Афера по-американски (American Hustle), 2013 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruВесело надо, на кураже! Или Опасное искусство обмана  

Конец 1970-х. Ирвинг Розенфельд (Бэйл) и его любовница Эдит (Адамс) были гениями обмана. Аферы с кредитами, махинации с поддельными картинами, уйма денег и романтический чувственный угар.

Так продолжалось до тех пор, пока во время развода очередного лоха Ричи Димацо (Купер), тот не достает из кармана значок ФБР.

Легкая жизнь заканчивается.

Ричи хочет, чтобы Ирвинг с Эдит помогли ему половить на взятках целую толпу американских политиков, вплоть до сенаторов с конгрессменами.

Ситуация усугубляется ссорой между попавшими в западню любовниками.

Нервной женушкой Розенфельда — Розалин (Лоуренс).

Неожиданной дружеской привязанностью, которую начинает испытывать Ирвинг к одному из политиков, Кармайну Полито (Реннер).

А также недружелюбной мафией, которую разошедшийся не на шутку Димацо тоже хочет взять за жабры.

 

На 2010 один из лидеров «Черного списка» лучших сценариев, не запущенных на тот момент в производство. 

На 2013-й – фильм, собравший 10 номинаций на Оскар (правда, без единой статуэтки), три Золотых глобуса плюс еще четыре номинации на него же. Менее престижным наградам создатели и вовсе утратили счет.

Сюжет Американской сутолоки (буквальный перевод названия) основан на деле ФБР «Арабская афера» (Abscam). Понятно, что от реальности остались рожки да ножки, но все же в основе большинства персонажей лежат существовавшие на самом деле прототипы (пусть и под другими именами).

Что еще интересно, по словам актеров, огромная часть ленты основывалась на импровизации, а это значит, что играли ребята в охотку, с огоньком.

В результате, основная прелесть ленты – лицедейские работы.

Потолстевший на 18 кило Кристиан Бэйл, которого даже не опознал незнакомый с ним ранее Роберт Де Ниро. И отнюдь не по причине старческого маразма. Сложно с первой попытки проассоциировать накаченного Брюса Уэйна и обрюзгшего Розенфельда. Но даже изрядное брюшко не мешает Ирвингу оставаться одним из самых обаятельных аферистов Америки, влюблять в себя женщин и очаровывать мужчин. А уж харизме Кристиана никакие килограммы отродясь помехой не были.

Экспрессивный персонаж Брэдли Купера. Весь из себя классический итальянец, неуравновешенный, пылкий, увлекающийся. Живущий с мамой, завивающий волосы, стесняющийся невесты, но при этом вполне способный набить морду начальнику. А также замутить весьма сложную комбинацию, поставив на кон репутацию, работу и саму жизнь. Купера, как актера, я почти не знал, и хотя персонаж Бэйла мне понравился больше, Брэдли тоже не ударил в грязь лицом.

Джереми Реннер в абсолютно не типичной для себя роли молодого импозантного политика (а не крутого парня, как обычно). Эх, веселые 70-е, когда мэр города мог позволить себе быть собой, не то, что сейчас. Да сибарит, да бухает, да по кабакам шляется, но к работе подходит со всей душой. Даже беря взятку, Кармайн Полито думает в первую очередь о людском благе.

Как же нам не хватает порой вождей, которые позаботившись о кармане, все же не забывают о согражданах.

Что огромная редкость в последнее время, женские персонажи в этой картине ни грамма не уступают мужским.

Эми Адамс и ее Эдит. Когда аристократично изысканная. Когда страстно нетерпеливая. Когда напуганная и отчаявшаяся. Когда полная гнева и обиды. Когда заставляющая бледнеть от зависти саму Афродиту с Афиной. Когда устало пытающаяся спрятаться за широкую мужскую спину.

Такой широченный спектр в женском образе я не встречал уже давно.

И великолепная Дженнифер Лоуренс, которую знал только по пресловутым «Голодным играм» (а также в синем мутантском обличье).

До чего сильная актриса выросла на далекой кентуккщине, скажу я вам по секрету! Розалин – это песня! Шикарная манипуляторша, недалекая домохозяйка, классическая блондинка, тонко чувствующая момент хищница. Мимика, повадки, ужимки, реакции. Блеск!

Аж никак не меньше Люпиты Нионго Дженнифер заслуживала в этом году Оскар за женскую роль второго плана. Но на стороне Люпиты чересчур болезненная для Штатов тема фильма, а у Дженнифер, даст небо, следующие статуэтки еще впереди.

А главное, все эти ярчайшие индивидуальности не перекрывают друг друга, пытаясь выпятиться на первый план, а гармонично сплетаются в крепкую команду.

 

Что касается самого фильма.

Сюжет простенький, плутовско-авантюрно-романтический, при этом неназойливо напоминающий, что счастье все равно в мирной, семейной жизни.

Лента ненапряжная, легкая, заводная, с изрядными элементами комедии. Что называется ни капли крови, ни единого трупа. Актеры оттягиваются в полный рост, женщины шикарны, наряды красивы, тачки классические.

Как-то даже чересчур. И хронометраж можно поубавить.

Но то такое.

Порадовался за создателей ленты. Вот что значит скромность и правильное распределение бюджета. Всего 40 лимонов потраченных при 250 сборов. Маладцы, уважаю!

Эрго. Веселая история раскаявшихся аферистов, порадовавшая мощнейшим актерским ансамблем. Антуражненько, и не без морали.

Режиссер: Дэвид О. Расселл

В ролях: Кристиан Бэйл, Брэдли Купер, Эми Адамс, Джереми Реннер, Дженнифер Лоуренс, Луис С.К., Джек Хьюстон, Майкл Пенья, Ши Уигхэм

P. S. Как это их киноакадемики так дружно прокатили? Или это «анти-оскаровское» проклятие? Скажи, Леонардо?

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.