Дивергент (Divergent), 2014 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruКастовые войны на безлюдной Земле или Наивная постапокалиптушка для подростающего поколения

Будущее не принесло человечеству ничего приятного. Над планетой прогремела ужасная война, и немногие выжившие затворились в городе, носившем гордое имя Чикаго.

Чувствуя некислый реформаторский зуд, отцы-основатели нового общества решили не только отгородится от мира высокой стеной. Но и разделить остатки гомо сапиенсов на пять фракций, посчитав почему-то, что кастовая система принесет мир и покой непутевому человечеству.

Отныне представители группы Эрудитов занимались наукой, Дружелюбия – сельским хозяйством, Бесстрашия – полицейскими функциями, Отречения – волонтерской работой, а Искренности, по-видимому, ходили и зудели всем на ухо, как надо честно и порядочно жить.

Были, правда и те, кто не подошел ни одной из фракций. Они становились Изгоями, неприкасаемыми этого мира, отребьем, о которых заботились лишь альтруисты из Отреченья.

Ходили также слухи о неких Дивергентах, людях склонным ко всем группам одновременно, нелюбимых ни окружающими, ни тем более правительством.

 

Прошло 100 лет, и юная Беатрис Приор (Вудли) из Отреченья, на церемонии выбора фракции, становится в ряды Бесстрашия, которым она восторгалась с раннего детства.

Ничего криминального, бывали выборы и поудивительнее, если бы не одно «но».

Накануне Беатрис выясняет, что она как раз принадлежит к числу этих странных Дивергентов.

И если об этом узнают, ее будет жизнь краткой, но болезненной.

 

«Избранная», первый роман серии Дивергент (Отклоняющийся, Расходящийся) американки Вероники Рот, в 2011 занял довольно высокое место в списке бестселлеров «New York Times». Книга была воспринята юной аудиторией на «ура», а студия Summit Entertainment, не откладывая дело в долгий ящик, вообще выкупила права на экранизацию за пару месяцев до официальной публикации.

 

Неужто появился достойный конкурент мисс Эвердин, способный всерьез сразиться за сердца подрастающего поколения?

К сожалению, огненной Китнисс (и самой отнюдь не являющейся безупречным образцом жанра) волноваться пока не о чем.

Лента получилась жутко неровной, и несбалансированной. Вялое, предсказуемое начало переходит в интересное, людское продолжение, испорченное намертво похороненным финалом.

Сама концепция мира уже вызывает некоторые вопросы. Бог с ней войной, непонятно кого и с кем. Бог с единственным (вроде как) уцелевшим городом. Бог с тем, что абсолютно неясно, что там за стеной, и на кой черт она вообще нужна (при том, что поля у них расположены именно за стеной).

С чего вдруг отцы-основатели Нью-Чикаго решили возродить кастовую, точнее варновую систему, скажите мне на милость? Они из Индии родом? И пример старой Земли, где практически напрочь отказались от явного разделения (заменив его скрытым), их, конечно же, ничему не учит.

Напротив, четкое деление людей, должно по гениальному замыслу основателей, «сохранить мир» в новом обществе. Ню-ню, как говаривал один крокодил.

Откуда вообще пришла в голову мысль создания групп на основе чистых психотипов, крайне редко встречающихся в природе? Настоящий Бесстрашный должен быть тупым, эгоистичным, злобным и лживым? Так что-ли?

Причем, и сами фракции выглядят не очень-то проработанными. Чем, к примеру, занимаются представители Искренности? Это у них типа судебная ветка власти? А у них вообще суды есть? В чьем ведении медицина? Почему распределением излишков занимается Отречение, а не совет всех групп? И т.п.

Есть правда и интересные моменты, типа возможности самостоятельно выбрать фракцию. Которые тут же нивелируются последующей невозможностью ее изменить. Представьте, навсегда решать свою судьбу в 16 лет. Мягко говоря, неумно.

Если подытожить, вся картина мира выглядит изрядно вторично и наивно.

Итак, начинается картина как эдакая ханжеская антиутопия для среднего школьного возраста.

Затем, после попадания Беатрис к Бесстрашным, создатели ленты нащупывают нужную линию, рассказывая незатейливую молодежную историю о выборе, новых вызовах, страхах, преодолении себя, первых настоящих друзьях и врагах, зарождении чувства.

Простенько, душевно, оптимистично, при этом как-то почти по-настоящему, что-ли.

Однозначно самый удачный отрезок ленты.

Затем Приор заканчивает обучение, и создателей опять заносит. Финальные полчаса – жуткая, очень слабая штамповка, при этом во всю голову переживающая, чтобы не навредить детскому рейтингу ленты. Камера, стыдливо отворачивающаяся в момент выстрела. Типа трупы, лежащие в аккуратно-живописных позах. Маленькие, скоромные пулевые отверстия, напоминающие карандашные точки.

О логике действия даже говорить противно. Наигранно, ненатурально, неумно, и главное, ни капельки неинтересно, и не трогает. За финал жирная единица. С минусом.

Кстати, а отчего власть имущие вообще прицепились к этим невнятным дивергентам? Ими управлять, видите ли, неудобно. А вы часто используете методы Джанин Мэттьюс? Насколько я понял, впервые. Так с какого перепугу такая ненависть? Идея вроде понятна: они не такие как все. Но воплощение (да в чем же они не такие?! все, что нам показали – это иной метод борьбы со страхом) изрядно подкачало. Плюс позабавило четко идущее через весь фильм: одна я мыслю нестандартно, остальные – примитивное стадо. М-да, снобизм, да еще и в пубертатном периоде – зло.

Теперь об актерах. Шэйлин Вудли, в целом, понравилась. Есть в ней что-то притягательное. Вроде и супер красавицей не назовешь, и играет полфильма эдакую скромную замарашку, но зрительский взгляд притягивает. Вот только ее частенько распущенные пышные волосы, развевающиеся в жутких условиях казармы, к концу уже начали раздражать.

Ейный партнер из Бесстрашных Тео Джеймс тоже сработал на уровне. Страшненький мальчик с большими ушами, весь такой мужественный и неколебимый, но с большим сердцем и широкой душой. Вот только над мимикой ему поработать надо. Какой-то он чересчур невозмутимый.

А об остальных и сказать то нечего. По большому счету – функции. Родители Главной Героини. Подружка ГГ. Кореш ГГ. Завистник ГГ. Гадкий командир ГГ. Главная злица. И хватит на этом.

Картинка тоже особыми изысками не порадует. Большинство съемок проходит внутри зданий, в актив ленте можно занести пару-тройку красивых видов разрушенного и перестроенного города, и, пожалуй, полет на местной тарзанке.

Эрго. Крайне неровно-штампованная картина со слабо проработанным миром и вусмерть убитым финалом. При этом на удивление вменяемой серединой. Когда создатели ленты рассказывают безвременную человеческую историю – все в порядке. Как только пытаются показать нелегкую судьбу Нью-Чикаго – гаси свет.

Режиссер: Нил Бёргер

В ролях: Шэйлин Вудли, Тео Джеймс, Эшли Джадд, Джай Кортни, Рэй Стивенсон, Зои Кравиц, Майлз Теллер, Тони Голдуин, Мэгги Кью, Кейт Уинслет

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.