Поколение Вояджер (Voyagers), 2021 — рецензия (обзор)

Размышления о природе человека, или Взрыв страстей в тесных коридорах

Ближайшее будущее. Дела на матушке Терре худо, человечеству пора искать новый дом. Благо подходящая планета вроде как обнаружена.

Чтобы проверить будущую «Землю обетованную», туда устремляется разведывательный корабль.

С необычным экипажем. На борту несколько десятков детей, специально выращенных для этой миссии, и один взрослый. Лететь долго, до цели доберутся лишь внуки первого поколения. Чтобы снизить риск конфликтов, юнцов накачивают наркотой, повышающей вялость, подавляющей сексуальное желание.

Но что случится, если подростки освободятся от препарата, обуздывающего их порывы?

 

В кино и литературе во все века уделялась масса внимания людской природе, попыткам приглушать стремления и желания, конфликтам в замкнутой социосистеме.  Однако поколения сменяются, и Нил Бёргер, постановщик «Областей тьмы», «Дивергента», решил в очередной раз побеседовать с недорослями об этих важных темах.

Как и следовало ожидать, получилось вторично, скучновато, но для целевой аудитории, наверное, уместно.

Какое поведение будет правильным, если вас не сдерживают правила и страх наказания? Что формирует цивилизацию: договоренности или манипуляция? Стоит ли верить всему, что вам говорят? Что лучше: быть дикарями, или вменяемыми людьми? Как решать конфликты: силой или голосованием. Как сдерживать животные порывы и нужно ли это? Что, в конце концов, в самой природе человека: агрессия, насилие, или способность договариваться?

Вполне вменяемые вопросы для разговора с подрастающим поколением, да и некоторым взрослым не мешало бы над ними задуматься. И ответы даются правильные (об этом позднее).

А вот реализация оставила противоречивое впечатление. Снято все камерно (что не удивительно, дело происходит в отсеках корабля), бюджетно, изрядно наивно.

Даже не будем говорить о смысле разведэкспедиции, длящейся без малого столетие. Это у вас не разведка, а полноценная колонизация получается, а для нее трех десятков народу маловато. Или об изначальной идее отправки детишек вовсе без пригляда.

А вот реакции экипажа и уровень манипуляций, которыми на него воздействуют, это натуральный «первый класс, вторая четверть» — как-то чересчур даже для подросткового кино.

Возможно, таким образом нам демонстрируют оторванность молодняка от жизни – его действительно держали в вакууме общения, информации. Однако не верится в то, что детишки, пускай всю жизнь варящиеся в обществе друг друга, не проверяли на своих собратьях психологические манипулятивные инструменты. То, чем гомо сапиенс владеет практически с пеленок.

Опять же интересно, с какого возраста их накачивали «синеньким»? Ведь пубертатные бунты, бодание друг с другом и взрослыми начинаются гораздо раньше, чем в 14. И должны были накрыть экипаж еще на земле.

Ну да ладно, киношная условность в полный рост. Некоторые моменты осознания страстей и бурления крови постановщики передали достаточно удачно. Как то первые неловкие попыток силового воздействия на оппонента. Людьми, которые не просто никогда не дрались, но даже не видели этого со стороны (опять же в детстве в песочнице была сплошная тишь да гладь?).

А вот легкость влияния на умы, как я уже говорил, показана слишком уж наивно-просто. Это так не работает.

Первую половину фильма персонажи грустно шатаются по кораблю, во второй с столь же скучными лицами пускаются во все тяжкие. Космоса нам пожалели (все, что происходит, с тем же успехом могло происходить в лабораторных условиях, а вместо судьбоносного передатчика могла выступить сломавшаяся кофеварка). Намеченную хоррор-линию создатели ленты развивать не стали, явно чтобы не отвлекать героев и зрителя от психологических этюдов взросления. Как на меня зря.

Зато в последней трети добавили суматошной беготни и прочего как-бы экшена.

Впрочем, а что делать? Молодые лицедеи пока не в состоянии вытягивать фильм актерской игрой, вот и пришлось подставлять ленте костыли.

Главный положительный персонаж в исполнении Тая Шеридана («Люди Икс: Апокалипсис», «Первому игроку приготовиться») поразительно безэмоционален (причем независимо от приема «синего»), на роль лидера подходит крайне слабо. Еще и тормозит не по-детски, как можно было столь бездарно разыграть карту с видеозаписью?

Его оппонент (Финн Уайтхед («Дюнкерк») выглядит чуток получше (эдакий безмозглый, но хитрый дьволенок, купающийся во власти и прочем недозволенном), но у него и более выиграшный злодеистый образ.

Предмет их романтических терзаний до одури скучен, напоминает снулую селедку.

Среди остальных подростков встречаются знакомые по сериалам («Видеть», «Тень и кость») лица, даже Брана на эти галеры занесло, причем в абсолютно «никаком» образе, но почти все время они старательно изображают серую биомассу, безвольно колышущуюся меж двух «харизматичных» парней.

В касте имеется даже полноценная звезда (Колин Фаррелл («Особое мнение», «Телефонная будка», «Залечь на дно в Брюгге», «Ночь страха», «Вспомнить всё», «Настоящий детектив», «Утешение/Экстрасенсы», «Фантастические твари и где они обитают», «Вдовы», «Джентльмены», «Артемис Фаул»). Однако скажу сразу, его роль в происходящем минимальна, поклонники этого незаурядного артиста останутся недовольны количеством экранного времени кумира.

А вот с морально-этической и державно-социальной точки зрения Voyagers (прямой перевод названия – «Путешественники») сделал, что мог. Смотрите, тонко намекает картина – голосование, демократические институты – наш единственный путь. Насилие – напротив, ведет лишь к смертям и разрухе. Любая жизнь предоставляет ценность. Подавлять эмоции безоглядно не следует, надо учиться жить со всеми людскими порывами и страстями. Работать лучше, чем бить баклуши. И даже если вы лично не сделаете судьбоносных решений, влияющих на судьбы расы, имена ваших потомков уж точно останутся в веках.

Да, наивно, да, манипулятивно. Но так хочется верить в то, что если жить по этим нехитрым правилам, все придет в норму, человечество отыщет выход из кризиса и помчится к новым высотам.

Может, позволим себе поверить?

Эрго. Социальная подростковая фантастика, в очередной раз тонко намекающая подросткам о правильном пути. Идейно в норме, как произведения искусства – средне.

Режиссер: Нил Бёргер

В ролях: Колин Фаррелл, Тай Шеридан, Айзек Хемпстед-Райт, Лили-Роуз Депп, Финн Уайтхед, Мэдисон Ху, Чант Адамс, Вивейк Калра, Арчи Рено, Куинтесса Суинделл, Вероника Фалькон, Арчи Мадекве, Верн Ли, Эйприл Грэйс, Лора Дрейфус

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.