Как поссорился Колм Иванович с Подриком Никифоровичем, или Спор между добротой и памятью
1923. Остров Инишерин у берегов Ирландии. В Зеленой стране бушует гражданская война. А на острове свои конфликты. Колм Доэрти не хочет видеть своего лучшего друга Подрика Салливана. Тот в жесточайшем недоумении: что стало причиной обиды лепшего кореша?
Но Колм непреклонен, обещая, если Подрик не оставит его в покое, учинить что-то из ряда вон.
И, похоже, что пустячная ссора станет причиной серьезных изменений в жизни ее участников. И не только.
Колин Фаррелл и Брендан Глисон уже играли вместе в приятной криминальной драме «Залечь на дно в Брюгге», созданной тем же МакДонахом. Именно возрождение этого неординарного дуэта и становится главной заманухой «Банши».
Лицедеи не подвели.
Первая скрипка здесь у Колина Фаррелла («Особое мнение», «Телефонная будка», «Залечь на дно в Брюгге», «Ночь страха», «Вспомнить всё», «Настоящий детектив», «Утешение/Экстрасенсы», «Фантастические твари и где они обитают», «Вдовы», «Джентльмены», «Артемис Фаул», «Поколение Вояджер», «Северные воды», «Бэтмен»). Колин, впрочем как и Брендан – отличный актер, кроме редких неудач дарящий зрителю великолепно сыгранные, неординарные образы.
Подрик не исключение. Он не особо умен, скорее наоборот, слывет среди односельчан тупицей. Не совсем деревенский дурачок, это место занято, но что-то очень близкое. Парень не слишком внимателен к близким. Не умеет врать, простоват и недалек, частенько ведет себя как жалкий размазня, неспособный постоять за себя. Перед нами обычный, хороший человек, не знающий чем занять свое время. Славный парень, по-доброму относящийся как к людям, так и животным. Тугодум, все эмоции которого отражаются на лице. А удивленно-недоумевающее «а»? и вовсе является его любимой фишкой. Паренек необразован, навязчив, напоминает щенка, ждущего внимания и ласки, не имеет особых интересов в жизни, откровенно скучен в общении. Разве что в пьяном виде становится более интересным (какой у него монолог о доброте!).
Тем удивительнее его долгая дружба с умудренным летами Колмом Доэрти (Глисон («Код доступа «Кейптаун»», «Ворон», «Грязные игры», «Грань будущего», «В сердце моря», «Кредо убийцы», «Закон ночи», «Баллада Бастера Скраггса») . И дело вовсе не в возрасте. Колм абсолютно другого поля ягода. Харизматичный старик, пользующийся популярностью у дам. Скрипач, не только с удовольствием слушающий, но и пишущий музыку. Самозабвенно играющий в оркестре местного паба. Человек думающий, талантливый, украшающий свое жилище причудливыми масками и различными статуэтками. Не считающий гордыню грехом.
С психической точки зрения дела у Колма не фонтан. Он подвержен унынию, все чаще задумывается о том, какой след он оставит в этой жизни. Понимая, что времени на пустую болтовню остается все меньше. Не мальчик, знаете ли.
Колм поразительно притягателен, как многие умные, думающие люди (интеллект тянет к себе подобно магниту), но до чертиков эгоистичен. Не страдает излишней мягкостью, может легко обидеть и оттолкнуть близкого.
Великолепно сыгранная пара героев, каждый из которых проходит к финалу изрядную эволюцию. Особенно кардинальной оказывается она у Подрика (обратите внимание не только на поступки, но и на мимику персонажа Колина к финалу, и сравните с тем, что мы видели ранее). «Бровок домиком» все же слишком много, согласен.
Банши — история об отношениях и дружбе. Не ее зарождении и развитии, как трогательная Зеленая книга, а увядании этого важнейшего чувства. Мы не знаем, как возникла дружба этих абсолютно непохожих людей. Зато мы видим, как она умирает.
Неудивительно, что ее убийцей становится как раз Колм. Мыслящий человек, с возрастом все больше задумывающийся о своем наследии. Начинающий сожалеть о времени, проведенном в бесцельном и глупом трепе ни о чем. Времени, которое можно потратить на размышления, творчество и музыку. А ведь музыка, поэзия, в отличие от доброты, по его мнению, останется в веках.
