Маленькие женщины (Little Women), 2019 — рецензия (обзор)

Дамские судьбы, или Прорыв в дамки/Девичье царство Марч

1861 год. Семейство Марч жило в счастье и гармонии, пока не началась Гражданская война.

Отец ушел добровольцем в армию Линкольна, женщины остались одни. Мать и четыре юных дочери, каждая из которых мечтала и стремилась к чему-то своему.

Прошли годы, Джозефина Марч (Ронан), переехавшая в Нью-Йорк и ступившая на писательскую стезю, работает над поиском своей темы, стараясь не погрязнуть в кропании рассказов-однодневок. Бет тяжело болеет. Маргарет пытается свести концы с концами и вместе с добрым, но бедным супругом поставить на ноги двух детей. Эми отправляется в Европу, чтобы поучиться живописи, и может быть, захомутать богатого мужа.

Но близок день, когда они вновь соберутся под родным кровом, чтобы вспомнить прошлое и взглянуть в будущее. Те, для кого оно еще возможно.

 

Роман Луизы Мэй Олкотт, увидевший свет в 1868-69 годах, весьма популярен на родине демократии. Чего стоят хотя бы 8 (!) экранизаций, включая нашу сегодняшнюю героиню. Особенно ценят работу Луизы представительницы прекрасного пола. Что неудивительно, ведь роман (а соответственно и фильм) очень девичий (медленно переходящий в женский). Посвященный нелегкой женской доле. Тем более что говорит он о времени, когда о нынешних феминистичных достижениях дамы даже мечтать не могли. Киндер, кюхен, кирхе. Дети, кухня, церковь. Все на что могли рассчитывать представительницы слабого пола в те суровые времена. Бесспорно, многим этого хватало. Однако исключений также было выше крыши. Талантливых, честолюбивых, мечтающих не только о любви, муже и семье.

Именно о таких исключениях говорят со зрителем создатели Little Women.

Джо (Ронан («Гостья», «Отель «Гранд Будапешт», «Леди Берд»). Главная героиня и альтер эго писательницы. Непосредственная, заводная, за словом в карман не лезет, эдакий мальчуган в юбке, ни капли не грезящая о семейной жизни. Ценящая свободу, тонко чувствующая, пронзительно относящаяся к миру. «Пропащая душа» по мнению консервативного старшего поколения. При этом гневлива, злопамятна, неотходчива. Талантлива, с детства питает тягу к писательству. Единственная из сестер, отважившаяся на самостоятельное плавание.

Ронан как всегда хороша. Легкая, солнечная, лучащаяся энергией.

Эми (Пью «Солнцестояние»). Второй семейный талант и вторая скрипка после Джо, что доставляло Эми немало страданий. Отличная художница, страдающая одним недостатком – максимализмом, стремлением либо стать лучшей, либо не писать вовсе. Вспыльчива, но отходчива, целеустремленна как танк. При этом эгоистична, мстительна, способна на крайне неприятные поступки.

Пью оставила двойственное впечатление. С одной стороны – детская беззаботность, бесшабашность, неплохое наполнение, конструирование образа. С другой — чрезмерное использование ее любимых актерских приемов: поджимание губ, плаксивая физиономия и опущенные уголки рта. Которые начинают раздражать уже к середине ленты. Надо бы Флоренс несколько разнообразить профессиональный репертуар. 

Маргарет (Уотсон («Ной», «Сфера»). Старшая из сестер. Строгая, ответственная, заботливая. Мечтающая о замужестве и собственной семье (три «К» Маргарет вполне устраивают). Не позволяющая себе чрезмерного веселья, помня о женской добродетели. Страдающая от бедности.

Бет (Сканлен («Острые предметы»). Скромная, застенчивая, меланхоличная, спокойная (порой даже слишком), опасающаяся посторонних, особенно мальчиков. Великолепно играющая на фортепиано, обожающая музыку.

Дополняют женское царство маменька (Дерн («Звёздные войны: Последние джедаи», «Большая маленькая ложь»). Всю себя отдающая заботе о нуждающихся. 40 лет старательно сдерживающая внутренний гнев. Добрая самаритянка, надежная опора мужу-пастору.

И чопорная тетя Марч (Мерил Стрип (обзор творчества тут ) «Маньчжурский кандидат», «Железная леди», «Посвящённый», «Секретное досье»). Та, которой удалось сохранить богатство в собственных руках. Та, кто отыгрывается на младшем поколении, с одной стороны искренне, с другой стороны с поддевкой рассказывая о том, как сложно чего-то добиться самой, а единственный путь к благосостоянию лежит через замужество.

