Аллея кошмаров (Nightmare Alley), 2021 — рецензия (обзор)

Не приплетай духов!, или Медиум, переступивший черту

Стэн Карлайл искренне хотел найти дело, в котором он силен, и оставить след на этой планете. Поскольку судьба свела его с бродячими циркачами, его усилия оказались устремлены в сферу шоу и обмана.

Оказалось, у парня неплохо повешен язык, хватает наблюдательности и желания учиться психологии простаков.  Стэн становится иллюзионистом и менталистом, человеком способным «читать» мысли, «видеть» невидимое и даже «общаться» с духами.

Но сможет ли Карлайл остановиться в погоне за славой и опасных играх с людской надеждой? Тем более, когда появится человек, подталкивающий его к черте, которую не стоит пересекать.

 

Гильермо Дель Торо («Тихоокеанский рубеж», «Штамм», «Багровый пик», «Форма воды») в большинстве своих работ не обходится без фантастического элемента. Однако Nightmare стал редким полностью реалистичным исключением.

Впрочем, с другой стороны, мало мест, в восприятии обывателя теснее связанных с волшебством, чем цирк, фокусники и прочие чревовещатели-менталисты. Курц и Нолан не дадут соврать. Особенно это касается передвижных цирковых трупп и бродячих ярмарок, чертовски популярных в Штатах в начале, середине 20 века.

Именно сюда помещает Гильермо место действия своей новой работы. Атмосфера передвижного цирка получилась у постановщиков «на ура».

Толпы восторженного и возбужденного зрелищами народа. Карусели, колеса обозрения, прочие аттракционы, фургончики актеров. Непременная комната страха. «Эротические» танцы. И максимальное количество уродств и нестандартностей всех калибров. Пипл это хавает. Карлик, владеющий тайной борьбой. Гигант-Силач со слабыми коленями. Гуттаперчевый человек-змея. Паучиха, учащая детей послушанию. Электрическая девица. Заросший мужик с синдромом Амбракса (еще один привет от Курца). И, конечно, ключевое для сюжета чудище — то ли человек, то ли зверь, неласково обращающийся с курами.

Перед нами экранизация одноимённого романа Уильяма Линзи Грэшема, который уже гостил на экранах в фильме 1947 года.

Но для нашего героя самым главным стало шоу «Читаем мысли». Построенное на ловкости рук, обмане, чтении публики (в терминологии артистов – простаков), психологии и наборе приемов «холодного чтения» (даже такое есть!), подсказках-намеках ведущему со стороны ассистентки.

Шоу которое вели стареющая, но еще вполне привлекательная дива Зина (Коллетт («Реинкарнация», «Достать ножи») и ее партнер Пит (Стратэйрн («Секреты Лос-Анджелеса», «Клан Сопрано», «Перелом», «Спайдервик: Хроники», «Линкольн», «Годзилла», «Тёмные времена», «Пространство», «Земля кочевников»), все больше отдающийся во власть бутылки.

Артистов, в самом начале предупреждавших Стэна, что не нужно всерьез приплетать к шоу духов или призраков умерших («Призраки не нужны они ложь, а не надежда»). Что такого рода «медиум» имеет все шансы «заиграться», почувствовать себя всемогущим, решить, что его слова – правда. Поверить в свой собственный обман, начать думать, что действительно имеет силы. А тогда начинают страдать люди.

Именно в духе «Чтения мыслей» Стэн Карлайл (Брэдли Купер («Области тьмы», «Афера по-американски», «Снайпер», «Стражи Галактики», «Мстители: Финал» ), решил развивать свои таланты и ловить удачу за хвост. Благо предпосылки у парня имелись. Красавчик-щеголь без особых моральных норм. Никогда не прикасающийся к алкоголю. Хороший художник. Готовый учиться и оттачивать мастерство. Скрывающий тяжелое детство, скотину-отца и «огненную» тайну. Купер демонстрирует отличное развитие образа, тлетворное влияние шальных денег, самоуверенности, «комплекса бога». Из открытого, чуток наивного, впитывающего все новое молодого мужчины, во второй половине превращаясь в излишне самоуверенного, не держащего язык за зубами, причесывающего всех под одну гребенку, позабывшего элементарную психологию, холеного, противного типа.