Это заочное противостояние становится краеугольным камнем фильма. Что важнее: написать мелодию, которая возможно прославит твое имя? Или избежать одиночества, остаться хорошим человеком, согреть своим общением соседа, единственного на этом острове действительно доброго парня. Не дать ему превратиться в такого как все.
Казалось бы, ответ очевиден – память в веках рулит! Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?
Есть в ленте приятные второстепенные образы.
Из которых больше всего порадовал Доминик в исполнении Кеогана («Дюнкерк», «Чернобыль», «Вечные»). Неожиданно сильная роль. Паренек, только-только достигший совершеннолетия. Тот самый дурачок, «самый тупой с отрывом» житель острова. Поведенный на женском поле, брызжущий пубертатом из ушей. Живущий с отцом – извращенцем и тираном. Доминику доверен в ленте глас совсем простого народа. Наивного, порой невольно жестокого, думающего лишь о бытийных, инстинктивных вещах. Невзирая на глупость, способного на почти гениальные фразы, поразительно точно подмечающего подлость, видящего ложь, изменения характера и «жизненного кредо» своих соседей.
И Шивон (Кондон («Рим«, «Мстители: Эра Альтрона», «Человек-паук: Возвращение домой», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал»). Сестра Подрика, так и не вышедшая замуж. После смерти родителей живущая в оставленным предками доме. Увлекающаяся книгами, служащая для Подрика спасительным якорем. Женщина, всерьез задумывающаяся над бегством с родного острова.
В ирландском и шотландском фольклоре Банши (bean sídhe) – один из видов Ши (фэйри, сиды, люди холмов – обитатели Другого, потустороннего мира), женщина, предвещающая смерть.
Фильм начинается в несколько комедийном духе, к финалу превращаясь в пронзительную трагедию. Это переключение воспринимается нелегко, хотя постановщики начинают готовить нас к подобному завершению загодя. Но все же жаль, что мы не увидим позитивного варианта второй части ленты. Хотя это был бы совершенно другой фильм.
Стилистикой Банши навевает воспоминания о волшебных «Корабельных новостях» — северным антуражем, жизнью маленького отдаленного прибрежного поселения. Правда, Новости подходят к жизни более оптимистично.
Инишерин, роль которого сыграл остров Инишир (и частично Акилл) в заливе Голуэй, красив. Панорамы с геометрическими прямоугольниками полей. Невысокие, но длиннющие заборчики из нетесанного камня, служащие границами участков и дорог. Море, то грозное, то спокойное, видимое почти из каждого уголка, под чьим приглядом происходят все события на острове: от каждовечерней пьянки в пабе до судьбоносных ссор. Солнце, молчаливо уходящее за горизонт, шелестящие на ветру травы, сохнущее белье, дерущиеся вороны. Лепота.
Ну и как не упомянуть войну, воспринимаемую как постановщиками, так и героями ненужным, бестолковым и бесполезным отвлекающим фактором. Пугающе полыхающим на горизонте, заставляющим на мгновение увести внимание от действительно важных событий, происходящих на острове.
Причем в людской природе не сомневаются ни циник-полицейский, сожалеющий о времени когда ирландцы, не занимаясь глупостями типа гражданской войны, вместе убивали англичан. Ни простец Подрик, понимающий, что даже когда закончится эта мясорубка, люди в любой момент отыщут новый повод лишать жизни друг друга.
Не исключено, именно такой повод мы только что увидели. Ведь из-за каких только, казалось бы, глупостей не начинались войны.
Эрго. Ирландская островная трагикомедия, с хорошими актерскими работами, природными красотами и размышлениями о дружбе, доброте и памяти. А вот смену жанра комфортной не назовешь – что способно отпугнуть изрядную часть зрителей.
Режиссер: Мартин МакДонах («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)
В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Керри Кондон, Барри Кеоган, Гари Лайдон, Пэт Шорт, Шейла Флиттон, Брид Ни Ничтейн, Джон Кенни, Аарон Монахэн