Достать ножи (Knives Out), 2019 — рецензия (обзор)

Детективный срыв шаблона, или Оммаж классике расследования

Семья Тромби казалась оплотом достатка и спокойствия. Патриарх семейства – известный автор детективных романов. Его дети –  сами строящие свой бизнес, или плодотворно трудящиеся в издательстве деда. Внуки – ну тут не без паршивой овцы, но все равно.

Когда все семейство собралось на празднование 85-летия писателя, вечер обещал быть прекрасным. Однако на следующее утро патриарха обнаружили в его комнате с перерезанным горлом.

Самоубийство? Похоже, но прибывший для расследования частный детектив скоро выясняет, что практически у каждого из домочадцев был мотив желать смерти Харлану Тромби.

И, похоже, кто-то все же пошел дальше желаний.

 

Детектив в стиле Агаты Кристи, перекликающийся со «Скрюченным домишкой» (http://perekat.kiev.ua/скрюченный-домишко-crooked-house-2017/ ) или «Убийством в Восточном экспрессе» (http://perekat.kiev.ua/убийство-в-восточном-экспрессе-murder-on-the-orient-express/ )? Целая россыпь известных актеров, благожелательные отзывы критики? При таких вводных пропускать Knives Out было бы моветоном.

И лента не подвела, оказавшись отличным детективом с приятными актерскими работами.

С первых минут постановщики погружают зрителя в быт семейства Тромби. Перед нами интересное психологическое исследование отношений отца и детей. Властного родителя, достигшего успеха, любящего крепко держать вожжи семейной кареты. Отца, поступившего в корне неверно. Сперва посадившего детишек на короткий поводок финансовых вливаний. Затем внезапно решившего обрезать этот самый поводок. Но не во время их молодости, рассвета сил, а когда дети обленились, выросли, привыкли, утратили задор и желание что-то менять.

Вечная проблема богатых семей (да и в не очень богатых такое встречается). Вместо того, чтобы выдать наследникам стартовый капитал и пинком под зад отправить их во взрослую жизнь, родитель, помешанный на контроле, жаждущий славословий, ощущения вершителя судеб, портит жизнь своим детям, создавая инфантильных, вечно зависимых от него, слабо приспособленных к жизни существ.

И в какой-то момент имеет все шансы заигравшись во всемогущего властителя, получить проблемы на свою голову.

В результате внутри семьи огромное количество противоречий, подводных камней в отношениях, и ножей, спрятанных в рукавах. Плюс практически каждый из семьи Тромби имеет мотив отправить патриарха к предкам. Нас постепенно знакомят с этими мотивами, потихоньку создавая объемное полотно жизни семейства.

В первую очередь благодаря тщательно выстроенной, многослойной структуре ленты, полной переплетающихся, взаимодополняющих и перекликающиеся флеш-беков. Картина расследования прерывается эпизодами былого. Расследование — попытками спрятать концы в воду. «Ненадежный рассказчик» лжет в глаза детективам, тут же опровергая себя в глазах зрителя воспоминаниями. Допрашиваемые Тромби комментируют слова других членов семьи, подвергают их слова сомнению, изворачиваются, скрывают правду.

Весьма вкусное и напряженное зрелище, при том, что как такового активного действия в фильме практически нет (не считая одной автомобильной погони). Это классический детектив, построенный на сборе улик, поиске фактов, логических выкладках и версиях.

Режиссер ленты Райан Джонсон («Во все тяжкие», «Петля времени», «Звёздные войны: Последние джедаи») умело управляет своей командой, играясь с монтажом, переключениями времен, использованием «ненадежного рассказчика», его опровержениями и прочими киношными приемами.

Дополнительных вистов картине добавляет неопределенность событий. Нам довольно быстро показывают, как именно умер Харлан Тромби, и этим в первый (далеко не последний) раз провоцируют «срыв шаблона» у зрителя. Что это за детектив, так быстро раскрывающий карты? Затем дело усложняется, появляется куча мотивов, но все они откровенно слабенькие. Неужто невозможная и нелепая случайность? Или все же нет? Вскрываются дополнительные обстоятельства. Появляются свеженькие факты и домыслы. Постепенно картина произошедшего вырисовывается во всей своей красе, складывая весь пазл лишь в самом финале.

Актеры отработали «на ура», продолжая те самые срывы шаблона, создав образы, кардинально отличающиеся от привычных для этих лицеев работ.

Дэниэл Крэйг («Пиджак», «Золотой компас», «Девушка с татуировкой дракона», «Дом грёз», «Ковбои против пришельцев», «007: СПЕКТР») откровенно заскучавший в смокинге Бонда, тут оттягивается в полный рост. Его детектив абсолютно не похож на коллег типа Шерлока , пользующихся лишь холодным разумом и напрочь забывающих о чувствах. Он романтичен, эмоционален, способен на хороший поступок, ценит музыку, цитирует классическую литературу, любит пустит пыль в глаза. При этом туго знает свое дело, являясь неплохим профессионалом, хотя и не лишенным недостатков.

Сиделка и медсестра Харлана мигрантка Марта (Ана де Армас («Бегущий по лезвию 2049»). Милая, неглупая, добрая девушка, ценящая красоту мира и старающаяся всегда играть в свою игру. Человек с большим сердцем, хороший ребенок, обладающий весьма натуралистичным и жутко неудобным свойством организма.

Младший сын Харлана Уолт (Шеннон («Подпольная империя», «Срочная доставка», «Человек из стали», «Под покровом ночи», «Форма воды», «Война токов»). Очередной срыв шаблона. Не демонический, изрядно двинутый и жутко опасный тип, как обычно у Шеннона, а мягкий, растерянный, хромающий, интеллигентный мужчина, очередная жертва своего всевластного деда, не только не давшего развиться сыну как писателю, но и гнобящему его как менеджера.

Муж старшей дочери (Джонсон («Джанго освобождённый», «Хранители») – отнюдь не полный достоинства и скрытой силы муж, каким мы привыкли видеть Джонсона, а довольно суетливый бабник, живущий за счет жены.

Внук Харлана Рэнсом (Эванс («Мстители», «Мстители: Эра Альтрона», «Первый мститель: Противостояние», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал»). Крис, наконец-то спрыгнувший с Капитанской галеры, и спихнувший надоевший щит, тоже вовсю демонстрирует свой потенциал. Неприятный тип, тусовщик, прожигатель жизни, любитель «кислоты» и клубов. Одновременно талантливый юноша, похожий на патриарха больше всех остальных, способный обыграть деда в го и предпринять неожиданный поступок. А Эванс-то может, если захочет!

Да, образы чуть утрированы, имеется небольшой переиграш, лишь добавляющий персонажам изюминки и напоминающий, что Джонсон не прочь досыпать юмора в самое напряженное расследование.

Вишенкой на торте выступают рассуждения семейства о мигрантах и легкий стеб над «Игрой престолов».

Да есть дырки (а где их нет), злодею можно было решить проблему с меньшими затратами, как-то случайная трагедия на темной улице, а антагонист вычисляется как минимум сравнением информации, которой обладали персонажи. Но это не портит впечатления от неожиданно хорошего расследования.

Эрго. Приятный многослойный детектив в стиле старушки Кристи и прочих классиков, с юмором, кучей срывов шаблонов, как в актерских работах, так и линии расследования.

Режиссер: Райан Джонсон

В ролях: Дэниэл Крэйг, Ана де Армас, Крис Эванс, Джейми Ли Кёртис, Майкл Шеннон, Дон Джонсон, Тони Коллетт, Лакит Стэнфилд, Кристофер Пламмер, Кэтрин Лэнгфорд

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.