Сражение за дочь, или Забывшие о срединном пути/ Параноидальная сатира
Пэт и Перфидия – активные участники левой революционной группировки Френч-75. На их счету громкие акции: освобождение мигрантов из центров содержания, взрывы и дерзкие ограбления.
А еще у них появляется маленькая дочь, ставшая причиной раздоров между Пэтом, стремящимся в первую очередь сохранить семью, и Перфидией, рвущейся продолжать борьбу с режимом.
Проходит 15 лет.
Френч-75 давно разгромлена властями. Перфидия пропала. А Пэт с дочерью под фальшивыми именами живут в небольшом калифорнийском городке.
Как вдруг на горизонте возникает полковник Стивен Локджо, некогда бывший тайным любовником Перфидии и принявший самое активное участие в уничтожении Френч-75.
Полковник, задавшийся целью завершить начатое пятнадцать лет назад, и добить оставшихся в живых членов группировки.
Любопытный фильм, смешавший комедийные элементы с некислым напряжением и актуальными социальными вопросами.
За юморок отвечает в первую очередь ДиКаприо («Поймай меня, если сможешь»,«Отступники», «Кровавый алмаз», «Остров проклятых», «Начало», «Дж. Эдгар», «Джанго освобожденный», «Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Выживший», «Однажды в… Голливуде», «Не смотрите наверх», «Убийцы Цветочной Луны»). У Лео тут не то, чтобы откровенно комедийный образ, но многое из того, что он делает, вызывает когда улыбку, когда неловкий смешок.
Его Пэт/Боб один из немногих адекватных людей, окруженных психами. Да, поддавшийся влиянию сверхактивной подруги. Познавший адреналин р-р-революционной борьбы, и даже начавший получать от этой движухи определенный кайф. Но четко понимающий, что семья и дети на порядки важнее всей этой возни политически активных юных (и не очень) бабуинов.
Его Пэт/Боб – натуральный параноик, жестко контролирующий дочь, не дающий ей мобилку, портящий отношения с одногодками. Давно создавший путь отхода при возможной опасности.
Его Пэт/Боб – постаревший, нескладный, усталый мужик, конкретно закладывающий за воротник и регулярно курящий косячки. Расслабившийся после долгих лет спокойной жизни, позабывший явки и пароли. Постоянно попадающий в смешные ситуации из разряда «смех сквозь слезы» и комедии положений.
Его Пэт/Боб – обычный, простой человек, с легкой ошалелостью глядящий что на левых, что на правых фанатиков. Любящий отец, готовый ради своей дочурки на глобальные свершения, но опаздывающий с их воплощениями.
ДиКаприо традиционно хорош, радует своей излюбленной внешней игрой (в которой он один из лучших в мировом кинематографе), раскрываясь до донышка перед зрителем, фонтанируя различными эмоциями по всему спектру людских чувств.
Недурно вышли его наследница Уилла (Инфинити («Презумпция невиновности»). Боевая девица-подросток, занимающаяся каратэ, строящая непутевого папашу. Пылкая, страстная, способная на сильные поступки и волевые решения. Готовая совершить то, что не любому взрослому под силу. Молодым везде у нас дорога – они и без пидстаркуватых опекунов/учителей с родителями способны за себя постоять. Но помощь не помешает, само собой.
И ее сенсей Карлос (Дель Торо («Обычные подозреваемые / Подозрительные лица», «Загнанный», «Убийца», «Тор-2», «Стражи галактики», «Звездные войны 8: Последние джедаи», «Мстители: Война бесконечности»). Спокойный, невозмутимый мужчина с хитринкой, фанат восточной мудрости и фраз типа «Успокойся, представь морские волны и дыши». Не только держит додзе, но и активно помогает латиноамериканцам и прочим мигрантам, пытающимся отыскать землю обетованную в США.
Дальше пойдут психи и фанатики.
Перфидия (Тейлор) — раздражающая тетя-лошадь с недурной, впрочем, фигурой. Адреналиновая наркоманка из семьи потомственных леваков-бунтарей (в смысле революционеров), возбуждающаяся и получающая сексуальное удовлетворение во время террористических (пардон, революционных) акций. Извергающая сентенции про «твое хрупкое мужское эго моей революции не нужны» или «ты хочешь владеть мной, как и всем миром». Ревнующая мужа к ребенку. В момент опасности напрочь позабывшая обо всех идеалах. Бросившая дитятко как ненужный мусор и позабывшая о его существовании.
