Богословское противостояние, или Пастырская борьба за души
Молодой священник Джад искренне жаждал нести людям божественную любовь и милосердие. Тем паче, в юности Джад убил человека на боксерском ринге, и чувство вины за содеянное не отпускало парня.
Именно его инстинкты бойца стали причиной отправки Джада в отдаленный приход Божьей матери. В помощь харизматичному и экспрессивному монсеньору Джефферсону Уиксу, чьи неоднозначные методы работы с прихожанами вызывали у руководства церкви натуральную идиосинкразию.
Джад взялся за службу в новом приходе с огромным энтузиазмом, пытаясь наладить с монсеньором наилучшие отношения. Но скоро осознал, что у них с Уиксом кардинально разное восприятие пастырского долга.
Вдобавок среди верных последователей монсеньора начинается странная и нездоровая возня, которая, похоже, добром не кончится.
Стильный комедийный детектив 2019 года, подаривший нам образ Бенуа Бланка, стал родоначальником целой франшизы. После Луковицы настало время третьей части, решившей поговорить со зрителем о чертовски непростой теме веры и религии.
Вышло недурно.
Постановщики показывают нам два диаметрально противоположных подхода к вере, сдабривая их атеистической точкой зрения.
Первый, в исполнении отца Джада (О’Коннор («Острые козырьки»), который показан буквально идеалом священника. Искренне верующим в милосердие Господа, Его прощение, в то, что христианство без шуток ведет к спасению души и излечению мира. Что жить надо по заповедям и слову Божьему.
Джад — человек, отринувший ненависть, словом и делом несущий любовь.
Джад — человек, пытающийся выглядеть и действовать должно сану: ровно, благостно, без срывов, но выходит далеко не всегда. Ведь парень эмоционален, допускает тьму в сердце, обладает мощным инстинктом бойца, с детства привык отвечать ударом на удар.
Тем более сильно и ценно его осознанное решение попытаться выбраться из вечного колеса насилия, избрать иной путь – духовности и молитвенных практик. И это несмотря (или благодаря?) на то, что на душе Джада имеется самый страшный из смертных грехов.
За второй подход отвечает монсеньор Уикс (Бролин (обзор творчества тут ) («Старикам тут не место», «Железная хватка», «Охотники на гангстеров», «Эверест», «Убийца», «Дело храбрых», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал», «Дюна», «Внешние сферы», «Дюна-2», «Орудия»). Эпатажник, харизматичный и яркий мужик, искрящийся эмоциями, жгущий глаголом, захватывающий внимание огненными проповедями. На первый взгляд производящий впечатление порыва свежего ветра, способного разогнать спертый воздух застоявшегося церковного болота. Но если присмотреться, ощущения меняются. Агрессивный тиран и деспот, будящий в душах людей отнюдь не христианские устремления. Умелый манипулятор, дающий ложные надежды, собирающий собственное войско (кто сказал секту?), фактически склоняющий паству ко злу. Пускай не в радикальном, «светоносном» варианте, а по мелочи. И этого из уст священника достаточно. Подталкивающий к тому, чтобы считать только себя избранными, достойными великого служения, а всех остальных недостойным быдлом. Одновременно запугивающий и озлобляющий последователей. Сочащийся ненавистью, считающий злость опорой. Наставляющий в том, что мир — это зло, с ним нельзя жить в гармонии, а нужно бороться.
Отдельно охота упомянуть его деда (также священника) – человека, запустившего тлетворную цепь событий, напрочь испортившего жизнь своей дочери, не дав ей возможности измениться, и зародившего отвратные метастазы во внуке.
Третий олицетворяет детектив Бенуа Бланк (Крэйг («Мюнхен», «Пиджак», «Золотой компас», «Девушка с татуировкой дракона», «Дом грёз», «Ковбои против пришельцев», «007: СПЕКТР», ЗВ: пробуждение силы», «Достать ножи», «Не время умирать», «Достать ножи 2»). Неловкий, местами смешной и заставляющий сомневаться в своей компетенции сыщика. Местами пронзительно внимательный. Иногда работающий натуральной пародией на великих детективов (ждали разоблачения в духе Пуаро? А фиг вам). Иногда поступающий в их лучших традициях. Называющий себя «гордым еретиком, предпочитающим алтарь рациональности», попросту говоря: скептиком-атеистом (а это вам чем не вера?). Способный в случае нужды смирить гордыню и выглядеть глупо в глазах общественности. Человек, отлично видящий косяки, допущенные христианской церковью за века ее существования. Наблюдающий за тем, какую «историю» ему рассказывают в церковных стенах. Какую, кто и как именно. Все же аналитический склад ума не пропьешь.
