Чернобыль (Chernobyl), сериал, 2019

Взрыв, изменивший мир, или Борьба с «мирным» атомом

26 апреля 1986 года стал днем, который перевернул мир. И не потому, что в этот день родился Иван Кавалеридзе, или стартовал массовый выпуск автомобиля «Москвич-2141».

26 апреля известно всему миру другим. Тем, что в 01:23:47 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЕС, прогремел взрыв, возвестивший об одной из худших техногенных катастроф в истории человечества.

Аварию, способную стать еще ужаснее. Если бы не обычные советские люди, остановившие «мирный атом». Вопреки всему: радиации, узколобому начальству. Вопреки самой Смерти. По крайней мере, Костлявой пришлось подождать, пока они закончат свою работу.

 

Информацию о том, что всемирно известный канал HBO, создатель таких неординарных сериалов как «Игра престолов», «Прослушка» (http://perekat.kiev.ua/прослушка-the-wire-сериал-2002-2008/ ), «Клан Сопрано» (http://perekat.kiev.ua/клан-сопрано-the-sopranos-сериал/ ), «Подпольная империя» (http://perekat.kiev.ua/7136/ ), «Мир Дикого запада» (http://perekat.kiev.ua/мир-дикого-запада-westworld-сериал-2016/ ), «Настоящий детектив» (http://perekat.kiev.ua/настоящий-детектив-true-detective-сериал-2014/ ), взялся за историю аварии на ЧАЕС, встретили неоднозначно. С одной стороны HBO – это бренд, гарантирующий определенное качество. С другой – практически все постановки американцев, связанные с постсоветским пространством, смотреть без слез сложновато. Такое впечатление, что Железный занавес нынче работает только для уроженцев цитадели демократии, не давая им не капли реальной информации о прошлом 1/6 части суши, снабжая их взамен развесистой клюквой в избытке. Вспомним хотя бы «Номер 44″ , или «Красного воробья». Да и свеженький «Убивая Еву» в русской части оставлял желать.  

Я сперва даже не хотел браться за просмотр  Chernobyl, по принципу «лучше на воду подуть», но, в конце концов, решился.

Оказалось, что HBO не смог полностью избавится от привычных штампов, и натащил к себе изрядно мифов о ЧАЕС, но и сильных моментов в сериале хватает.

Первой хочется отметить атмосферу «Чернобыля». Понятно, что все прекрасно знают, о чем фильм. И нужное состояние у зрителя создается еще до просмотра. Но и постановщики потрудились на славу.

Вспышка за окном. Грохот, потрясший всю Припять. Камера мечется между ошалевшими сотрудниками ЧАЕС, не осознающими масштабов трагедии и пытающимися исправить, что могут. Пожарными, отправляющимися на смерть. Жителями города, пока не подозревающими, что их жизни бесповоротно изменились и изрядно укоротились. Бегут часы, сутки, и уже не только зрителя, но и персонажей накрывает понимание. Последствия облучения. Борьба с мирным атомом. Эвакуация. Опустевшая Припять, по которой бегают лишь ничего не понимающие домашние собаки.

Картинка пробирает, ничего не скажешь.

И развитие темы налицо.

-Когда неосознанный подвиг людей, не понимающих, с чем столкнулись и просто выполняющих свою работу, заменяется подвигом сознательным – действиями людей, прекрасно осознающих, что идут на смерть. И даже не скажешь, какая судьба ужасает больше. Тех молодых парней, тушивших крышу 4-го энергоблока в двух шагах от распахнутой настежь активной зоны реактора. Тех, кто ехал на ликвидацию, не представляя, чем это действительно может закончиться: что взамен пары дней работы они приобретут бесплодие, хронические заболевания, рак и скорую гибель. Или тех, кто знал, что им грозит, и все равно встал между миром и обезумевшим «мирным атомом».

-Когда домашних любимцев не просто оставляют в пустом городе. А убивают и заливают их фонящие радиацией тела бетоном.