Брэдли хорош. В первой половине картины – милый, нескладный, потрепанный, впитывающий знания как губка. Допускающий ужасную ошибку или осознанное злодеяние? Во второй – самоуверенный, наглый, считающий что ухватил черта за бороду, сохранивший лишь наблюдательность. Меняющийся во время работы с клиентами и «общения» с духами, превращаясь во взаправдашнего медиума.

Жаль, после экватора дель Торо лишает нас прелестей бродячего цирка, перемещая действие в Нью-Йорк 1941 года.

Тут, правда, постановщик добавляет побольше нуара, ставшего еще одной приятной стороной картины. Обязательные шляпы, изящные женские наряды, стильные костюмы, не вынимаемые изо рта сигареты, вечный дождь, сменяемый не менее настырным снегом, темные тона, роковая красотка. Все, как полагается.   

А вот и Она. Таинственно-змеиная доктор психологии Риттер (Бланшетт («Талантливый мистер Рипли», «Корабельные новости», «Охотники за сокровищами», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Тор: Рагнарёк», «8 подруг Оушена», «Тайна дома с часами», «Не смотрите наверх»). Утонченная, с просчитанными движениями, умная, производящая впечатление. Изрядно пожившая, знавшая от судьбы не только поцелуи. Привыкшая держать все в своих руках, манипулировать, читать людей.

Да, Стэн как-то уж очень легко и просто раскрылся перед этой впечатляющей феминой, поведя себя в отношении Лилит слишком глупо с самого начала. После усугубив дело доверчивостью. Создатели ленты объясняют такую тупость ГГ свежей влюбленностью, но выглядит обоснование изрядно притянутым за уши. Разве что Карлайл действительно изрядно зажрался, почувствовав себя кумом королю, сватом министру, готовым хамить направо и налево, причем не один раз, не задумываясь о последствиях.

Плюс на фоне лощеной и дорогой Риттер возлюбленная Стэна Молли (Мара («Девушка с татуировкой дракона») смотрится слишком уж незатейливо. Простая, солнечная девушка, радующаяся каждому дню, знающая, когда нужно остановиться в опасных играх с судьбой. Любящая этого обалдуя Стэна.

Актерские работы хороши даже на уровне второстепенных образов.

Вспомним хотя бы въедливого и сребролюбивого управляющего ярмарки Клема (Дефо («Американский психопат», «Джон Картер», «Отель «Гранд Будапешт», «Джон Уик»,  «Великая стена», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Тайна 7 сестёр», «Аквамен», «Сиротский Бруклин», «Маяк» ).

Или могущественного отшельника Эзру (Дженкинс («Хижина в лесу» , «Джек Ричер», «Штурм Белого дома», «В центре внимания», «Конг: Остров черепа»,  «Форма воды»).

Теперь, Маша о грустном.

Лента вышла чересчур нарочитой в морально-этическом плане. На уровне паучихи и детишек. Эдакое дидактичное моралитэ для младших классов. Не смейте обормоты, играться с людской надеждой! — грозит пальчиком дель Торо. А то вона как бывает! Священником, себя значит почувствовал, товарищ Стэн? Налаживающим браки самаритянином? Дающим целеполагания, примиряющим с потерями? На тебе жену судьи! Не смей заигрываться! На тебе Эзру. Не приплетай духов!

Или это Гильермо решил поиздеваться – мол, даже в реалистичной картине мои любимые призраки могут так подгадить, костей не соберете.

А еще дети, знайте свое место и вовремя придерживайте коней на переправе. Не загонятесь!

Все вроде верно, но зачем же так в лоб?

Лента получилась изрядно предсказуемой. Фактически все поворотные ходы сюжета отлично читаются. Начиная от спирта, заканчивая доктором и финальным твистом. Что изрядно снижает прелесть восприятия.

Эрго. Нуарная история возвышения и падения, с хорошими актерскими работами, атмосферой бродячего цирка. Подпорченная предсказуемостью и грубым морализаторством.

Режиссер: Гильермо дель Торо

В ролях: Брэдли Купер, Тони Коллетт, Руни Мара, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Рон Перлман, Холт МакКаллани, Дэвид Стратэйрн, Джим Бивер, Мэри Стинберген, Марк Повинелли, Пол Андерсон, Тим Блэйк Нельсон, Ромина Пауэр, Клифтон Коллинз-мл., Дэвид Хьюлетт, Лара Джин Хоростецки, Линден Порко, Дрю Нельсон, Питер МакНилл, Сара Меннелл, Ричард Дженкинс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.