Еще раз о смертном грехе, или История падения обычного человека
20-е годы. В городок Ферфакс округа Осейдж после службы в армии возвращается Эрнест Беркхард. Приезжает он не пустое место, а в дом своего дяди — Билла Хэйла, по прозвищу Король. Уильям — богатей, владелец обширных стад, заместитель шерифа, спонсор и друг аборигенов, действительно крайне уважаемый человек в здешних местах. Местах, ставших золотым дном для индейцев из племени осейджей, вовремя получивших паи на нефтяные месторождения, открытые на их землях.
Но одновременно с благами черное золото принесло в племя смерть. Ведь все чаще в Ферфаксе начинают гибнуть индейцы. Болезни, несчастные случаи, убийства, к которым напрямую причастен Король и его племянник, и которые никто не расследует.
Но рано или поздно ситуация изменится.
Новую ленту одного из самых маститых постановщиков Голливуда Мартина Скорсезе («Славные парни», «Отступники», «Подпольная империя», «Остров проклятых», «Хранитель времени», «Волк с Уолл-стрит», «Молчание», «Ирландец» ) ждали с нетерпением. Антураж начала века-волкодава, расследование, ДиКаприо в образе агента ФБР.
Фильм снят по книге Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь»
Мартин обманул все ожидания, кроме разве что атмосферы. Расследования в ленте нет как класс, и даже Лео тут играет аж никак не служителя закона. А вовсе наоборот (жаль, что мы не увидим изначальный вариант картины, рассказывающий о работе группы агентов ФБР, он был бы как минимум изрядно живее). Об этом позднее, а пока взглянем, что наснимал мэтр.
На первый взгляд перед нами очередное американское покаяние в расизме по отношению аборигенам Нового света. Наивные краснокожие – умные, немногословные, близкие к природе. Ослабленные алкоголем, болезнями белого человека, не доживающие до 50 лет. Черное золото, принесшее им дурные деньги, а заодно и внимание разных проходимцев. Превратившее их одеяла (часть национального костюма) в мишени. Аферисты всех мастей и калибров, охотящиеся за индейскими женщинами, соблазняющие их, заключающие с ними брак, использующие их невинность, выжимающие как тряпку. Убивающие своих суженных. Сволочи большего масштаба, обманывающие доверие краснокожих, выставляющие себя их друзьями, но думающих лишь о себе и о наживе. Равнодушие правительства, закрывающего глаза на преступления («легче посадить за то, что пнул собаку, чем за убийство индейца»), позволяющего белым вести себя разнузданно, не отвечая за свои преступления.
Ну натуральный расизм! В Талсе вон негров линчуют, а в Ферфаксе над индейцами глумятся! Не будем говорить о том, что чрезмерно-навязчивое посыпание головы пеплом по поводу расизма уже начинает превращаться в обратный расизм по отношению к белым. Я сейчас не об этом.
А о том, что фильм вышел аж никак не о расизме. Он рассказывает о вечном людском «баге» — жажде наживы. Будь на месте индейцев негры, китайцы, эскимосы, бледнолицые, действия Короля с присными остались такими же. Американская мечта – вот настоящее зло. Желание успешности, легких денег, большого бабла – вот побудительные мотивы убийц. А цвет кожи – дело 125-ое. Он лишь чуть облегчает дело.
А вот чего у «Убийцы» не отнять, это атмосферности. 20-е годы в небольшом городке, полном колоритных аборигенов. Свадьба по индейскому обряду с нюансами 20 века: смесь индейских нарядов с перьями, дорогих машин и костюмов бледнолицых. Похороны в народе осейджей. Непосредственные нравы горожан с пальбой по фонарям, состязаниями гоночных машин прямо на улицах. Шествиями парней из ку-клукс-клана. Таксомоторами для богатых индейских дам. Эти самые дамы в голос обсуждающие достоинства и недостатки мужиков прямиком при этих самых мужиках (благо хоть на языке осейджей).
Также порадовали основные актерские работы, ставшие фактически главным поводом потратить на ленту немалый кусок жизни.
