Солнцестояние (Midsommar), 2019 — рецензия (обзор)

Кровавое возвращение к истокам, или Столкновение прошлого и современности

Четверо аспирантов-антропологов Пелле, Кристиан, Марк и Джош едут по приглашению одного из них в глухую шведскую провинцию, где в уединенной общине должен состоятся большой праздник, посвященный Солнцестоянию. Также за ними увязывается девушка Криса Дэни, недавно пережившая жуткую потерю.

Среди красот шведской природы их ждет настоящий антропологический рай с гостеприимными селянами, аутентичной одеждой, кучей древних обрядов.

Однако вскоре ребята и девчата начинают понимать, что здешние хозяева не так просты, как кажутся на первый взгляд, и жизни гостей из далекой Америки под угрозой.

 

В последнее время кинематограф и телевидение подкидывают жаждущим пощекотать свои нервы неплохие образчики хоррора. «Призраки дома на холме» (http://perekat.kiev.ua/призраки-дома-на-холме-the-haunting-of-hill-house-сериал-2018/ ), «Прочь» (http://perekat.kiev.ua/прочь-get-out-2017/ ), «Тихое место» (http://perekat.kiev.ua/тихое-место-a-quiet-place-2018-рецензия-ужасы/ ), обласканная критиками, но вызывающая массу вопросов «Реинкарнация» (http://perekat.kiev.ua/реинкарнация-hereditary-2018/ ) того же Ари Астера.

Midsommar, как и предыдущая работа Ари, вызвал массу восхищенных отзывов и был прозван чуть ли не «уникальной картиной, которой в кино еще не было». Насчет уникальности ребята несколько перегибают палку («Плетеный человек» со своим ремейком будет возражать), но лента вышла любопытной.

Перед нами не классический ужастик, а скорее тягучая, атмосферная трагедия, которую полезно посмотреть тем, кто скучает по возвращению к истокам и прочим благословенным языческим временам. Нам показывают людей, живущих по старым законам, тем которые: «человек человеку волк», «зуб за зуб», «бий свого, щоб чужий духу боявся». Есть стая, члены которой чувствуют своих на уровне инстинкта, между ними бурлит сопереживание, эмпатия, любовь (да и то хватает нюансов). И есть чужаки. Не совсем люди. Или совсем не люди, а удобный инструмент для достижения целей и решения вопросов.

Христианская мораль, прощение, человеколюбие, толерантность остается где-то там, за океаном, в политкорректных столицах, в долгих часах езды. Здесь все по-другому. Просто, без затей, с минимумом условностей. Милая улыбка и колотушка за спиной.

При этом жители общины полностью честны перед высшими силами, обратите внимание: взнос поровну: 4х4, плюс один как повезет. Да, одна сторон делает осознанный выбор, имеет понимание и принятие цикличности, разделение чувств, эмоций с племенем,  другая – лишь шок и бессознательный ужас. Но факт остается фактом. Свои тоже прикосновенны.

На этом фоне постановщики развлекаются небезынтересными моральными вопросами, типа подхода к старикам. Что лучше, засовывать их в дома престарелых, где они гниют в стыде и страхе, теряя достоинство и рассудок. Или поступать как члены здешней общины, твердо верящих в природную цикличность? Окружать старейшин неподдельным уважением, слушать их распоряжения открыв рот. А после завершения очередной части цикла, когда они отдадут всю свою мудрость потомкам, дать им возможность влиться в колесо перерождений? Понятно, что для людей 21 века естественен и логичен первый путь. Но так было далеко не всегда, а точнее повелось буквально со вчерашнего дня (по историческим меркам).  

Стоит отметить, что морально-этических этюдов постановщики подгонят зрителю от души.

Сравнят современный индивидуализм, одиночество, с древними прайдами, дающими чувство сродства, ощущение перерождения, нужности не только для себя и такой желанной стайности.

Пройдутся по концепции склочничества, попытках присвоить чужую работу, предательстве (впрочем, не нужно путать кратковременное студенческое товарищество с исконной верностью своим), доверчивости современного человека, неготовности к встрече с непривычным. Поразмышляют над цикличностью природы и людской жестокостью (или пониманием истиной сути вещей?).

