Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug), 2013 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruВаш выход, господин Взломщик или Дракончик тоже хочет резвиться в облаках

Продолжается путешествие туда и обратно. Позади Раздол и Мглистые горы. Впереди Темнолесье, Эсгарот и Одинокая гора.

А также некто Смог.

Итак, свершилось! Дождались. Вновь с нами волшебно-средиземная Новая Зеландия, с ее поразительными красотами, и старый добрый Питер Джексон.

Картинка великолепна, пейзажи божественны. Уровень драйва зашкаливает буквально с первых минут. Но практически с тех же минут начинает преследовать некое непонятное, но не очень приятное чувство.

Невнятного Беорна сменяют чащобы Лихолесья, жирных пауков — основатели паркура — изящные эльфы, и ситуация вроде бы налаживается, достигая апогея апофеоза во время «бочковой» погони.

Но затем путники приплывают в Озерный Город, и с этого момента все окончательно идет наперекосяк.

Теперь подробнее. Всю картину режиссер построил на двух китах. Первый – практически без остановочное движение. Второй – красивые картинки, которыми в первую очередь, похоже, упивается сам старина ПиДж.

Но, как известно, у каждой медали две стороны. Непрекращающаяся движуха к исходу второго часа начинает немного надоедать, а картинки Джексон строит настолько тщательно и вдумчиво, что жутко затягивает кадры. Вместо восхищения, в некоторых моментах получая откровенную зевоту. Ну, сколько, еще, блин, мгновений бедная ящерка будет вынуждена вглядываться в гигантскую статую. А некий маг лазить по Дол-Гулдуру, вопя во всю глотку и стукая посохом. Или созерцать психоделического Саурона. Или…

Всего чересчур. Сократи Питер каждый из этих кадров на 5-15 секунд (огромное время в киношном кадре), все стало бы на свои места.

Вместо этого, мало того что лента выглядит подзатянутой, так излишества еще и херят темпоритм картины.

Непонятно, то ли режиссер уверовал в свою непогрешимость (попросту закушался), то ли устал, то ли потерял интерес (вероятнее первое), но в «Нежданном путешествии» таких вещей не было. Там Джексон успевал завершать кадры вовремя.

Что еще неприятно кольнуло, это самоцитирование. Использование своих же наработок из ВК даже плагиатом не назовешь, но вот четким индикатором завершающихся идей – вполне.

Теперь еще подробнее ) Из в целом удачной первой половины ленты больше всего вопросов к Беорну. Из грубовато-брутально-добродушного повелителя своих мест, режиссер сделал патетично-слезливого-меланхоличного оборотня, во-первых, похоже, не вполне контролирующего свои обращения. Во-вторых, способного внушать страх, только бегая, как савраска, по полям и весям. Беорн у Толкиена сила, с которой считаются все. Беорн у Джексона полусумашедший медведь, практически не вызывающий уважения.

Дальше. Эльфы. Элитный спецназ Средиземья (что они вытворяют с луками и собственным телом – надо видеть).

Ни малейших претензий не может быть ни к Леголасу (его невозмутимая «эстонская» физиономия, как всегда великолепна). Ни к Тауриэль (Лилли). Персонаж, введенный для «привнесения в фильм женской энергии», вышел «на пять». Пубертатная 600-летняя эльфийка, явно недавно открывшая для себя существование противоположного пола, с нерастраченным пылом юности влюбляется в любую смазливую мордашку.

А тут глянь! Гламурный гном практически без бороды. А высокий какой!

Оставим на совести Джексона реакцию Трандуила на влюбленность его сына в «незнатную эльфийку». Дело, в том, что любовь у перворожденных изрядно отличается от таковой же у гомо сапиенсов. У них настоящее чувство – это навсегда. По пальцам одной руки можно сосчитать расставшихся возлюбленных. Да и то, их судьба чаще всего незавидна.

Посему, либо мудрый отец видел, что любовь Леголаса к Тауриэль всего лишь баловство. Либо Джексон допустил одну из самых серьезных ошибок за весь фильм.