Полковник Локджо (Пенн («Игра», «Охотники на гангстеров», «Ганмен», «Игры разумов»). Назвавший предыдущую героиню «самой обольстительной ведьмой из всех, что я видел». Затеявший с ней извращенные сексуальные игры и созависимые отношения. Дуболомный офицер-вояка, лелеющий чубчик на башке и не задумываясь убивающий людей. Видящий себя выше остальных людей («богат умом и силен телом») и пытающийся получить подтверждение этому путем вступления в некий влиятельный Клуб рождественских приключений.
Пенн не сильно поразил. Шон наделил персонаж экспрессией и безумием, но местами переигрывает на уровне карикатурного фарса, постоянно носит на лице брезгливое выражение и переусердствовал с поджатыми губками.
А вот и представитель вышеупомянутого Клуба. Верджил (Голдуин («Привидение», «Шестой день», «Дивергент», «Уотергейт: Крушение Белого дома», «Страна Лавкрафта», «Оппенгеймер»). Высокомерный богатей-расист, славящий святого Николаса, явно облизывающийся на хранящиеся в сундуке мастерок, белый балахон и остроконечный колпак Ку-Клукс-Клана. Образцово-показательный правый расист из образцово-показательной расистской организации.
Простебались над белыми богатыми мужчинами, считающими себя солью земли, постановщики от души. Серьезные, на первый взгляд люди, с огромными деньгами и возможностями, кичащиеся друг перед другом правильным происхождением и нужной кровью. Пафосно выискивающие соринку в чужих глазах, и не замечающих бревна в собственных. На голубом глазу считающие, что цвет кожи может определять сущность человека. Черт, поражаются постановщики, неужто можно быть такими идиотами? И это люди, находящиеся при власти, имеющие серьезнейшее влияние на судьбы миллионов людей. Куда скатится общество, где правит такая «аристократия духа»?
Досталось от создателей ленты не только расистам.
Прошлись они по доблестным политическим активистам, разговаривающим большевистскими фразами начала 20 века, и представляющим другую крайность (что ж вас всех по краям разносит — благородный срединный путь, не слыхали?). Упивающимся ненавистью, сознанием собственной правоты, наслаждающимся насилием, террором и возможностью нести разрушение. Или возвышающимися над бурлением сотоварищей, сыплющими конструкциями типа «неэкологичная коммуникация, вы вторгаетесь в мое личное пространство».
По монашкам-сестрам храброго Бобра, выращивающим коноплю, пыхающими косячками и развлекающимися стрельбой из пулеметов.
По военным и наемникам – красивым, здоровенным, но тупым как пробка. И зачастую с абсолютно сдвинутой психикой. Неудивительно – людей убивать, оно даром не проходит.
По обывателям, неспособным защитить себя от всех вышеописанных.
Комедия выходит почти всегда черной, но забористой.
Начинается фильм с места в карьер, абсолютно не озабочиваясь вступлением, шлейфами роли и представлением персонажей. Через полчаса после старта оказывается, что это все и было вступление. А вот предыстории героев постановщики так и не уделят должного внимания. Обидно.
Зато напряжение на уровне, при том, что боевик с внешним действием проявляется в ленте редкими эпизодами. А вот параноидальный триллер разворачивается вовсю. Герои изрядную часть фильма бегут в неизвестность, прыгают по крышам (не всегда удачно), уходят от погонь, в последний миг ускользают из лап врагов (до определенного момента). Попадают в ситуацию, когда уже никто вроде как не может прийти на помощь.
Временами дух перевести некогда.
Да некоторые нюансы имеются, музыкальный фон на заднем плане слишком навязчивый, а как персонажи находят друг друга на необозримых американских просторах, неясно никому (или девайсы с лампочками подсунули враги, которые их успешно пеленгуют?). Но эти мелочи не портят впечатление от фильма.
Эрго. Параноидальный триллер с элементами черноюморной комедии. ДиКаприо как всегда умница, напряжение на высоте, остросоциальной сатиры выше крыши.
Режиссер: Пол Томас Андерсон («Призрачная нить»)
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Бенисио Дель Торо, Шон Пенн, Тейяна Тейлор, Вуд Харрис, Реджина Холл, Чейз Инфинити, Алана Хаим, Д.У. Моффетт, Джон Хугенэккер

