Обычные подозреваемые/ Подозрительные лица (The Usual Suspects), 1995 — рецензия (обзор)

Детективный новатор для триллера, или Гениальная комбинация для альтернативно одаренных

Когда в одном из полицейских участков Нью-Йорка собрали для опознания пятерых преступников, почти никто еще не знал, к чему приведет это рядовое, в сущности, событие.

То, что они вскоре выберутся на очередной грабеж, предположить было можно. Но то, что во всех этих раскладах, возможно, замешан легендарный Кайзер Созе – которого одни считали мифом, а другие самым опасным и влиятельным преступником Америки, нельзя было даже представить.

Как и то, что в результате этого опознания громыхнет чертовски громкое и кровавое дело, унесшее десятки жизней.

 

«Один из наиболее значимых детективов в истории Голливуда». «Один из самых совершенных триллеров десятилетия». Как только не называли The Usual Suspects за прошедшие почти четверть века. Фильм таки да знаковый и неплохо снятый. Но все его преимущества играют яркими красками ровно до того момента, пока не начинаешь обдумывать, что именно ты увидел на экране. Потому что у ленты жутко нелогичный сценарий.

Сперва о приятном.

Новаторство для поджанра. Многие киношные приемы, о которых мы сейчас будем говорить, в 90-е годы были еще не слишком распространены в массовом кино. The Usual Suspects стали одним из пионеров в донесении до зрителя и будущих поколений кинематографистов этих самых приемов.

Структура ленты. Сверстан фильм продумано и качественно в двух временных линиях. Начинаясь фактически с финальной сцены и крепко-накрепко цепляя зрителя на крючок любопытства, «Обычные подозреваемые» затем постепенно раскрывают перед нами всю картину происходящего, перебрасывая зрителя из одного временного пласта в другой. 

Затем следует финальный твист, переворачивающий происходящее с ног на голову. При первом просмотре он буквально огорошивает. А при последующих ты с неподдельным интересом ищешь намеки и подсказки на этот самый твист, разбросанные постановщиками по пространству фильма. А они есть.

Ненадежный рассказчик. Ход, когда понимаешь, что далеко не все показанное тебе на экране, а точнее рассказанное от лица персонажа, является истиной, а может быть всего лишь его выдумкой, а возможно искренним заблуждением. А может и не быть. Иллюзии с реальностью сплетаются в ленте в один запутанный клубок. Причем такой рассказчик в «Подозреваемых» не один. Агент Дэйв Куйан в отношении Китона тоже опирается лишь на собственные догадки.

Атмосфера, манера съемки и операторская работа. Нагнетание обстановки. Взвинчивание интриги. Игры со светом и тенью. Мелькающие силуэты. Темные воды, вспыхивающие взрывы. Антуражненько.

Некоторые актерские работы.

Кевин Спейси («Время убивать», «Секреты Лос-Анджелеса») и его Болтун. Один из лучших голливудских актеров нашего времени (нет, меня абсолютно не интересуют его сексуальные похождения), в то время находился в начале долгого и славного актерского пути. Создав один из самых запоминающихся своих образов. Мелкий мошенник (хотя как мелкий: аферы на 62 штуки баксов для него в порядке вещей), инвалид, страдающий от церебрального паралича. Трогательно жалкий, не большого ума, хотя способный на озарения. Цепляющийся за Дина Китона и считающий его своим другом. Пластика, повадки, манера разговора, реакции. Все на пятерку с плюсом.

Второй интересный образ — Дин Китон и создавший его Гэбриел Бирн («Перекрёсток Миллера», «Реинкарнация»). Экс-коп, позднее преступник, нынче завязавший и решивший заняться честным бизнесом. Любовь, знаете ли. Мы так и не узнаем, каков он на самом деле, потому что его действия и рассказы о нем того же Куйана сильно различаются (см. Ненадежный рассказчик). Он либо жестокий, умный бандит, способный годами выходить сухим из воды не оставляя улик. Либо тупой и жестокий громила. Либо честный коп, которого подставили. Правда, любой из этих Китонов не мог бы действовать так, как нам показывают (см. вторую часть обзора о сценарии).  Как бы то ни было персонажу Бирна искренне сочувствуешь и негодуешь на подлецов, не давших человеку, ставшему на путь исправления, пожить нормально.

Остальные трое членов банды вдохновили гораздо меньше.

Бенисио Дель Торо («Убийца», «Звездные войны 8: Последние джедаи») молод, нагловат и неумен.

Стивен Болдуин выдает пару неплохих эмоциональных сцен. А Кевин Поллак не делает даже этого. И главное эта троица аж никак не тянет на серьезных грабителей, угоняющих грузовики с оружием и самолеты с золотой и платиновой электропроводкой. По их типажам и действиям максимальный потолок этих правонарушителей – «бомбануть» ночью ларек с сигаретами на окраине.

