Код доступа «Кейптаун» — рецензия (обзор)

Код доступа «Кейптаун» (Safe House), 2012

Наша служба и опасна и трудна или ягода малина, нас к себе манила

Бывший сотрудник ЦРУ Тобин Фрост (Вашингтон) любил секреты. Можно сказать, это был его хлеб. Уже 10 лет, после прекращения работы на CIA. Маленькие тайны – небольшие деньги. Серьезные – соответственно. Покупателей хватает. В Агентстве он был легендой. Стал самым опасным торговцем гостайнами. Делом чести для доблестных црушников стало отловить предателя. Поэтому, день, когда Фрост заявился в американское консульство в Кейптауне – поначалу показался для ЦРУ днем Благодарения…

Мэтт Уэстон (Рейнольдс) тоже, пожалуй, любил секреты. И книжки про шпионов. По крайней мере, в детстве. А также в студенческой юности. Недаром уже с третьего курса он был завербован CIA. Вот только не все оказалось так радужно, как в романах (взболтать, но не размешивать). Уже год он торчит на явочной квартире в культурной столице ЮАР. Его непосредственный начальник Дэвид Барлоу (Глисон) только разводит руками: «Извини, сынок, 37 человек на место в Париже, а у тебя опыта с гулькин нос». А ведь девушка Мэтта, Анна Моро (Арнезедер) уже через пару недель приступает к работе в Лютеции. Впору волком завыть.

Но тут в американское консульство заявляется…

Дяди в Вашингтоне в легком шоке. С какого бодуна, такой матерый волк как Фрост отдается в руки правосудия? Сам? В Кейптаун срочно вылетает зондер-команда из 6 головорезов во главе с Дэниэлом Кифером (Патрик), с заданием по-быстрому выбить из Тобина все, что он знает. (Кифер — человек Кэтрин Линклейтер (Фармига), высокопоставленной разведчицы из Вашингтона. Ему оказалось лететь ближе, чем бойцам Барлоу. После недолгих раздумий заместитель директора ЦРУ Харлан Уитфорд (Шепард) дает добро на использование команды Кифера).

Дэниэл привозит пленника на надёжную явку (как раз так звучит оригинальное название картины). Квартиру, которой заведует Мэтт Уэстон.

Все бы хорошо, но следом прибывают пару десятков до зубов вооруженных незнакомцев. Явка разгромлена. Сбежать успевает только Мэтт. Прихватив с собой Фроста, за которым и пришли нападавшие.

До прибытия следующей зондер-команды уйма времени. Уэстону нужно ускользнуть от настырных преследователей, выяснить, откуда бандиты знали, где искать Фроста, и доставить ценного пленника за город. На другую явку. Вот  только у Тобина Фроста другие планы.

Шпионское кино в основном бывает двух видов. Чистое, не замутненное ничем действие (типа некоторых «Бондов») и дуэль умов/контор, в котором движуха отходит далеко на второй план («Шпион, выйди вон!»). Попытка совместить оба вида в рамках одной картины редко бывает удачной.

К сожалению «Код доступа» постигла та же участь. А ведь ожидания были достаточно велики. Излучающий харизму Вашингтон, способный интересно сыграть даже телефонный справочник. Подающий надежды Рейнольдс, явно стремящийся выползти из-под завалившегося «Зеленого фонаря». 85 лямов бюджета. Один из самых красивых городов на планете. Чего еще нужно для счастья?

Ан нет. Оказывается, неплохо было бы включать мозги. Как сценаристам, так и режиссеру.

Поначалу все более-менее гладко. Разве что способности зондер-команды Патрика вызвали легкое недоумение. Вшестером умудрится завалить всего 3 наемников? Был лучшего мнения о волкодавах ЦРУ. Да и о гранатах им в разведшколе явно  рассказать забыли.

Дальше вступает в дело Фрост/Вашингтон. Известный специалист в манипулировании сознанием, лично переписавший правила ведения допроса. Что же вы так вяло эту карту разыгрывали? Где, собственно, гениальная манипуляция? (Пара фраз на уровне «Мистер очевидность»). Где достойный соперник для злого гения CIA? А так он слегка потоптался по головорезам Патрика, вяло попинал Уэстона, и похоже, ему стало жутко скучно. Деревня-с, не поймут-с. Первая серьезная ошибка создателей фильма. Далеко не последняя.

Боевка снято весело. Однозначный плюс. Забываешь переводить дыхание. Только ее от силы минут на 40. Из почти 2-х часовой картины. Чем же занято остальное время?

Байдой.

Персонажи передвигаются, разговаривают, эмоционируют. Причем на развитие сюжета все эти телодвижения практически не влияют. Налицо раздутый хронометраж, плюс отвратительная работа режиссера.

Главная проблема «Кода доступа» — практически полное отсутствие логики.

Для начала девушка Мэтта. Да ей бы никто и шагу ступить не дал из города. Такой рычаг давления! А тут чуть ли ручкой не помахали.

Абсолютно не показана закулисная борьба в Вашингтоне. Причем, она должна быть при такой ситуации. Обязана! Вся линия высших развед-чинов развернута максимум на 10 %. А ведь можно было такое замутить!

Логика поведения Фроста под конец не выдерживает никакой критики. Розовые сопли с сахаром. Причем не только у Тобиана. Такое впечатление, что на протяжении фильма их выливали ведрами.

Финал вообще на голову не налазит. Понятно, что хиппи-энд – это святое, но нельзя же шпионский боевик уподоблять слащавому псевдокомиксу. Это противопоказано.

Напоследок об актерах.

Вашингтон марку держит. Когда по сценарию ему дают развернуться – глаз не оторвать. Потом наступает время очередного режиссерского дебилизма – и все. Он смотрит на происходящее взглядом старого умудренного сенбернара, в котором уже почти не читается удивление маразматичными идеями и действиями создателей кина. И не такое видали. Надо потаскаться за молодым падованом – таскаемся. Надо прогнутся – не вопрос. Зрителю, правда, все равно обидно за хорошего лицедея, которому приходится в ЭТОМ участвовать.

Рейнольдс, вроде, потихоньку учится. Один раз у него на лице получилось самое настоящее удивление, подкрепленное абсолютно больными глазами. Сам Станиславский, пожалуй, поверил бы. Три разу тьфу, чтоб не сглазить.

Прокатилась картина вполне неплохо. 200 лимонов как с куста. Неужели все же Экслер прав, и чем тупее сценарий, тем массовому зрителю лучше?

Эрго. Жутко разочаровавший шпионский боевик. В попытке впрясть в одну упряжку коня и трепетную лань, создатели позабыли о логике и здравом смысле. Единственный зачет – постановщику движняковых сцен картины.

Режиссер: Дэниэл Эспиноза

В ролях: Дензел Вашингтон, Райан Рейнольдс, Вера Фармига, Брендан Глисон, Сэм Шепард, Рубен Бладес, Нора Арнезедер, Роберт Патрик, Лиам Каннингэм, Юэль Киннаман, Фарес Фарес, Дженна Довер, Стефен Райдер, Дэниэл Фокс, Трейси Томс, Сара Аррингтон, Кеннет Фок, Николь Шервин, Поуп Джеррод, Аллен Ирвин, Джэйк МакЛафлин

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.