Нас ждет отличное развитие образов сестер, ведь лента не в последнюю очередь о взрослении, прощании с детством. И этим пронзительным моментом «маленькие женщины» (так называл девочек отец) одарят нас сполна. Беззаботные детишки, пубертатные подростки, пробующие жизнь на вкус юницы, познавшие счастье и горе женщины. Лента вообще очень актерская, работы лицедеев держат на себе львиную долю фильма (да, возраст никуда не денешь, все же актрисам несколько больше годочков, чем нужно для линии 1861-го (Эми по книге и вовсе 12 лет), но эту вольность девушкам можно простить).

Стоит отметить идею «мой дом — моя крепость», также ставшую одной из главенствующих в ленте. Место, где вы родились, где сделали первые шаги, пережили первые победы и поражения. Место, ждущее каждую из сестер, и готовое предоставить им столь необходимое убежище, дать возможность отдохнуть, напитаться энергией, сотворить шедевр и с новыми силами броситься в водоворот жизни.

Запоминающихся мужских персонажей (что логично) в ленте меньше. Разве что вездесущий Тимоти Шаламе («Интерстеллар», «Недруги») и его Лори. Друг детства сестер, влюбленный в одну из них и любимый другой. Тимоти пока не убедил в том, что он способный лицедей. Как-то за Пола Атрейдеса становится страшновато.

Зато подшутить, когда зло, а когда по-доброму над мужским полом режиссер и команда не забывают. Одна тема с соперничеством и гениальностью женщин чего стоит.

Постановщики подарили нам две временных линии. Настоящее (1868) и прошлое, 7 лет назад. И хотя внешне сестры в этих двух периодах не сильно отличаются, перепутать время, показываемое на экране, сложно (разве что в первые полчаса). Актрисы меняют поведение, пластику своих героинь. Их реакции, подход к жизни. Да и сплетены времена вполне корректно (а то в недавнем «Ведьмаке» многие зрители, не читавшие книгу, напрочь запутались).

Как я уже сказал лента женская, брызжущая эмоциями, гамом, обнимашками, сентиментальностью, ссорами и примирениями, неимоверным галдежом девичьих компаний, размышлениями о месте женщин, их желаниях, стремлениях, способах пробиться и просто выжить в патриархальном мире (социального подтекста, как видите, хватает). Что любопытно, оголтелого современного феминизма вы тут не найдете, ГГ феминистка в его изначальном понимании, и действительно жаждет всего лишь равенства. Таланта, оплаты, отношений, возможностей. Нормального, адекватного восприятия дамских свершений. А не только любви.

И пускай завершается лента классическим хеппи-эндом, даже тут писательница и постановщики сумели показать обществу изрядную козу. Требования редактора («даже в книгах без мужа никак, причем тоже из денежных соображений») – что ж поделать. А как оно было в реальности – решайте сами.

Спойлер — Луиза Мэй Олкотт обошлась без замужества.

Еще одной приятной стороной «Женщин» стал антураж ленты (законный Оскар за Лучший дизайн костюмов). С первых кадров фильм погружает нас в атмосферу 19 века. Наряды, платья, декорации, дома, мебель, прически, экипажи, вокзалы, воздушные змеи. Балы, приемы, свадьбы, выходы в свет, танцы, пленэры, уроки живописи.

Война на первый взгляд, полностью оставшаяся за горизонтом, меж тем активно влияет на судьбы семейства Марч. Тут постановщики ни капли не погрешили против истины. С войнами оно всегда так – никому не удастся остаться в стороне от забав Ареса. В той или иной степени.

Что вдвойне любопытно, с наградами у картины по большому счету, не сложилось. При 6 номинациях на Оскар, включая Лучший фильм, отделались технической статуэткой за костюмы. Да и в остальных премиях в большинстве своем лента ограничилась номинациями. Сборы вроде приемлемые – 200 лимонов при 40 бюджета, но Цитадель демократии обеспечила всего лишь половину, что выдающимся результатом назвать нельзя. Неужто накала феминизма не хватило?

Эрго. Женская лента «за жизнь», переносящая нас в 19 век и размышляющая о судьбах и месте в мужском обществе представительниц прекрасной половины человечества. Качественный антураж, приятные актерские работы, хорошее развитие образов. Но «Леди Берд» той же Гервиг оставила более целостное впечатление.

Режиссер: Грета Гервиг

В ролях: Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Лора Дерн, Тимоти Шаламе, Трэйси Леттс, Боб Оденкёрк, Джеймс Нортон, Луи Гаррель, Мерил Стрип

P. S. Читавшие книгу и смотревшие предыдущие экранизации, по слухам, работой Греты Гервиг в большинстве своем недовольны. Обычное дело.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.