Дюна, Герберт Ф.

Фрэнк Герберт «Дюна». — М.: АСТ, 1999 г. Серия: Золотая библиотека фантастики (Первый роман цикла «Хроники Дюны»).

«Читер» в пустыне, или Выбор мессии

Жизнь Пауля Атрейдеса, наследника герцога Лето, круто изменилась после того, как Император повелел его отцу принять под свою руку планету Арракис. Знаменитую Дюну, родину легендарной пряности, свободолюбивых фрименов и гигантских пустынных червей.

Пауля ждало падение Дома, предательство, смерти близких и судьба Квисатц Хадерах – Сокращающего путь.

Возможно.

Или гибель и забвение, если он допустит ошибку, а враги окажутся сильнее.

 

Роман 1965 года ставший одним из известнейших образцов фантастики, собравший миллионную армию почитателей. В связи с выходом экранизации Вильнева имеет смысл освежить в памяти перипетии книги.    

Перед нами экологическое размышление о людском влиянии на планеты. Перед нами пример управления массами с помощью религии, создания легенд и суеверий. Перед нами другая дорога развития человечества, а также путь мессии и его выбор. Перед нами качественная работа демиурга. Перед нами классический роман взросления, причем в антураже заезженной до дыр более поздними авторами истории избранного.

Первое, что меня изрядно удивило – авторский подход к интриге. Каждая глава предваряется эпиграфом: выдержками из книги, рассказывающей о разных аспектах будущей жизни Муад’Диба, его изречениях, деяниях, эдакое Житие святых. Из чего мы можем с уверенностью заключить, что главный герой преодолеет все испытания, описанные в романе, и доживет до времени, когда сможет поделиться своей мудростью. О грядущем предательстве нам также известно со старта, как и то, что, по мнению знающих людей, изменить ничего нельзя. Будто и этого мало, автор чуть ли не второй главе любезно сообщает нам имя предателя! Спойлеры говорите? Пообщайтесь на эту тему со стариной Фрэнком!

Дальше читателей порадует работа демиурга, точнее – создателя Арракиса (других уголков своей вселенной автор нам почти не показывает). Планета-пустыня, пронизанная арабскими мотивами, место обитания циклопических песчаных червей, достигающий 400 метров в длину. Источник уникальной специи (спайса/меланжа/ пряности), продлевающей жизнь, позволяющей предвидеть будущее, а заодно подсаживающей на себя похлеще героина. Мир, пронзаемый насквозь невообразимыми бурями, рвущими металл, как бумагу. Испепеляемый безжалостным солнцем, лишенный дождей, облаков и воды (или нет?). Родина невозмутимо-гордых фрименов, коктейля из бедуинов и индейцев, создавших не только культуру выживания в пустыне («твоя вода принадлежит племени»), но и некоторое количество приспособлений для этого нелегкого дела. Среди которых вне конкуренции дистикомбы — дистилляторные комбинезоны — перегонные кубы, собирающие, утилизирующие выделяемую телом влагу. Потери минимальны, зато представляете какое амбрэ!

История вселенной также любопытна. Ключевым ее моментом стала война с машинами – Великий джихад, после которой развитие цивилизации пошло иным путем, чем у нас.

«Да не построишь машины, наделенной подобием разума людского», вот и пришлось развивать собственный разум. Отсюда Космогильдия, прибравшая к рукам все межзвездные перевозки, силой мысли способная прозревать пути меж системами. И «ведьмы» Бене Гессерит — стоящие рядом с каждым более-менее влиятельным человеком, вплоть до Императора, творящие политику, подавляющие Голосом, создающие легенды, сплетающие генетические линии. Ну и без набравшего силу феодализма, аристократии, Великих Домов (с фамильными ядерными арсеналами, которые, тем не менее, запрещено применять против людей), их вечного противостояния друг другу и императору, Герберт не обошелся. Ну это как раз такое.

Что забавно, если Гильдия хотя бы уделяет свое внимание науке, то «разогнавшие» свой разум «ведьмы», используют его все для тех же привычных социальных игрищ, только в межпланетном масштабе. Ну и о расе, конечно, переживают, радетельницы хреновы. Будущее, говорите? Ну-ну. Инстинкты форевер!