С самого начала погрузят нас в нюансы взаимоотношений молодой пары. Девушка, активно перекладывающая свои эмоциональные проблемы на парня, который аж никак не готов ни к ответственности, ни к настолько полному участию в жизни другого человека. И остается с ней лишь из ложно понятого чувства долга. И не нужна она ему с такими психологическими характеристиками. Однако отношения длятся, приводя к трагедии. Взгляните, как приятно подано: тут вам и мужские тараканы в полный рост, и женская привязчивость, неспособность отпустить, перерастающая в месть.

Дени у Флоренс Пью («Король вне закона») вышла на загляденье. Истеричная, легкая на слезу, утонувшая в своей психотравме, руками и ногами цепляющаяся за своего парня. Так и охота по башке фемину треснуть, чтоб мозги включились. При этом вроде не совсем дура, способна прикинуть последствия происходящего (правда, неспособная ничего сделать с полученными выводами). Да и, то, что она психологию изучает — проявляется аж один раз и то походя. Недоработочка. 

Ее вьюнош в исполнении Джека Рейнора («Электрические сны Филипа К. Дика») порадовал меньше. Хотя образ недурен. Тютя-тютей, мягкий, толерантный, заботливый, неспособный понять, что расставаться тоже надо вовремя и лучше рвать бинт с раны, пока совсем не присох – потом будет больнее. Подвел девку под монастырь. Ну и получил по заслугам. 

Можно упомянуть также подросшего Уилла Поултера («Бегущий в лабиринте»), «Выживший») с его Марком. Эдакий шут гороховый – любитель травки и девок.

А вот из «общинников» никто особо не запомнился.

Кстати, с наркотой персонажи картины балуют не по-детски. Травка, колеса, грибы и прочая дурь является непременным атрибутов времяпрепровождения американской и европейской молодежи.

Да и в быту общины травяные настои занимают не последнее место. Скорее одно из первых. Без них и танец не танец, и любовь не любовь, и пир не пир. Да и с пришлыми работать одно удовольствие: там растолок, там дунул, там размешал. И готово. Лепота.

Антураж языческой общины получился у создателей ленты «на отлично». Одежды, дома, рисунки, целые рунические конструкции из столов и людей, танцы, обряды, ритуалы, привороты, жертвы. Прям пиршество для смелого антрополога. Интересно, сколько в фильме реального шведского язычества, а сколько отсебятины (по слухам режиссер Midsommar Ари Астер всерьез изучал ритуалы викингов (по «орлу» заметно).   

Любопытны операторские игры с зеркалами, отражениями, похоже, символизирующими второе дно человеков, психоделические забавы с камерой (особенно перевернутая дорога позабавила: мир готовится вывернуться наизнанку).

Также не забывайте внимательно следить за происходящим: постановщики рассыпали в кадре изрядное количество подсказок. Начиная от детских игр, мимолетной огненной мясной жертвы, фресок и рисунков.

Действие развивается плавно и неторопливо. Первый час фильма (я взялся смотреть почти трехчасовую режиссерскую версию, кстати, зря, театральной версии было бы с головой) идет подготовка, рассыпаются намеки, звучит давящая музыка, толпами бродят наркотические глюки, в общем, создается нужная атмосфера. Даже пасторальные пейзане, солнечные лучи, красивые венки, улыбчивые лица и благолепие шведской природы не могут развеять тревогу. По истечении этого самого часа мы четко понимаем и видим, что дело добром не кончится (точнее мы то это понимаем, как только видим жанр картины, а вот герои…). Следующий час идет нагнетание, и лишь к началу третьих 60 минут наконец раскрываются карты. И то не до конца. В общем зрелище для усидчивых.

Конечно, от законов молодежного слэшера постановщики «Солнцестояние» никуда не делись. Можно с полным правом делать ставки на то, кто первым (а также вторым и третьим) из пришлых героев испытает на себе настоящее гостеприимство Хельсингландской общины. Поражаться глупости персонажей, их самурайской выдержке (с другой стороны, а куда ты денешься с подводной лодки?) и способности не замечать достаточно очевидных вещей. Впрочем, жанр обязывает.

Эрго. Небезынтересный антуражный психологический хоррор, сталкивающий прошлое и современность. Неторопливый (порой слишком), подзатянутый, с интересными моральными этюдами и качественной атмосферой. Прорыва не ждите (подобные сюжеты уже были), но любителям жанра пропускать не стоит.

Режиссер: Ари Астер

В ролях: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен, Уильям Джексон Харпер, Уилл Поултер, Эллора Торчия, Арчи Мадекве, Хенрик Норлен, Гуннель Фред, Изабель Грилл

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.