Славные парни (Goodfellas), 1990

Мафиозная сага, или Мальчик, воплотивший мечту

Генри Хилл (Лиотта) с самого короткоштанного детства мечтал стать гангстером. Крутые парни со стоянки напротив, пленили его незамутненное воображение и не пожелали отпускать. Суровые пузатые дядьки, которых боялся весь Нью-Йорк. Пачки баксов, длинные машины и поблескивающие из-за пояса стволы. Что еще нужно, чтобы очаровать подростка.

И Генри не стал просто любоваться своей мечтой из окна крохотной комнатушки. Он стал сперва мелким подручным у одного из бандитов. А со временем и вполне крупным преступником.

Чаще всего напарниками Генри становились Томми ДеВито (Пеши), бескрышный невысокий итальянец, и знаменитый Джимми Конуэй (Де Ниро), ирландец, балдеющий от ограблений.

«Славные парни» — как называли себя итальянские мафиози — творили что хотели. Подкуп полиции, грабежи, рэкет, убийства. И Генри сполна окунулся в эту завлекательную жизнь.

Но не зря говорят, сколько веревочке не виться…

На улицах появились яркие таблетки, и освобождающий от реальности белый порошок, с которым мафия не захотела иметь никаких дел. А преступная карьера Генри, связавшегося с наркотой, похоже, начинает клониться к закату.

 

Один из самых известных постановщиков в мире Мартин Скорсезе познакомился с книгой Николаса Пиледжи «Умник» еще в 1985 году. Материал сразу заинтересовал будущего мэтра, но между идеей и воплощением прошло около пяти лет, посвященным другим кинопроектам.

Лента была с жутким восторгом воспринята как зрителем, так и критиками, объявившей ее «абсолютной классикой гангстерского кино и идеальным образцом режиссуры». Не обошлись Goodfellas без наград. 6 номинаций на Оскар и одна статуэтка Джо Пеши, как «Лучшему актеру второго плана». Серебряный лев Венецианского кинофестиваля. А BAFTA, и разнообразные ассоциации, общества и круги кинокритиков буквально завалили картину призами.

Скажу честно, на меня фильм произвел двойственное впечатление.

С одной стороны завлекательный антураж Нью-Йорка середины 20-го века. Узкие улочки, костюмы и машины тех лет, благородство и подлость мафиозо, безумный угар клубов, кабаков, ресторанов и адреналин ограблений. Те самые обещанные «тридцать лет из жизни мафии», когда ты уже настолько увлечен судьбой героев, что просто проживаешь с ними каждый кадр. Их реакции на убийства и прочий кровавый криминал, не вызывающие ничего кроме здорового смеха. Полное отсутствие понятия о морали и милосердии по отношению ко всем, кто не входит в Семью (а порой и к тем, кто входит). Ограниченность и гордыня, воспаряющая к небесам. Зашкаливающее самомнение и непредусмотрительность.

Плюс закадровые комментарии, причем не только от протагониста, но и от его жены. Почти постоянный музыкальный фон, периодически надоедающий, но иногда добавляющий то неуловимое ощущение присутствия, создающее из сцены практически шедевр. И конечно, великолепная работа Джо Пеши (абсолютно заслуженный Оскар), создавшего абсолютно маниакально-безбашенного Томми. Невысокий, на первый взгляд абсолютно не опасный, с постоянной улыбочкой, шутками и прибаутками. Тип, способный в любой момент превратиться в абсолютно хладнокровного убийцу, повести себя, как обезьяна с гранатой. Пристрелить официанта, расколоть череп знакомому мафиози, с ухмылкой выкапывать полугодичной давности труп. А следом вновь весело болтать со своими друзьями, рассказывая очередную забавную историю.

С другой, у человека, помнящего постсоветских бандитов, возникает вопрос к типажам Скозцезе.

Толстые, страдающие отдышкой мужики, держащие в страхе огромный город. Ведут себя настолько наивно-нагло, что кажется у них на зарплате не только местная полиция, но и вся федеральная власть, вплоть до президента. В наличии легкий когнитивный диссонанс. А где огромные гориллы, невозмутимые гонфайтеры, коварные черные юристы и прочие непременные фигуры криминальных структур?

Однако, итальянская мафия уже не первый раз подается именно так, вспомните хотя бы Клан Сопрано (обзор тут http://perekat.kiev.ua/клан-сопрано-the-sopranos-сериал/ ), да и «Умник» Пиледжи писался вроде как по реальным событиям. Так что, пожалуй, придется смириться, что скорее всего именно так все и выглядело.

Да и главный герой не произвел на меня особого впечатления. Казалось бы, пацан, с самого детства вращающийся среди бандюков, должен стать малехо пожестче. А наш Генри, по большому счету, размазня-размазней. Аж один раз проявил темную сторону свей натуры. Может оно ему не надо было? Но когда прижало – Хилл тоже выдающихся бойцовских качеств не продемонстрировал.

Кстати, Джимми в исполнении Де Ниро («Спящие» (http://perekat.kiev.ua/спящие-sleepers-1996-рецензия-обзор/ ), «Звездная пыль» (http://perekat.kiev.ua/звездная-пыль-stardust-2007-рецензия-обзор/ ), «Красные огни» (http://perekat.kiev.ua/красные-огни-red-lights-2012-рецензия-обзор/ ), «Профессионал» (http://perekat.kiev.ua/профессионал-рецензия-обзор/ ), «Забойный реванш» (http://perekat.kiev.ua/забойный-реванш-решающий-бой-grudge-match-2013-ре/ ) тоже не особо феерил. Буквально пару раз мелькнуло что-то зверино-нутряное, а все остальное время ровненько, без особого огонька. Однозначно не лучшая работа Роберта.

В общем, как видите, вопросов хватает и к актерским работам и к общему подходу. Но с другой стороны – если поверить, в то, что именно так все и происходило (а мы находились от Нью-Йорка середины века все же подальше, чем автор книги), то лента действительно начинает восприниматься как своеобразный гимн эпохи.

Времени, когда толстые гангстеры, давя авторитетом и пачками баксов, делили город надвое. На прекрасных упитанных мужчин, живущих ярко и коротко. И всех остальных, с которых можно стричь купоны.

Будем честными, с той поры ничего не изменилось, но такого антуража, как показано у Скорсезе, мы уже не увидим.

Что само по себе переводит Goodfellas в разряд классики.

Эрго. Ностальгический гимн криминальному Большому яблоку второй трети 20-го века с отличной ролью Джо Пеши и удачным антуражем всевластной в то время итальянской мафии.

Режиссер: Мартин Скорсезе

В ролях: Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта, Джо Пеши, Лоррейн Бракко, Пол Сорвино, Фрэнк Сиверо, Тони Дарроу, Майк Старр, Фрэнк Винсент, Чак Лоу, Фрэнк ДиЛео, Джина Мастроджакомо, Катрин Скорсезе, Чарльз Скорсезе, Сюзанн Шеперд, Деби Мейзар, Марго Уинклер, Уэлкер Уайт, Джули Гарфилд, Кристофер Серроне, Илэйн Каган, Бо Старр, Кевин Корригэн, Майкл Империоли, Робби Уинтон, Джонни Уильямс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.