Залечь на дно в Брюгге (In Bruges), 2008 — рецензия (обзор)

Меланхоличная песнь Северной Венеции, или Парочка, сбившаяся с пути/ Вы недостойны кисти фламандцев

Рэй (Фаррелл) и Кен (Глисон) – наемные убийцы. Так уж вышло. И так уж вышло, что после проваленного задания их босс Гарри (Файнс) отправляет из отсидеться в бельгийское Брюгге. Кен в восторге от старинных улочек и архитектуры города. Молодой Рэй изнывает от скуки, и даже интрижка с симпатичной Хлоей (Поэзи) складывается не как у людей.

Однако вскоре выясняется, что скука далеко не самое опасное, что ждет Рэя в Брюгге. И этот город может стать последним, что он видел в своей недолгой жизни.

 

Фильмов о нелегкой судьбе киллеров в мировом кинематографе хватает. Однако, несмотря на затасканность темы, In Bruges в 2009-м был тепло встречен общественностью и критикой, заодно отхватив парочку Золотых глобусов (в том числе Фарреллу за «Лучшую мужскую роль (комедия или мюзикл)».

Как выясняется не зря.

Лента с первых кадров отправляет нас на бесплатную экскурсию по очаровательному старинному Брюгге.

(Съемки в городе проходили уже после рождества, но чтобы передать атмосферу праздника, местные власти распорядились не снимать украшения аж до конца марта).

Город в фильме выступает одним из главных героев. Вы погружаетесь в его атмосферу, начинаете вдыхать его воздух, прикасаться к шершавым стенам его домов. Чувствуете мысли, которые он навевает персонажам. Видите и ощущаете столетние камни, помнящие средние века. Плавно текущую воду каналов и прожорливых лебедей. Устремившиеся в небо шпили гордых церквей и столики уютных кафе. И соответствующую зимнему настроению меланхоличную музыку.

Они принимают героев в себя и потихоньку меняют их мироощущение.

Тем более что Рэй и Кен, люди, забредшие в своей жизни явно не туда, находятся далеко не в лучшем душевном состоянии.

Молодой убийца, совершивший ужасную ошибку во время первого же кровавого задания. Да, он не большого ума человек, обычный ирландский паренек, нагловатый, агрессивный, недалекий. При этом юморной, харизматичный, не растерявший до конца моральных ориентиров, способный на любовь и дружбу. Попав на эти древние улицы, под своды старинных храмов, и переживая жуткий груз вины, Рэй задумывается о вещах, никогда раньше его не интересовавших.

Колин Фарелл («Особое мнение«, «Ночь страха», «Вспомнить всё», «Настоящий детектив» , «Утешение», «Фантастические твари и где они обитают«, «Вдовы» ), далеко не самый ровный актер на свете, тут выдал одну из лучших своих ролей.

Скука при приезде в «эту дыру», постепенное оживление при встрече с Хлоей, резкая смена настроения при воспоминании о своей ошибке, бьющая фонтаном харизма, сменяющаяся тяжелой депрессией, а острые шуточки — всплеском агрессии.

Отличная актерская работа, и абсолютно заслуженный Глобус в коллекцию (единственная награда такого уровня за всю его карьеру).

Но и Кен ненамного уступает своему молодому напарнику. Усталый старик, взявший немало грехов на душу. Образованный, тонко чувствующий человек, любящий прекрасное, ощущающий ответственность за Рэя, при этом плывущий по течению и не находящий сил изменить свою жизнь. Он наслаждается каждой минутой пребывания в старинном городе, каждым бокалом пива и каждой увиденной достопримечательностью. Будто в последний раз.

Брендан Глисон («Код доступа «Кейптаун», «Ворон«, «Грязные игры», «Грань будущего», «В сердце моря», «Кредо убийцы«, «Закон ночи«, «Баллада Бастера Скраггса«) сыграл Кена больше внутри, чем снаружи и немного ушел в тень на фоне искрометного Фаррелла. Но внутренняя сила персонажа, его убежденность чувствовалась на протяжении всей ленты. А несколько сцен, когда Брендан позволял внутренним переживаниям вырваться наружу и вовсе стали одними из лучших в картине.

Еще одним плюсом картины стали диалоги, обычно одно из самых слабых и уязвимых мест в современном кино. Разговоры главных героев обходятся почти без пафоса, хорошо воспринимаются на слух, не режут ухо своей искусственностью и натужностью, как частенько бывает.

Просто общаются два хорошо знакомых человека. Человека с разным уровнем образования, интеллекта, с разными подходами к жизни, разного возраста, наконец. Обоих что-то волнует, тревожит и теребит. Оба оказались в новом месте, навевающем какие-то ассоциации, мысли. Оба не прочь поделится этим всем с другом.

И они разговаривают. О боге, грехах, прощении и аде. Совести, справедливости и воздании. Возможности жить с грузом вины, или необходимости прервать эту самую жизнь. Архитектуре, женщинах, любви, пистолетах, жизненном выборе, верном или неверном пути. Судьбе, пиве, погоде. И об этом прекрасном и чертовом городе.

Отдельно хочется отметить корректное и уместное введение в трагический, в общем-то, сюжет элементов черноюморной комедии. Шуток в фильме хватает, причем опять таки шуток удачных и интересных. Футбольные болельщики оценят прикол по поводу Тоттенхэма. Остальные политкорректно порадуются по поводу «бегемотиков» (все отследили – почему в финале была закрыта колокольня?), или британского снобизма (Брюгге – где это?).

А в результате мы отлично разглядим те фрагменты, из которых складывается хорошее кино. Казалось бы, чего уж проще. Удачный антураж, хорошие актерские работы, вменяемые диалоги, сценарий, и режиссер, способный собрать все это в единое целое.

Просто. Только далеко не у всех получается.

Эрго. Удачный рассказ о людях сбившихся с пути, способный порадовать хорошими лицедейскими работами, вменяемыми диалогами, и, конечно, знакомством со старинным и красивым городом Брюгге.

Режиссер: Мартин МакДона

В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Рэйф Файнс, Клеманс Поэзи, Джордан Прентис, Элизабет Беррингтон, Руди Бломм, Оливер Бонжур, Марк Донован

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.