-Когда нужно спасать от облучения саму землю – убирая зараженный грунт и леса.

-Когда взятый в руки кусок минерала, может убить, а место, которое было тебе родным домом, становится смертельным врагом.

-Когда герои и зритель понимают, что жизни как раньше, до 26 апреля, уже не будет. Этот взрыв изменил мир навсегда.

Большинство из этих моментов HBO-ный «Чернобыль» передает с пронзительной и кристально чистой ясностью.

В фокусе сериала, как вы уже поняли, не сама авария (ее мы увидим лишь в финальной серии), а ликвидация последствий.

При этом не надо забывать, что перед нами вариация на тему фильма–катастрофы с обязательными для поджанра сценами. Множество эмоциональных, слезливых моментов доводятся до апогея. Хватает пафоса. Многие идеи и догадки, оставшиеся на уровне предположений и теорий, выводятся в ряд непреложных аксиом. Некоторые события передернуты (как та же авария вертолета, похороны пожарных, проходившие по-другому, или сцена с водителем машины, на самом деле БРДМ, впервые измерившим радиацию около места аварии). Не обошлось, понятное дело, и без других перегибов на местах.

-«Товарищ» звучит почти на каждом шагу.

-Пьют водку в сериале все поголовно, невзирая на пол и возраст, часто и со вкусом. В Союзе действительно хватало любителей этого дела, но квасили в основном мужики, а не дамы, и все же не в таких количествах.

-Чиновники и аппаратчики в большей своей части действительно козлы, самодуры, замалчивали масштабы аварии, и жизнь простого человека ни в грош не ставили, но угроза выкинуть из вертолета, если ученый не ответит на вопрос, это все же перебор.

-Быт палаточного лагеря ликвидаторов показан в анархическом стиле, и хотя я понимаю ход мысли постановщиков, но в настолько бескрышный вариант, да еще и с непременными «селфи с водкой» не особо верится.

-Шахтеры в неглиже – это полностью плод нездоровой фантазии создателей сериала (работали ребята в распространенных тогда в Чернобыле белых костюмах, хотя, по слухам, часть одежды снимали — было действительно жарко).

-Как и ночные гулянки в Припяти – режимном городе, переросшие в многолюдные наблюдения за пожаром.  

Но не забываем, что перед нами не документальный, а вполне себе художественный фильм, и такие допущения не наказуемы.

Что разочаровало гораздо больше – это склонность «валить все на покойника», то бишь на КГБ. И следят они за всеми поголовно, и жизненно важную информацию скрывают. Как то слишком уж шаблонно-стереотипно, судари мои, ну зачем же так грубо. А вот пресловутую первомайскую демонстрацию нам не показывают, хотя тут на контрастах можно было сыграть на пять баллов.

Зато драматургическая составляющая проекта на высоте. Перед героями, а заодно и всем миром встают новые и новые перипетии, с каждым разом все сложнее. Стоит преодолеть одну драматическую вершину, за ней встает другая – повыше. Лишь сотрудники АЕС устранили первые последствия аварии, а огнеборцы потушили пожар, пришло время думать, как избежать термовзрыва. Сработали «аквалангисты», дав отстрочку для размышлений (кстати, в реальности все трое — Ананенко, Беспалов и Баранов — прожили еще долгую жизнь, двое из них были с нами еще в прошлом году), пора искать мессий среди суровых тульских шахтеров. Вырыли тоннель – надо мыслить об уборке крыши над реактором. Место, где даже машины не выдерживают. Зато биороботы справляются. Затем саркофаг. И так до самого финала.

Советский быт американские сериальщики восстановили весьма досконально, покупая старые вещи на рынках и в магазинах Украины и России, на сайтах, торгующих предметами времен СССР («гляньте, какой мы аутентичный плед откопали!» – будто хвастаются они). Получилось впечатляюще. Интерьер квартир, с покрывалами на диванах, люстрами, мебелью, техникой, будто переносят нас в конец 80-х. Одежда и форма героев, средства защиты ликвидаторов, машины, посуда, прически – все в духе времени.