Можно упомянуть также мелкие фандопущения типа силовых щитов, обуславливающих специфический стиль боя, отсутствие огнестрела (против щитов «не катит»), новое возрождение «холодняка», летательные аппараты-стрекозы, а также лазеры-лучеметы, которые не  рекомендуется использовать против щитов (бада-бум!).

В этом пустынном антураже разворачивается история избранного юноши и его Пути. Пауль/Пол Атрейдес – хороший паренек, не испорченный положением, уважающий отца, любящий мать, усердно занимающийся боевыми искусствами и практиками Бене Гессерит. Влекомый предназначением, как щепка потоком песка. Рано становящийся мужчиной. Получивший прозрение, поставленный перед сложным выбором: исполнять волю создавших его, или попробовать избежать смертей и крови. Образ интересный, развивающийся, метущийся.

Но, мне не понравился ключевой момент этого развития. Бог с ним, с «боевой машиной», которую может одолеть лишь один-единственный индивидуум. Но внезапное «окрутевание» скачком и резкое получение «читерских» способностей видения будущего («то чего не смогут женщины»), причем чуть ли не одномоментно, по щелчку – смотрится так себе. В тот момент я чуть не бросил читать. Из серии: «не ну это несерьезно! Ну вас с вашими роялями!». Пересилил, продолжил. Благо, постепенно выясняется, что с предвидением не все так просто, у способностей есть ограничения, и видит герой целый веер возможностей. При всех нюансах, с предвидением жизнь сразу же становится для Пола гораздо проще (разве что еще один женский совет понадобился).

Хотя это можно воспринять и как своеобразное устранение неважного, возможность протагонисту не отвлекаться на мелочи, а думать о глобальном, поиске выхода из ловушки судьбы.

Остальные персонажи бледнеют на фоне ГГ, но общими усилиями создают качественную свиту, играющую Короля.   

Герцог Лето. Отец. Благородный правитель, понимающий, что его сила в людях. Вполне вероятно, повлиявший на создание Эддара Старка. При этом, не честный до маразма, не чуждый грязной политике и ударам исподтишка. Жаль, недостаточно.

Но кому пришло в голову не просто замыкать управление силовыми щитами на один рубильник, но и делать его доступным не исключительно герцогу, а чуть ли не любому желающему? Расстрелять! Тоже мне Саурон с кольцом Всевластия и суицидальными наклонностями!

Джессика. Мать, всеми силами поддерживающая сына, не забывающая направлять его в нужную ей сторону. До определенного момента. Долгое время разрывающаяся между Бене Гессерит и Полом. Сильная женщина, владеющая многими практиками и искусствами.

Гурни и Дункан – наставники Пола, готовые отдать жизнь за Атрейдесов. Хават – старый ментат (человек-компьютер) допустивший слишком много ошибок.

Барон Харконнен – главгад романа, коварный, хитрый интриган, любящий мальчиков. Несмотря на все свои успешные заговоры, достаточно ограничен и не слишком умен. Что не лучшим образом говорит о герцоге Лето. Уж если этот сумел его обыграть, ну извините! Я помню об участии императора, хотя его как раз ожидали.  

Роман, мягко говоря, немал по объему, особого экшена ждать от него не стоит. А вот шикарной атмосферы, позволяющей погрузиться в интересный мир, размышлений о путях, выборе, пророках, предопределенности, создании экосистем и религий — вполне. Как и духовных аллюзий, философских бесед, моральных испытаний. Запаситесь соответствующим настроением.

Да, в наше время большинство ходов и приемов Герберта неоднократно встречалось у авторов более позднего времени. И ощущения откровения вы уже, скорее всего, не испытаете. Но познакомиться с миром Дюны имеет смысл.

Эрго. Классический роман, позволяющий насладиться оригинальной планетой, и поразмышлять о многих интересных моментах. Хотя нюансов в работе Герберта хватает.

 

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.