Эрнест Беркхард (ДиКаприо («Поймай меня, если сможешь»,«Отступники», «Кровавый алмаз», «Остров проклятых», «Начало», «Дж. Эдгар», «Джанго освобожденный», «Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Выживший», «Однажды в… Голливуде», «Не смотрите наверх»). Тянувший армейскую лямку в Европе во время Великой войны. Но не в траншеях, а на кухне. Простоватый, доверчивый, «лоховатый» паренек небольшого ума. Любящий баб и выпивку. Но больше всего – деньги. Непосредственный как двери большой щенок — душа нараспашку. Слабак, легко позволяющий собой манипулировать, на щелчок пальцев попадающий в полную зависимость от сильных людей. Могущий быть нормальным, даже хорошим, попадись на пути лидер, давший ему цель. Могущий стать самым отъявленным мерзавцем. Как почти все мы.
Он стал на путь плохишей. Но не таких, как инфернальный рабовладелец Кэнди, а как стандартный, ничем не блещущий обыватель. Лео весьма доходчиво показывает падение, деградацию и переход на «темную сторону» обычного, изначально незлого человека. По капельке, по решению, сперва не выглядящем чем-то дурным. По разговору, проведенному на благо семьи. Давая обмануть себя другим и обманываясь самолично. И вот уже ты становишься соучастником злодеяния. Следом и сам замарываешь руки, полностью погрязнув во лжи и смертях. А вот уже и сдаешь последний бастион человечности, предавая близкого человека, которого по-прежнему любишь почти так же, как деньги. Мечущийся между опасением перед местью дяди и желанием выйти сухим из воды. Меняющий точки зрения как перчатки.
Лео решил отказаться от своего коронного «внешнего», пышущего эмоциями и жестикуляцией актерского подхода, сыграв Эрнеста по «внутренней» системе. Оказалось, что в этой составляющей актерского мастерства ДиКаприо есть куда расти. Его Беркхард большую часть ленты выглядит чрезмерно насуплено-надутым, к финалу и вовсе не меняет положения вечно опущенных вниз уголков губ и выдвинутой челюсти. Все же без взрыва эмоций Лео неуютно.
Но есть в ленте товарищ, который переплюнул недурного Эрнеста.
Его дядя Билл Хэйл (Де Ниро («Славные парни», «Спящие», «Звездная пыль», «Профессионал» , «Красные огни», «Афера по-американски», «Забойный реванш», «Джокер», «Ирландец». Друг индейцев, самозабвенно признающийся в любви к этому народу, помогающий им всеми силами. Заявляющий, что его полностью удовлетворяет продажа скота и с черным золотом связываться нет смысла, ведь «нет нефти — нет страха». Обаятельный, убедительный старикан, глыбища, натуральный Король здешних мест. Автор чеканной фразы о невинности. Человек абсолютно уверенный в своем праве повелевать и распоряжаться судьбами. Искренне убежденный, что знает как надо. Манипулирующий, как дышащий. Эх, какой политик в глуши пропадает! От безнаказанности, правда, изрядно попутавший берега и наплевавший на осторожность.
И главное, что Роберт не забывает о мимике, присмотритесь к изменению выражения лица Хэйла, оно того стоит.
Из остальных персонажей можно упомянуть жену Эрнеста Молли (Гладстоун). Очень милая женщина, влюбившаяся в этого бесхарактерного козла.
Да агента ФБР Тома Уайта (Племонс («Морской бой», «Во все тяжкие», «Черная месса», «Шпионский мост», «Недруги», «Фарго, 2-й сезон», «Секретное досье», «Власть», «Ирландец», «Власть пса»). Не самый крутой на первый взгляд парень, напоминающий бульдога, уж если вцепился в след – не отпустит.
Если верить интернету: «»Цветочной Луной» назвали у индейцев Луну в мае, в период цветения».
Вопрос о том, куда Скорсезе вгахал 200 лямов бюджета, лучше не задавать. Хотя очень хочется. Впрочем, если учесть, что Де Ниро по слухам получил гонорар в 30 лимонов, и припомнить количество ретро-атомобилей в кадре, ответ начинает проясняться.
Как и о том, не пора ли мэтру переходить в сериальный формат, 3,5 (!) часа наблюдать за проблемами индейцев, которые, как известно, слабо волнуют шерифа – откровенный перебор.
Сморится фильма скучновато, центральные персонажи вызывают в основном негативные чувства, в общем, для просмотра нужно изрядно собраться с духом.
Эрго. Неимоверно монструозная по хронометражу история о вечной людской беде – жадности, рассказанная с точки зрения греховодников и завернутая в оболочку расизма.
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Лили Гладстон, Джесси Племонс, Танту Кардинал, Джон Литгоу, Брендан Фрейзер, Кара Джейд Майерс, Джейни Коллинз, Джиллиан Дион