Уотергейт: Крушение Белого дома (Mark Felt: The Man Who Brought Down the White House), 2017

Человек уволивший Никсона, или Фбровец из ранешнего времени

Заместитель директора ФБР Марк Фелт (Нисон) не мыслил своей жизни без родной «конторы». А еще он, как и его начальник «вечный» Джон Гувер, не терпел постороннего вмешательства в дела FBI. Даже если оно шло с самого-самого верха.

Дни сменялись днями, работы хватало, а затем наступил 1972 год. Год, принесший смерть Гувера, а следом Уотергейтский скандал. Скандал, в очередной раз показавший гнилую душонку президента США Ричарда Никсона. Никсон и его помощники всеми силами старались не допустить честного расследования дела, вставляя палки в колеса ФБР. То есть произошло то, чего Фелт терпеть не мог больше всего на свете. А Марк аж никак не был человеком, готовым безропотно сносить то, что ему не по душе.

 

Американцы весьма полюбляют снимать биографические ленты о героях своей страны. Больше всего внимания достается, понятно дело, политикам: «Линкольн» (http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ). Но спецслужбисты тоже не обойдены вниманием кинематографа – см. тот же Гувер — «Дж Эдгар» (http://perekat.kiev.ua/дж-эдгар-рецензия-обзор/ ). И вот пришло время для его зама и соратника, активно причастного к отставке Ричарда Никсона.

Прямой перевод названия ленты – «Марк Фелт – человек придушивший (обрушивший/ воспитавший) Белый Дом».

Это классическая «разговорная» лента о парнях с «холодными головами, горячими сердцами и чистыми руками». Причем не о пешках, носящихся высунув языки по улицам, а о высшем звене, давно позабывшем о том, что такое оперативная работа. Да и возраст, знаете ли, сказывается. Соответственно о таком понятии как «действие», на час 45 минут можете позабыть. Снималась картина отнюдь не для внешнего экшена.

Постановщики пытаются ответить на вопрос, как обеспеченному профи, связавшему всю жизнь с ФБР, пришло в голову пойти против системы, совершив фактически государственную измену.

Если верить создателям картины, совпало несколько факторов. Начнем с банального — Фелт демократ, а Никсон республиканец. Дальше – Фелт еще из того, военного поколения («гвозди бы делать из этих людей»), спецслужбист привыкший к мощному, независимому ФБР под крылышком великого Гувера. И ограничения, которые Белый дом пытался наложить на «контору» — были ему как серпом по рейтингу. Причем дело аж никак в наступлении администрации Никсона на демократию или повышенной жажде справедливости Марка (кюшать не могу, пока лжеца-президента не посажу). Фелт разумный, вменяемый мужик, знающий, как делаются дела в грязном болоте под названием «политика». Ему попросту не понравились попытки «поприжать» ФБР. Вдобавок он кандовый профи, желающий хорошо делать свою работу и доводить любое дело до конца. А разобраться в уотергейтском скандале ему как раз с самого верха и мешали. Мотивация как раз вполне понятная. Вот только интересно, будь Никсон демократом, или включи его помощники мозги, предложив кресло директора Фелту взамен на… Марк так же страстно рвался бы в бой? А что бы сделал в этой ситуации непотопляемый Гувер, проживи он еще полгода — годик?

Фактически лента построена вокруг одного единственного человека – собственно Марка Фелта в исполнении Нисона. Все остальные показаны мельком, причем либо стоящими на стороне Никсона, либо такими, каким глубоко плевать на расследование этого дела (понятно, кроме акул пера). Да и не запоминается никто, будем честными.  Лиам Нисон («Морской бой», «Гнев Титанов», «Схватка», «Голос монстра», «Молчание») – качественный лицедей, даже в откровенной бодяге типа «Заложницы», никогда не опускающийся ниже определенного, весьма высокого уровня. Не подвел актер и тут. Его Марк – невозмутимый, уверенный в себе ФБР-ровец старой школы, считающий свою контору чуть ли не единственной вменяемой силовой структурой страны. Он карьерист, давно метивший в кресло директора, не без этого. Но благо родной организации для него важнее собственного. Наследие Гувера, способность FBI раскрыть любое дело – это его путеводная звезда.

Добавляют перчику хорошо показанные родственные отношения, временами изрядно влияющие на его реакции и поведение. Жена – опора и надежа и дочь, сбежавшая из дома в поисках самореализации и подросткового бунта. При этом Лиам практически не играет наружу. Его игра внутри, лишь изредка прорываясь на волю чуть изменившимся выражением лица, или прищурившимися глазами. В его Марка веришь. Веришь, что именно такой человек из ранешнего времени мог пойти на жуткий риск, постоять за честь Бюро и свалить зажравшегося главу страны.

Вот только текст аннотации оставил в некотором недоумении. Что значит «пожертвовал всем — своей семьей, своей карьерой и своей свободой, чтобы мир узнал правду». В отставку он вышел с почетом. Под судом он был отнюдь не за разглашение деталей расследование Уотергейта, а за прежние дела о незаконной прослушке в домах террористов-«Синоптиков». Связано ли самоубийство жены, произошедшее через десяток лет с Уотергейтом – вопрос спорный. О том, что именно он был той самой Глубокой глоткой, Фелт рассказал журналистам лишь в 2005 году, и до этого времени, кто слил информацию акулам пера, точно не знал никто. Соответственно и наказывать было некого. Так что создатели аннотации малость раздули последствия откровенности для самого Марка. Хотя это ни капли не уменьшает значения его поступка для американской истории.

Жаль лишь эпохи в фильме почти не видно – есть, безусловно, старинные машины и костюмы, архивные записи, но картинка 70-х складывается слабо. Может потому что огромная часть действия проходит в безликих кабинетах? Безвременная вышла история. Антуража пожалели.

В общем, кино явно не для массового зрителя. Заснет. Однозначно стоит смотреть либо тем, кто интересуется американской историей, в частности Уотергейтом, либо поклонникам Лиама Нисона. Остальные имеют огромные шансы напрочь заскучать.

Эрго. Полностью лишенная действия, разговорная и камерная иллюстрация уотергейтского скандала, показанная со стороны знаменитой Глубокой глотки. Интересна работой Нисона.

Режиссер: Питер Ландесман

В ролях: Лиам Нисон, Дайан Лэйн, Мартон Чокаш, Тони Голдуин, Айк Баринхолц, Джош Лукас, Венди МакЛендон-Кови, Кейт Уолш, Брайан Д Арси Джеймс, Майка Монро

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.