Большую часть сериала (около 70 %), снимали, кстати, не в Украине, а в Литве, которая предоставила налоговые скидки, в частности на Игналинской АЭС, и около Каунаса с Вильнюсом. Ну и в Киеве, а также в зоне отчуждения, понятное дело. Именно с Градом над Днепром связаны пара откровенных ляпов (а скорее всего фантдопущений, экономящих деньги на поездку в Москву) постановщиков. Когда нам показывают киевское главное здание Национальной научной библиотеки им. Вернадского (введенное в эксплуатацию в 1989, между прочим), сопровождая кадр субтитром «библиотека Ломоносовского московского университета». Или улицу Ленина (ныне Хмельницкого) с видом на крайне приметный Дом со звездой на Крещатике, без зазрения совести комментируя это субтитром «Москва». Впрочем, западному зрителю, на которого ориентирован фильм, все эти нюансы глубоко до фонаря.

А вот хорошо проработанных персонажей, несмотря на обещанные в аннотации «истории героев, которые сражались и пали», постановщики почему-то пожалели.

Основной парой протагонистов на протяжении всего сериала для нас будут ученый Валерий Легасов и аппаратчик Борис Щербина.

Легасов (Джаред Харрис («Линкольн», «Орудия смерти: Город костей», «Союзники», «Помпеи», «Пространство», «Террор» – один из тех, кто провел рядом с фонящим реактором долгие, как вечность, месяцы и сделал многое для предотвращения развития катастрофы. Он в сериале отвечает за фрондирующих интеллектуалов, способных и словцо неудобное сказать и речь в МАГАТЭ закатить, и кассеты компрометирующие оставить. Умный, знающий мужик (хотя в реальности его специализацией была химия, а не ядерная физика), искренне переживающий за страну и вынужденный принимать (или советовать предпринять) действия, влекущие за собой смерти десятков, ради спасения сотен тысяч.

Щербина (Стеллан Скарсгард («Глубокое синее море», «Девушка с татуировкой дракона», «Лекарь: Ученик Авиценны», «Мстители», «Тор-2», «Мстители: Эра Альтрона») – классический бюрократ. Волк партийной номенклатуры – безжалостный и самоуверенный.

Их взаимодействие, и развитие образов в процессе этого взаимодействия, стали довольно интересной линией. Отношения, начинающиеся как взаимная ненависть, постепенно перерастают если не в настоящую дружбу, то в крепкое товарищество. Они влияют друг на друга, открывают в себе новые черты и особенности. Щербина, осознавая масштабы трагедии, становится мягче, начинает больше ценить людей. Легасов, наоборот, жестче, и становится способен на поступки, не присущие рафинированному интеллигенту. 

Третьей стороной треугольника стал вымышленный образ физика Ульяны Хомюк (Эмили Уотсон («Боевой конь», «Эверест»). Она олицетворяет активных советских женщин, и принимает весьма активное, а то и важнейшее участие в ликвидации аварии.

За простой народ в сериале ответственна Людмила Игнатенко (Джесси Бакли («Табу»), жена пожарного Василия Игнатенко. На плечи этой женщины легли такие беды, какие не пожелаешь даже злейшему врагу. Причем стоит отметить, что история Василия и Людмилы рассказана практически без искажений реальных фактов.

Остальные персонажи-ликвидаторы практически не раскрыты и сливаются в общий героический образ, с редкими вкраплениями индивидуальности (как тот же главный шахтер, Павел или афганец Бачо). Хорошо это или плохо? Решать вам.

Эрго. Неожиданно адекватный сериал об ужасной катастрофе на ЧАЕС, не лишенный передергов и недостатков, но без остатка погружающий нас в тревожные месяцы 1986-го.

Режиссер: Йохан Ренк

В ролях: Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард, Эмили Уотсон, Джошуа Лис, Росс Армстронг, Фил Барантини, Джесси Бакли, Джеймс Космо, Дэниэл Стоунер, Карл Дейвис

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.