Подпольная империя / Преступная империя (Boardwalk Empire), сериал, 2010 – 2014

podpolnaja_imperija

Ирландский Крестный отец, или Криминальный гений доброго дядюшки Наки

1920 год. Атлантик-Сити. Будильник отсчитывает последние часы до внедрения «Сухого закона».

Закона, которого с нетерпением ждут большинство деловых людей по всей стране. Ведь то, что раньше стоило центы, теперь резко подскочит в цене.

Среди этих самых деловых людей Енох «Наки» Томпсон (Бушеми), местный казначей, человек весьма небедный и крайне влиятельный.

Невысокий, сухонький мужчина далеко не первой молодости, без чьего ведома на богоугодной земле Атлантик-Сити даже червяк не проползет.

Причем действует умный, опытный и прозорливый Томпсон без какого-либо явного насилия.

Все чиновники и политики либо благодарны ему по гроб жизни, либо испытывают изрядное уважение. А на крайний случай в его распоряжении имеется брат Илай Томпсон (Уигхэм), занимающий непыльную должность шерифа.

А уж после внедрения идиотского Закона его доход и влияние и вовсе поднимется до небес.

И все вроде «на мази», но как обычно, если все идет хорошо, значит, мы чего-то не знаем.

Сперва Томпсону подкладывает изрядную свинью молодой ветеран первой мировой Джеймс Дармоди (Питт). Свинью, после которой отношения Наки с воротилами из из Нью-Йорка портятся на корню.

А вдобавок Атлантик-Сити и лично господин Енох вызывает нездоровый интерес у федерального агента Нельсона Ван Алдена (Шэннон), фанатичного бульдога, просто не умеющего разжимать челюсти.

А значит, здешняя жизнь резко перестает быть томной.

 

Два Золотых глобуса, за мужскую роль и драматический сериал. Эмми, премии Гильдии актеров, куча номинаций. За что? Казалось бы, что еще такого можно сказать о мафии после Крестного отца, остальных фильмов Аль Пачино и Клана Сопрано (обзор тут http://perekat.kiev.ua/клан-сопрано-the-sopranos-сериал/) ?

Однако исполнительный продюсер, некий Мартин Скорсезе, решил, что можно. А уж решимости ему не занимать.

 

Странноватый проект.

Странноватый  (как для криминальной драмы), необычным типажом главного героя и излишним преклонением перед атмосферой мюзикла.

Особенно дико смотрится после «Острых козырьков». Как будто «алдовую», потертую и сточенную «финку», забравшую не один десяток жизней, сравнили с дизайнерским кухонным ножом для толстосумов.

Там промышленный Бирмингем, пессимизм, обреченность, упадок, молодые, опасные, бескрышные бандиты. Здесь Атлантик на берегу океана, нарочитая лихорадочная радость, отрыв, веселые песни и куплеты, обстоятельный, с виду вовсе не страшный Енох.

А ведь время одно и то же. Правда, там Британия, по-полной ощутившая прелесть мировой бойни, а здесь Штаты, мало затронутые войной. Это конечно, аргумент, но все же.

Воспринимается с трудом. Первые серии и вовсе кажутся неким комедийным мюзиклом-балаганом с изрядным налетом театральщины. Много песенок того времени и танцев, вызывающих у современного человека чувство неловкости. И даже редкие вспышки насилия не особо помогают настроиться на серьезный лад.

Со временем сериал приобретает некую солидность, не отказываясь, тем не менее, от особенностей эпохи (как их видят создатели), но научившись их как-то не так выпячивать, что ли.

Но все равно на протяжении почти всего первого сезона, сериал полон атмосферы легковесности, наигранности, и снисходительного снобизма. Может 20-е годы в Америке такими и были, но даже если так, Boardwalk Empire показывает их слишком лубочно.

Казалось бы, и персонажи сделаны толково.

Взять хотя бы Джима Дармоди. Молодой парень, бросивший колледж и ушедший на фронт. По возвращении принятый старым знакомцем семьи Томпсоном как водитель. Но мальчику то охота большего. Тем более вокруг такие денжищи крутятся! А уж после пары лет войны, где людская жизнь копейка – вот вам и готовый бандюган. И пацан то сам по себе неплохой. Не маньяк какой, не убивец бездушный, симпатию вызывает.

Или Маргарет Шрёдер. Порывистая, полная жизни девица, которой откровенно не повезло с муженьком. Барышня, не смотря на двоих детей и не очень легкую жизнь, не утратившая способности смотреть на мир широко открытыми глазами.

Или Ван Алден, фанатик правосудия, верный слуга закона, эдакая слегка безумная фурия Фемиды. Человек, искренне верящий в то, что Dura lex, sed lex.

Вроде неплохо, да? И вживаться начинаешь, и сопереживать. И нерв ленты чувствовать. А потом бац! Опять мюзикл, с куплетами!

Но самый активный когнитивный диссонанс попервах вызывает господин «Наки» Томпсон. Припомните  виденных до этого в кино классических бандитов. Аль Пачино, Де Ниро – фактура, порыв, безумие. Джеймс Гандольфини, Марлон Брандо – властность, монументальность, едва скрытая угроза.

А Наки? Худенький, субтильный, щечки впалые, глазки отнюдь огнем не горят. Ну какой из него Крестный отец?

Однако все не так плохо, как кажется на первый взгляд.

Со временем образ Томпсона начинает раскрываться и играть новыми красками. Мы видим очень умного и временами опасного человека, с одной стороны лишенного особых моральных устоев, с другой – способного на любовь, заботу и благотворительность. Человека, способного с помощью финансовых потоков подчинить себе все Атлантик-Сити. Человека, опередившего свое время, время Аль Капоне и автоматов Томпсона. Человека скорее 21 века, века финансовых олигархических империй и мошенников в белых перчатках. Человека, которого вместе с Америкой ждет тяжелый и скользкий путь.

По большому счету главная причина смотреть сериал дальше, это желание пронаблюдать за эволюцией Томпсона. Превратится ли он в дьявола во плоти, или сможет удержаться, не скатившись за грань.

Вот только хватит ли этой причины?

Эрго. Своеобразный криминальный проект, иногда довольно тонко, иногда чересчур лубочно повествующий об Америке 20 годов. Проект, показавший типаж главного бандитского авторитета, абсолютно отличный от привычного зрителю.

Также слишком много в стилистике сериала от столь любимого американцами мюзикла, что как на меня является скорее недостатком, чем достоинством.

Смотреть ли дальше – пока не решил.

Режиссер: Мартин Скорсезе, Тимоти Ван Паттен, Джереми Подесва, Аллен Коултер

В ролях: Стив Бушеми, Майкл Питт, Ши Уигхэм, Майкл Шеннон, Келли Макдоналд, Алекса Палладино, Майкл Стулбарг, Стивен Грэм, Винсент Пьяцца, Пас де ла Уэрта, Джимми Палумбо

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.