Будем честными, именно на первую версию работает увлечение Тауриэль гномом. Прямо скажем, ну очень уж малореальное. Даже эльфийско-человеческих пар за все тысячелетия существования Средиземья, было раз-два и обчелся. А тут гном!

Теперь Трандуил (Пейс). Этот персонаж еще по первой части был заявлен как редкая трусливая жадоба. Здесь эти его качества раскрываются в полной мере. И даже через край. Слишком уж ограниченный получается у лесных эльфов владыка. Да и в особой мудрости его обвинить не получится никак.

Ну да это такое, он режиссер — он так видит (тем более синдар всегда были себе на уме),  но, к сожалению, после дивной погони на непотопляемых бочках, нас ждет Эсгарот. Город, явно стремящийся отобрать у  Минас-Тирита славу самого ненавидимого Джексоном места Средиземья.

До этого не было народа, показанного в средиземском цикле хуже, чем Гондор. Теперь есть.

Вместо нормального торгово-рыбацкого города, вызывающего аналогии то ли со славянами, то ли с варягами, мы видим непонятный народ, умудряющийся голодать, сидя на рыбном озере. Город, напоминающий худшие средневеково-европейские клоаки. Город с аморфным населением, позволяющим управлять собой подлой амебе-бургомистру (явный клон с ослабленного Дэнетора) и его размазне-советнику (здравствуй, Грима).

Одна отрада у горожан — Бард Лучник (Эванс). Стрелок от Илуватара (эльфы обзавидуются), о бедных не забывает, в общем, надежа и опора. Кстати, в книге он решает воздушную проблему без помощи гномьего арбалета, а лишь благодаря своему собственному луку. Персонаж получился неплохим, правда, мало эмоциональным. Вот только, что забавно, лидер оппозиции есть, а где сама оппозиция, то? Недовольный люд куда подевали?

А тут еще и негры! Понятно, оправдать наличие харадримов под Эребором можно. Торговые связи, все такое. Но даже в эпоху расцвета Эсгарота далеко не факт, что уроженцев знойного юга заносило так далеко. Тем более, после разрушения Дэйла и упадка Озерного города.

Зачем оставили в городе Кили, в принципе, понятно (амор, и глазами так зырк!, кстати моргульская стрела, это пять), вот только как он его к Битве Пяти Воинств подгонять собираются? На хвосте у Бардовской рати?

Тем временем в замке у шефа происходит поход Гэндальфа в тыл врага. Очень затянутый, и скомпилированный из нескольких реальных «визитов» Серого мага в Колдовской холм. На самом деле Олорин в то время организовывал выдавливание Некроманта из Дол-Гулдура силами Белого Совета, и самолично в 2941 по развалинам не лазил. Хотя Багровое око сделано концептуально (но опять, ну почему не на 10 секунд меньше!), не поспоришь.

События в Одинокой горе стали квинтэссенцией чрезмерной увлеченности Джексона красотами. Слабенькая сцена открытия двери, почти как у Каменяра (лупайте ту скалу!), нетерпеливые гномы, готовые нафиг все бросить после пяти минут усилий, в общем неубедительно.

А затем зрителя наконец-то познакомили с долгожданным драконом. Зверюга беспорно получилась хороша. В начале даже мурашки по спине забегали.

Но потом Смога становится ну просто невероятно много. «Вы только посмотрите, какая у нас ящерица, как бы говорит Джексон, а еще она вот так может, а еще вот так, и брюшко почешите, пожалуйста» По-видимому, на Смога было угрохано столько денег и усилий (только цифровая обработка чешуи на его теле заняла неделю), что выделить ему минут 5-7 (что было бы оптимально), Питер просто не смог.

И начинается бесконечная беготня по залам Эребора. Дракон тормозит, тупит, и показывает себя полным лохом. Гномы впрочем, отвечают ему взаимностью. С какого перепугу они положились на золото? Что лучшие рудокопы Средиземья не знают температуру плавления благородного металла? Я понимаю, была бы у них сталь. Но золото?