Каст в ленте подобран шикарный.
Марта (Клоуз («Стражи галактики», «Варкрафт», «Тайна 7 сестер»). Секретарша Уикса и управляющая церковью, живущая здесь с незапамятных времен, еще при деде Уикса. Баба-кремень, обладающая способностью появляться, будто из-под земли. Натуральная религиозная фанатичка, считающая монсеньора чуть ли не мессией. А вот вам и еще один подход к вере.
Доктор Шарп (Реннер («Город воров», «Мстители», «Охотники на ведьм», «Афера по-американски», «Убить гонца», «Мстители: Эра Альтрона», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Первый мститель: Противостояние», «Прибытие», «Ветреная река», «Мстители: Финал», «Чёрная вдова», «Соколиный глаз», «Мэр Кингстауна»), страдает от измены жены, бросившей его ради непонятно кого. Активно заливает горе алкоголем.
Росс (Скотт («Лок», «007: СПЕКТР», «Алиса в Зазеркалье», «1917», «Тёмные начала», «Шерлок», «Рипли») писатель-фантаст, пишущий об Уикс, ставший его «трубадуром». Некогда весьма популярный автор, в последнее время утративший славу и тиражи, ставший озлобленным параноиком.
Дрейвен (Вашингтон («Мистер и миссис Смит», «Джанго освобожденный», «И повсюду тлеют пожары») Адвокатша, некогда жаждущая изменить мир. Вместо этого взвалившая на плечи заботу о нахрен ей не нужном подростке, которого с десяток лет назад привел в дом ее отец – адвокат и собутыльник Уикса.
Сай (Маккормак («Колесо времени», «Заговор сестер Гарви»). Тот самый подопечный адвокатши, неудавшийся политик и блогер. Циник и манипулятор, не имеющий ничего святого.
Садовник Самсон (Черч («Киллер Джо», «Джон Картер», «Человек паук-3»), спрыгнул с бутылки благодаря Уиксу. Искренне любит Марту, готов сделать для нее, что угодно.
Симон (Спейни («Власть», «Разрабы», «Мейр из Исттауна», «Чужой: Ромул»), известная и богатая виолончелистка в прошлом, пытающаяся получить от Уикса чудо исцеления от жутких болей.
Шериф (Кунис («Оз», «Восхождение Юпитер»). Нужна исключительно, чтобы свести всех вышеописанных с Бенуа Бланком.
Каст шикарный, вот только играть большинству актеров нечего. Второстепенные образы слабо проработаны, паршиво раскрыты и нужны в основном для массовки. Даже вменяемой мотивации к преступлению им не подгонят. Как заметила Катерина, все внимание постановщиков уходит ровно четырем персонажам: двое отцов, детектив, и еще один. Обидно: так слабо распорядится хорошим актерским материалом, еще надо постараться.
Фильм начинается с длиннющей экспозиции, размером почти в треть двух-с-половиной часового хронометража. Огромная часть ленты подается в сопровождении закадрового голоса Джада, часть и вовсе как его записи. Что удивительно, это спорный прием почти не напрягает.
Приятно смотрятся операторские игры, пару раз красиво подчеркивающие монологи героев контровым светом через витражи.
Лини расследования хороша. Запутали нас постановщики знатно. Восприятие «здешнего убийства в запертой комнате» меняется несколько раз за время просмотра, и полностью отгадать замысел создателей ленты так и не удалось. Хотя некоторые предположения Катерины оказались верными, ну и без самого веского и распространенного повода для злодеяния не обошлось.
Эрго. Крепкий детектив с качественным расследованием, размышлениями о церкви, вере и пастырском долге. Но надо быть готовым к немалому хронометражу, многословию и разочарованию от невнятного использования хороших актеров.
Режиссер: Райан Джонсон (I)
В ролях: Дэниэл Крэйг, Джош О`Коннор, Гленн Клоуз, Джош Бролин, Мила Кунис, Джереми Реннер, Керри Вашингтон, Эндрю Скотт, Кэйли Спэни, Дэрил МакКормак, Томас Хейден Чёрч, Джеффри Райт, Энни Хэмилтон, Джеймс Фолкнер, Бриджет Эверетт