И вот мы потихоньку добрались до сценария, похоже, написанного альтернативно одаренными сценаристами про альтернативно одаренных преступников, для альтернативно одаренных детишек младшей детсадовской группы. Потому что когда после финальных титров ты окидываешь взглядом пройденную дистанцию и обдумываешь, что же только что увидел – волосы встают дыбом. Родить такой нерифмованный бред нужно сильно постараться.

Дальше пойдут спойлеры, посему тем, кто фильм еще не видел, я предлагаю приобщиться к «Подозреваемым», а потом вернуться обратно. Вместе обдумать увиденное.

Итак. Мы имеем суперкрутого бандюгана, ворочающего огромными бабками, вплоть до миллиардов. Человека, которого «боялся сам Флинт». Человека, способного нанять лучших профессиональных убийц Земли. Клан ниндзя. Батальон SWAT. Полк отставников спецназа. Водолазов, в два счета пустящих на дно любой корабль. Минеров, взорвущих пол- Нью-Йорка.  Короче, вариантов, чтобы устранить цель, у него сотни. Что он делает? Правильно, использует маленькую группку гоп-стопщиков. Гениально! Он придумывает и разрабатывает сложнейшую операцию (а если бы Киттон грохнул-таки Кобяаши? Не дожидаясь угроз и не задавая риторических вопросов? Что делать, следующего искать? А потом еще? Так Кобаяши скоро закончатся), вкладывает в нее огромные деньги, много раз рискует ее срывом. Ну и что, спросите вы, результат-то достигнут? В том то и дело, что нет! Цель устранена, но фоторобот лежит в полиции. Инкогнито раскрыто, нужно менять облик. Ну и к чему, простите весь этот цирк? В лицо предателю хотел посмотреть? Так и говоришь своему полку: привести такого-то к пирсу №7, подплываешь на яхте, смотришь, стреляешь, уплываешь Все! А то, что нам показали: это гениальная операция, разработанная альтернативно одаренным преступником в расчете на таких же собратьев. Грустно.

Дальше.

Откуда выживший венгр знал лицо Того Кого Нельзя Называть? Самую жуткую тайну всех времен и народов? Птичка на хвосте принесла?

Почему венгерская мафия, вместе с аргентинской такая тупая? Или это не мафия, а Клуб самоубийц? Судя по тому, с какой легкостью они позволили себя изничтожить, так и есть.

Почему Китон, ранее инсценировавший собственную смерть, живет в Нью-Йорке под своим именем, не изменив внешность? Как умный Китон, годами устранявший свидетелей, не оставляя улик, купился на глупое и непродуманное предложение Макмануса о первом деле? Не говоря уже втором? Ах, инвесторы уйдет, ах они меня уничтожили! Ты институтка или матерый коп-преступник? От гимназистки услышать такую реакцию было бы нормально, но не от бандюгана. У тебя бизнес на ходу, деньги капают, все пучком. Да, пока о развитии придется забыть. Не навсегда, на время.  Оставляешь управляющего, берешь адвокатшу и улетаешь на Мальдивы. На годик, пока все утихнет.

Почему он воспылал столь необъяснимым чувством привязанности к откровенной обузе, вроде никаких долгов чести нам не озвучили?  Опять же – ты чувствительная институтка, заботящаяся о сирых и убогих, или преступник?

Почему в американских правоохранительных органах, если верить картине, работают либо туповатые коррумпированные сволочи, либо туповатые же служаки, не обращающие внимания ни на что кроме своей идеи фикс? Может посоветовать при наборе в копы и таможенники не брать никого с IQ менее 70?

Почему…

Список «почему» к сценаристам этого фильма можно перечислять, пока язык не устанет. Да, я помню, что мы почти все видим через призму рассказа Болтуна, помню ненадежных рассказчиков, помню смешение иллюзии с реальностью. Но даже при всех этих факторах, то, что нам описывают сценаристы: это просто за гранью добра и зла. Ведь кроме запутанности с интригой, нужно хоть немножечко помнить о банальной логике. Понятно (хотя и обидно), когда сценаристы не включают мозги в боевиках. Пипл и так схавает. Но The Usual Suspects позиционировался как триллер и детектив (!) – интеллектуальный, мать его ити, жанр. Обидно. Досадно. Но ладно.

О диалогах я даже не говорю. Тут как всегда будут явно вопросы к переводчику, но то, что мы слышим на русском – это страх и ужас, люди так не разговаривают. Даже в кино. А диалогов тут хватает.

Эрго. Запутанный детективный боевико-триллер с массой интересных и мало распространенных на тот момент в большом кино кинематографических приемов, деревянными диалогами и жутко нелогичным сценарием (получившем, меж тем Оскар), изрядно портящим впечатление от интересной, в принципе, ленты.

Режиссер: Брайан Сингер

В ролях: Кевин Спейси, Гэбриел Бирн, Бенисио Дель Торо, Кевин Поллак, Стивен Болдуин, Чазз Пальминтери, Пит Постлетуэйт, Джанкарло Эспозито, Сьюзи Эймис, Дэн Хедайя

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.