Понятное дело, в книге ничего этого не было и близко. Дракон побазарил пять минут с Бильбо (который и носа не казал из тоннеля) быстренько обиделся на «діжкоплавців» и улетел валять Эсгарот.

Кстати, зачем из Аркенстона Трейна, семейной реликвии, ценной исключительно для Торина, делать аналог Кольца, еще и ключевую королевскую  регалию? Нафига умножать сущности сверх меры?

А что происходит с боевым мастерством гномов? То они долго бегают по полям от небольшого отряда врагов, или жутко пугаются разленившейся эсгаротской стражи. То шинкуют орков десятками, заставляя ревниво поглядывать на свои достижения самих эльфов! Неровненько.

Напоследок поглядим на развитие участников похода, конкретнее Бильбо и Дубощита.

Мистер Бэггинс все чаще выручает непутевую братию, и все больше становится похожим на гнома. Маленький он тока, борода еще не выросла.

Сын Трейна во второй половине ленты обнаруживает, наконец, черты, заявленные Профессором изначально, а Джексоном в первой части напрочь проигнорированные. Жадность, гордыню, самоуверенность. Вот только обстоятельства их проявления вызывают вопросы. Впервые эти качества Торин продемонстрировал в Озерном Городе, и их можно списать на критичное раздувание эго, после долгих народных восхвалений.

Потом становится хуже. В Эреборе Торина начинает плющить не по детски. Но благодаря фразе дракона, мы понимаем, что виновно в происходящем Сердце Горы! То бишь из белого и пушистого гнома скрягу и гордеца сделает неодолимая внешняя сила!?

Я, конечно, извиняюсь, но зачем в Средиземье 21 Кольцо?

Эрго. Долгожданная вторая часть приключения, яркая, живая и полная экшена, но, в целом более слабая, чем первая. Хотя чего не отнять, так это красот. Их по-прежнему массы. Настолько массовые массы, что становится немного муторно.

Но смотреть по любому, и желательно на большом экране. Смотреть и надеяться, что к монтажу третьей части Джексон отдохнет, вспомнив об умеренности в любовании собой, тем, как он может, и какой он молодец.

Благо, по ходу просмотра, времени на отслеживание блох все равно не остается (очень уж движуха заводная). Осознание, что тут что-то не так, придет уже после сеанса.

Режиссер Питер Джексон

В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Грэм МакТавиш, Уильям Кирчер, Стивен Хантер, Дин О’Горман, Эйдан Тернер, Эванджелин Лилли, Орландо Блум, Ли Пейс, Люк Эванс, Стивен Фрай

Обзор первой части «Хоббита» читайте здесь http://perekat.kiev.ua/?p=2681

третьей тут http://perekat.kiev.ua/?p=6955

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug), 2013 — рецензия (обзор)

  1. AngelTell говорит:

    Спасибо! Это, по моему мнению, одна из лучших Ваших рецензий. И тут я впервые согласна практически совсем написанным.
    От себя добавлю:
    Беорн — очень мало, скомкано и невнятно, правда. Хотя глава книги отличная.
    Пауки — в фильме — эпично, но где, я вас спрашиваю, отвлекающие маневры Бильбо, как он кидался палками в них и т. д.
    Плен у эльфов — где простывший Бильбо? где же таскание продуктов? плен почти не раскрыт, зато всунута любовная история.
    Бильбо и дракон (а также гномий противодраконий арбалет) — тоже снято странно, хотя эффектно. НО! Это же Бильбо рассмотрел отсутствующую чешуйку и подсказал куда стрелять!!!
    И момент с выбрасыванием ключей меня тоже поразил до глубины души. Это же гному, мать твою, ПиДжей, они бы излазили и изколупали всю свою горку вдоль и поперек!!!
    В общем все эти изменения в сторону большей зрелищности и пафосиоза не пошли на пользу фильму.
    Впрочем, «Две башни» тоже ниже остальных частей «ВК» в рейтинге почти у всех зрителей.
    Очень надеюсь, что ПиДжей сделает выводы и третья часть будет намного лучше.
    Ну и традиционно ждем режисерки!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.