Пигмалион и его Галатей или Убиваешь белых и тебе за это платят? Конечно, нравится!
1858, за три года до начала Гражданской войны.
Ничего хорошего для себя негр Джанго (Фокс) от судьбы не ожидал. Тем более после неудачного побега, порки кнутом, разлуки с женой Брумгильдой (Вашингтон) и продажи на аукционе рабов отдельно от супруги. Вдобавок к неоправданным надеждам не располагала ни погода, ни брутальные братья-работорговцы, гонящие рабский караван.
Так бы и пропал наш Джанго не за понюшку табака на безвестных плантациях Юга, кабы не доктор Кинг Шульц (Вальц), некогда дантист, а ныне охотник за головами.
Эта встреча в корне меняет судьбу Джанго, даря нежданную возможность стать самым быстрым стрелком Юга, а также разыскать свою суженную, купленную неуравновешенным рабовладельцем, любителем борьбы мандинго Кэлвином Кэнди (Ди Каприо).
Еще в 2007 Тарантино заявил о намерении снять вестерн, о рабстве в Америке, причем сделать главным героем мстящего негра (Квентин, по видимому, твердо решил пройтись по стопам Стивена Спилбега, ответив на его «Список» своими «Ублюдками», а теперь противопоставив «Амистаду» «Джанго». Ничего криминального в этом нет, но тенденция посмешила). Затем его время заняли те самые «Бесславные ублюдки» и к воплощению идеи о чернокожем Монте Кристо Квентин вплотную приступает в 2009.
Окончательная версия сценария увидела свет лишь через два года. На главную роль довольно долго планировался Уилл Смит, но в итоге она досталась Джейми Фоксу, который даже использовал для съемок собственную кобылу Читу. Также в касте нашлось место Кристофу Вальцу, Леонардо ДиКаприо и Сэмюэлю Л. Джексону. Причем образы режиссер создавал специально под этих актеров.
Вестерн жанр довольно примитивный (герой – одиночка против толпы врагов, допускается присутствие музы противоположного пола). Но Тарантино не был бы самим собой, если бы не разбавил классическую картину включением в сюжет чего-нибудь еще, в данном случае семейной драмы и саги о превращении обычного раба в смертоносного бойца. Благо времени на все это он отвел аж 2 часа 40 минут, чего обычно хватает, дабы показать все что угодно (включая полную историю человечества).
За счет некой нестандартности образа протагониста, картина с ходу записывает себе первые висты. Ведь вначале нам показывают не полностью готового в действию и практически непобедимого ковбоя, а вовсе наоборот, отчаявшегося ниггера, лишь на наших глазах становящегося человеком и воином (почти как во взрослых драмах).
Фокс со своей задачей справляется. Вначале затурканный раб, со временем он становится действительно опаснейшим противником. И тем опаснее, что у него имеется глобальная цель, к которой он стремится всеми фибрами своей неожиданно освобожденной души.
Как же удается Джанго такое перевоплощение? Благодаря доктору Кингу Шульцу (своеобразному Генри Хиггинсу), человеку, убивающему за деньги, параллельно творящему из спасенного негра свое произведение искусства. Ведь «когда немец встречает Зигфрида, это знак», а еще мы в ответе за тех, кого приручили, тьфу, кому даровали свободу.
Если Фокс играет на твердую четверку с плюсом (то показывая недалекого негра, то сверкая непреклонным взором), то Вальц – это «отлично» безо всяких вопросов. Доктор получился личностью цельной, разумной, и гармоничной. Что только подтвердил Оскар за мужскую роль второго плана.
Но есть в картине два персонажа затмевающие не только Джанго, но и нашего обласканного наградами Шульца.
Первый это Стивен, чернокожий дворецкий при поместье Кэнди в потрясающем исполнении Сэмюэла Л. Джексона, создавшего довольно нетипичный для себя, но абсолютно шикарный образ пожилого негра, воспитателя маленького Кэлвина. Негра, не нуждающегося в свободе, страшного своей уверенностью в незыблемости и правильности текущего положения вещей, умного, проницательного, упивающегося властью и положением.
А второй это сам Кэлвин Кэнди, хозяин Кэнди-лэнда, и Брумгильды, просто божественно сыгранный Леонардо ДиКаприо (будь я на месте киноакадемиков, судьба Оскара за Лучшую мужскую роль второго плана была бы решена мгновенно, а Вальцу пришлось бы довольствоваться номинацией). Ах, насколько колоритный товарищ этот месье Кэнди! Соединение харизмы, привлекательности и твердого характера, с полным отсутствием моральных принципов, совести и милосердия. Убойная смесь, а как подана! Один из лучших отрицательных образов (простите за каламбур) мирового кино. Однозначно.
Помимо блестящих актерских работ стоит отметить и фирменное Тарантиновское мастерство нагнетания обстановки, в частности в постановке боевых эпизодов (особенно первая перестрелка в особняке) и, естественно, обилие крови, местами буквально хлещущей на зрителя. Впрочем, ничего иного от Квентина никто и не ожидал.
Опять же, как обычно режиссер разбросал по ленте множество отсылок, реверансов и аллюзий в названиях и именах. Кому интересно, смогут провести за их выискиванием изрядное время.
Что забавно при том, что Квентин не изменил себе, вновь показывая своеобразных изгоев общества (по цвету кожи, по профессии, по моральным критериям), в картине присутствует четкое разделение на положительных и отрицательных героев – редкость для данного режиссера. Плюс в фильме имеет место быть очень даже натуральный хеппи-энд (пусть и омраченный некоторыми обстоятельствами).
Но при всех своих достоинствах Django все равно остается вестерном (пусть серьезно проапгрейдженным). Представителем жанра, который привлекает в первую очередь фанатов (которых, кстати, оказалось не так уж и мало, причем если родина ковбоев дала всего 160 лимонов сборов, то остальной мир аж 260), и воспринимается с легкой снисходительностью. Эдакий залитый кровью малолетний жиган в коротких штанишках. Мол, куда ты со свиным рылом в калашный ряд, пиф-паф свое мокрушное в приличные драмы суешь.
Так что, в принципе, волна восторгов по поводу Лучшего фильма года все же слегка преувеличена. Изначально выбрана не совсем та основа, на которой можно сотворить действительно серьезное кино, а не просто очередную, пусть и весьма нестандартную, историю про плохих и хороших парней.
А по поводу Оскара, в состязании с «Операцией Арго», «Линкольном» (не забудем еще и в упор проигнорированный «Облачный атлас») шансов у «Джанго» было немного (номинацию получил и гуляй отсель).
Эрго. Качественно сделанный и изрядно продвинутый по сравнению со своими собратьями вестерн, украшенных целой россыпью блестящих актерских работ и красивым убиением Квентина Тарантино.
P. S. Джанго в переводе с цыганского означает «я бодрствую». Имя взято из одноименного итальянского вестерна 1966 года.
P. S 2. Куда все же в финале подевалась толпа людей Кэнди, буквально сутки назад азартно гасавшая по фазенде? Довольно животрепещущий вопрос, способный серьезно изменить расклад, и без ответа. Неаккуратненько.
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо, Керри Вашингтон, Сэмюэл Л. Джексон, Джона Хилл, Эмбер Тэмблин, Уолтон Гоггинс, Джеймс Ремар, Дон Джонсон, Зои Белл, Роберт Кэрредин, Брюс Дерн, Майкл Паркс, Джеймс Руссо, Том Савини, Гэри Граббс, Франко Неро, Тодд Аллен, М. К. Гейни, Майкл Боуэн, Деннис Кристофер