действие фильма происходит в пустыне (Арракис отыгрывали Намибия, Иордания и Эмираты). В окружении миллиардов тонн песка, фигурных дюн и пронзительных ветров. Пустыня может быть красивой, однако однообразие локации чертовски утомляет. Вдобавок самая напряженная сцена оседлания червя скрывается за ветром, поднимающим тучи вышеозначенного песка, и не производит должного впечатления.
С экшеном, которого тут по-прежнему не сады, ситуация двойственная. Столкновения с бойцами харконненов хороши, особенно первая парная работа Пола и Чани. Поединки на ножах поставлены недурно. А вот финальная битва запоминается слабо, кроме разве что эффектного появления червячков. Ожидалось много большего.
Темп картины, как и в первой части, чертовски неспешен, совмещение плавных песков с лавиной диалогов способно с успехом убаюкать не желающего засыпать младенца.
Актеры большей частью на своих местах (об исключениях — ниже).
Пол (Шаламе («Родина», «Интерстеллар», «Недруги», «Леди Бёрд», «Маленькие женщины», «Не смотрите наверх», «Вонка»). В начале фильма – пытливый, бойкий паренек, готовый учиться, получающий имя, желающий изменить судьбу Арракиса и его фрименов. Нехотя использующий пророчество и его апологетов, чтобы укрепить свои позиции среди пустынного народа. Избегающий выбора. Испуганный видениями, выставляющими его будущим виновников гибели миллиардов. Поддавшийся на манипуляции матери. Шагнувший на предначертанный судьбой путь. Смиряющийся с ролью мессии, превращающийся из человека в символ. Неспособный изменить предначертанное (а может стоило попробовать свалить вместе с Чани из этого дурдома в пустынную даль?). Берущий дело в свои руки (речь перед вождями — пять)
Шаламе молодца, растет потихоньку как актер.
Джессика (Фергюсон («Геракл», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Живое», «Снеговик», «Доктор Сон», «Укрытие»). Практически с момента попадания к фрименам без сомнений ступившая на дорожку манипуляций и обмана. Однозначно выбравшая между верностью сестрам и продвижением сына.
Фергюсон порадовала неплохой эмоциональной сценой, даже жаль, что Джессики маловато.
Гурни (Бролин (обзор творчества тут ) («Старикам тут не место», «Охотники на гангстеров», «Эверест», «Убийца», «Дело храбрых», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал»). Старый солдат и учитель, горящий местью Раббану. Он больше для галочки. И для работы посланником ядерного рояля в кустах.
Чани (Зендея («Человек-паук: Возвращение домой»). Вменяемо эмоционирует, неплохо держится перед камерой, приятно «химичит» с Полом, уместно шипит на Джессику. Большего от певицы и модели требовать грех.
Стилгар (Бардем («Соучастник», «Старикам тут не место», «Советник», «Ганмен»). Подарит нам шикарный образ религиозного фанатика, обманывающего себя, подстраивающего факты под свою веру, готового на смерть ради самолично созданного кумира.
Барон (Скарсгард («Глубокое синее море», «Девушка с татуировкой дракона», «Лекарь: Ученик Авиценны», «Мстители», «Тор-2», «Мстители: Эра Альтрона», «Чернобыль», «Андор»). Главного антагониста первой части тут минимум-миниморум. У барона в наличии фактически одна сильная сцена на арене.
Его племянник Раббан (Батиста («007: Спектр», «Стражи Галактики», «Бегущий по лезвию 2049», «Стражи Галактики. Часть 2», «Мстители : Война бесконечности», «Мстители: Финал», «Армия мертвецов», «Видеть», «Тор: Любовь и гром», «Достать ножи: Стеклянная луковица», «Стук в дверь», «Стражи Галактики. Часть 3»). Слабая работа Батисты, незапоминающийся тупой громила: дуб – дерево хвойное.
Наследник барона Фейд-Раута (Батлер («Стрела», «Однажды в… Голливуде», «Властелины воздуха» http://perekat.kiev.ua/masters-of-the-air-властелины-воздуха-сериал-2024/ . А вот Фейд с удовольствием берет на себя ношу главзлеца. С первых черно-белых кадров Батлер дарит нам образ изысканного психа-убийцы, гремучей змеи, преисполненной презрения, гордыни и жажды крови.
Актеру – зачет.
Харконнены нарочито и в лоб показаны самыми сволочными обитателями вселенной. Миксом 3-го рейха и римской империи, в процессе эволюции напрочь потерявшими мозги и волосы на бестолковках. Как то даже неловко за столь утрированных злодеев.
Император (Уокен (обзор творчества тут («Сонная лощина», «Гнев», «Поймай меня, если сможешь», «Книга джунглей», «Разделение») — никакой. На Уокена всегда приятно посмотреть, но эту работу в разряд удачных не отнесешь при всем желании.
Принцесса Ирулан (Пью («Маленькие женщины», «Солнцестояние», «Черная вдова», «Соколиный глаз», «Оппенгеймер») тоже обозначена довольно грубыми мазками. На одного из умнейших и коварнейших людей империи мы видим пока только намек (ждем 3-й части?).
Эрго. В целом адекватная, однако чертовски неспешная экранизация с хорошей идейной основой и актерскими работами (не без исключений), однообразной, хотя и красивой картинкой, странным монтажом и противоречивым экшеном (а вот ножевые бои понравились).
Режиссер: Дени Вильнёв («Убийца», «Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049», «Дюна1»)
В ролях: Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон (II), Хавьер Бардем, Джош Бролин, Остин Батлер, Флоренс Пью, Дэйв Батиста, Кристофер Уокен, Леа Сейду