Власть (Vice), 2018

Судьба политика, или Лучший «второй» американской демократии

В молодости Дик Чейни (Бэйл) вряд ли мог рассчитывать на завидное будущее. Лень, увлечение алкоголем, драки в барах. Так бы он и закончил свой жизненный путь в какой-нибудь канаве, если бы не жена Линн (Адамс). Которая дала ему такой мощный супружеский пинок, что Чейни долетел аж до Белого дома.

Сперва как стажер, потом как министр, а позднее как один из влиятельнейших людей на политическом небосклоне Америки.

 

Байопики, рассказывающие о жизни политиков и чиновников, один из любимых американских кинематографических поджанров. Вспомним хотя бы «Уотергейт» (http://perekat.kiev.ua/уотергейт-крушение-белого-дома-mark-felt-the-man-ни/), «Линкольн» (http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ) или «Дж. Эдгар» (http://perekat.kiev.ua/дж-эдгар-рецензия-обзор/ ). Сняты таких фильмов уже многие десятки, но почти каждый год появляются новые. На этот раз чести запечатлеться на экране удостоился Дик Чейни. Даже я — человек, максимально далекий от политики, слышал это имя в начале 2000-ных.

Браться или нет ли за просмотр Vice, было вопросом непростым. Чаще всего такие байопики получаются весьма скучноватым зрелищем. Однако номинации на Оскар, и имя Бэйла перевесило. Как выяснилось – зря.

Что понравилось.

Образ Линн Чейни в исполнении Эми Адамс («Человек из стали», «Афера по-американски», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Прибытие», «Под покровом ночи», «Лига справедливости», «Острые предметы»). Редко когда женское влияние на мужскую судьбу и политику показано настолько открыто и незаретушировано. Да, без Линн Дика не было бы. Совсем. Да, Чейни как политик во многом состоял из двух человек: себя и жены. При этом постановщики избежали искушения объяснить все успехи Дика лишь действиями его жены (а искушение в наше феминистическое время явно было немалым). Дик и сам по себе величина внушительная.

Джордж Уокер Буш в исполнении Сэма Рокуэлла («Ковбои против пришельцев», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Без понятия каким был Буш-младший на самом деле, но в фильме это человек слабый, инфантильный, стремящийся доказать отцу, что он хоть чего-то стоит. Легко поддающийся чужому влиянию, при этом всегда старающийся сохранить хорошую мину при плохой игре. Пустой взгляд Буша при разговорах с серым кардиналом Чейни и попытки Джорджа понять ход мыслей Дика, сделаны отлично.

Работа потолстевшего для роли на 20 кг. Кристиана Бэйла («Американский психопат», «Крутые времена», «Престиж», «Цветы войны», «Афера по-американски», «Исход: Цари и боги», «Игра на понижение», «Недруги»). Это конечно не восхитительный Олдман в «Темных временах», но образ у Бэйла вышел на ура.

Бескрышный алкаш в молодости. Угодливый, толстоватый, чуточку заторможенный стажер при первом визите в Белый дом. Обстоятельный, скрытный политик впоследствии. Человек, выбравший своей целью попадание в цитадель власти и непреклонно добивающийся этой цели. Умный, беспринципный, жестокий, без проблем идущий по головам, лавирующий между разными группировками, не забывающий о своем кармане. Тот факт, что Чейни был претендентом на Всемирную премию за глупость в категории «Самый глупый человек года» скорее всего не лучшим образом говорит об устроителях данной «премии». Играющийся с законами, способный отыскать дырки и недомолвки в законодательстве цитадели демократии. Пластика, мимика, повадки, язык тела Чейни, специально выученный Бэйлом для этой роли. Плюс шикарный грим (законный Оскар за Лучший грим и причёски), когда Бэйла в образе пожилого Чейни узнать практически невозможно (еще одна параллель с Олдманом).

Показывают Чейни с определенной долей восхищения, прорывающимся осуждением, и одновременно с лицемерным закадровым и субтитровым переживанием об убитых в иракской войне. Внутренних переживаний персонажа нам при этом демонстрируют немного (постановщики оправдываются скрытностью Чейни), и хотя благодаря закадровому голосу и работе Бэйла мы иногда понимаем ход мысли протагониста, многие моменты останутся неизвестными. Нам предлагается объяснять это для себя стремлением Дика к власти, но все же хотелось бы побольше обоснований и психологических подоплек действий персонажа. А то образ откровенно незаконченным выходит.

Плюс беда в том, что нам в 2 с лишним часа попытались втиснуть многие десятилетия жизни Чейни. В результате получается «галопом по Европам» с акцентом на некоторых ключевых моментах. Особенно много времени создатели ленты уделили 11 сентября и последующей войне в Ираке. И, конечно же, с высот знаний будущего, не забыли посокрушаться об ошибках Чейни, подтолкнувшего Америку к ненужной войне.

Ну, во-первых «хорошо быть умным как моя жена потом», постфактум осуждая действия, предпринятые в критической обстановке. А что вы собственно предлагали делать в такой ситуации?

Во-вторых, вы же сами нам рассказываете, что американский народ после 11.09 откровенно хотел крови террористов. И Чейни дал им того, чего они хотели. Вот только так, чтобы во время войны кровь лилась лишь у врагов — не бывает. 

Ага, еще Чейни и в создании ИГИЛ виноват («и собор тоже он развалил»). Неужто непонятно: не один Абу как его там, так другой.   

Если подытожить: по мнению постановщиков, Чейни не лучшим образом повлиял на развитие США.

Но то такое, американцам виднее, нам как нейтральным зрителям гораздо обиднее то, что фильм получился попросту скучным.

Одного Бэйла, вдобавок вынужденного играть практически без внешних проявлений и эффектов, чтобы вытащить 2-часовую картину не хватает. Адамс хороша, но ее тут мало. Напряжение 11 сентября, даже показанное дважды, тоже панацеей не становится.

Вот и остается наслаждаться гримом, редкими интересными сценами, вроде Чейни, застывшего на пороге темного кабинета, да не очень внятными размышлениями о природе власти.

В общем два часа можно потратить с большей пользой.

Эрго. Скучноватый байопик о «самом влиятельном вице-президенте в истории США», с отличным гримом, хорошими актерскими работами и довольно спорными оценками деятельности главгероя. «Игра на понижение» того же режиссера была как то поживее.

Режиссер: Адам МакКей

В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Элисон Пилл, Эдди Марсан, Джастин Кирк, Лиза Гэй Хэмилтон, Джесси Племонс, Билл Кэмп

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.