Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express), 2017 — рецензия (обзор)

Усач на отдыхе, или Воздаяние под стук колес

Лучший сыщик на свете Эркюль Пуаро (Брана), справившись с ответственным делом в Ершалаиме, собрался хорошенько отдохнуть. Однако мечты так и остались мечтами. Пуаро нужно срочно ехать в Британию.

На диво к месту приходится встреча со старинным знакомцем Буком (Бейтман), работающим нынче начальником «Восточного экспресса». Три дня в пути из Стамбула до Кале. В комфортабельном поезде без хлопот, забот и преступлений.

К сожалению, даже это время оказалось испорченным. Убийством Эдварда Рэтчетта (Депп), торговца предметами искусства, и весьма мутного типа. И теперь лишь Пуаро может разобраться в том, кто же из внешне благопристойных пассажиров «Экспресса» отправил на тот свет нервного антиквара.

 

Агата Кристи – одна из корифеев детективного жанра, ценила неожиданные развязки. Вспомним хотя бы «Скрюченный домишко» (http://perekat.kiev.ua/скрюченный-домишко-crooked-house-2017/ ) или сериальную версию экранизации Убийства с Суше. Murder on the Orient Express тоже практически наверняка удивит не читавших оригинал старушки Агаты. Так как я из их числа, на меня картина произвела отличное впечатление. И это при том, что намеков и подсказок постановщики по ходу действия разбросали прилично. Катерина даже в начале правильно озвучила имя антагониста, хотя и эта информация оказалась лишь кусочком любопытного паззла.

Однако до основного расследования зрителю еще предстоит добраться. Ведь фильм начинается скорее как красивое приключение в антураже начала 20 века. Иерусалимская Стена Плача, бурления представителей трех религий. Колорит восточных площадей и базаров. Минареты и панорамы Стамбула. Толчея вокзалов. Модные костюмы и интерьер. Роскошь элитных поездов. Изысканный ресторан, удобство купе, вежливость проводников. Абсолютно волшебные панорамы мест, по которым проезжает поезд. Заснеженные горы и цветущие луга, величавые леса и отвесные пропасти, ночные картинки под светом звезд и дневные под ярким солнцем. Оператору зачет.

И лишь когда зритель с головой окунется в эту природно-декадансную атмосферу, дело доходит до триариев. Собственно до убийства и расследования.

Начинается лента как видовое приключение, затем становясь напряженным разговорным детективом и завершаясь здоровой долей экшена и моральных дилемм.  

Детектив нас ждет абсолютно классический и качественный. Собирание улик, опрос подозреваемых, анализ полученной информации, и, конечно же, использование по полной «серых клеточек» нашего гениального детектива. А вместе с ним и зрителя. Интрига нагнетается, новые зацепки регулярно появляются, пассажиры помещаются в разряд «подозреваемых» и выходят из него.  Происходящее объясняется постепенно и дозировано, не спуская нас с крючка любопытства.

Работа следователя вообще показана весьма приятно и главное логично, хотя некоторые озарения (к примеру, выводы из сожженного письма с угрозами) и результаты работы «серых клеточек» («она вполне могла носить фамилию…», а могла и не носить) не мешало бы объяснить повнятнее.

Картина даже способна примирить с образом Пуаро, чья репутация оказалась изрядно подмочена сериалом. Там зачастую наш гений расследования отказывается помогать потенциальным жертвам, дожидаясь их безвременной кончины, и уже после берясь за дело. Да, согласен, тенденция никуда не делать и в «Экспрессе», но тут, по крайней мере, Пуаро можно понять – очень уж неприятным человеком оказался Рэтчетт.

Образ Пуаро понравился, и это несмотря на то, что детектива играл режиссер картины Кеннет Брана («Джек Райан», «Дюнкерк»), а постановщик, пытающийся усидеть на двух стульях, редко получает хороший результат – проверено «Законами ночи». Пуаро в исполнении Браны мил, хотя бывает  резковат. Стеснительно помешан на симметрии и аккуратности, трогательно печален беседуя с фотографией. Временами мизантропичен, временами любопытен и общителен. При этом наблюдателен, умен и действительно является хорошим детективом.

Персонажи в картине достойны практически все.

Изначально нервный и мутный мистер Рэтчетт (Джонни Депп (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/великий-чародей-большого-экрана-воро/ ) («Одинокий рейнджер», «Превосходство», «Черная месса», «Алиса в Зазеркалье»). Мрачный мужик, взявшийся за то, в чем ничего не смыслит и влезший в неприятности с гангстерами. Хамовитый мачо, привыкший, что ему никто ни в чем не отказывает. Как вы уже догадались, поклонникам Деппа на слишком долгое его присутствие в кадре рассчитывать не стоит.

Миссис Кэролайн Хаббард (Пфайффер («Звездная пыль») – небольшого ума подувявшая красавица и страстная любительница мужчин.

Пилар Эстравадос (Крус) – жутко религиозная неулыбчивая девица, эдакий черный ворон средь томного бала.

Русская княгиня Наталья Драгомирова (Денч («Дж. Эдгар», «Дом странных детей Мисс Перегрин») – классическая представительница старой аристократии – надменная, резкая, полная достоинства.

Гувернантка Мэри Дебенхэм (Ридли («Звездные войны»)  — таинственный цветок, любящий географию.

Доктор Арбэтнот (Лесли Одом-мл.) – редкая птица – дипломированный чернокожий доктор.

Граф Андрени (Полунин) – вспылчивая звезда балета.

Профессор Герхард Хардман (Дефо («Американский психопат», «Джон Картер», «Джон Уик», «Великая стена», «Тайна 7 сестер») – хам и расист, настоящий тевтон.

Но что самое интересное, практически каждый из этих людей далеко не тот, кем кажется на первый взгляд. А бывает, что и на второй.

В этой связи хочется отметить шикарные игры с зеркалами, как раз тонко намекающие зрителю на то, что у каждого в поезде есть двойное и тройное дно. Сделано очень приятно и достойно всякого уважения.

Также с точки зрения работы съемочной группы нужно упомянуть увлекательную перекличку воспоминаний, возникающую во время опроса пассажиров.

И качественную режиссерскую работу, причем как Кеннета Браны, так и преступника.

С другой стороны, несмотря на все свои таланты, злодей слишком уж заморочливо подошел к задаче. Да, появление Пуаро спутало ему многие карты, но снотворное никто не отменял. А потом жертва улетает в окошко, вместе с вещичками и, как говориться нет тела, нет дела. Ищите его по всему пути следования, в горных заснеженных долинах и бурных реках. А в идеале можно и вовсе подгадать его пропажу к одной из станций. Мол, испугался – убежал, всем спасибо, все свободны. Нет, начали громоздить сущности сверх меры, а это лишнее, тем более в такой обстановке.

Также двойственное впечатление оставил финал, а точнее выбор Пуаро между справедливостью и законом. Как зрители и люди мы с Катериной остались полностью довольны, но с точки зрения Его Величества Закона, которому вроде как служит наш Геркулес (пардон, Эркюль), и классической морали (воздаяние оставьте Господу), действия Пуаро выглядят несколько предосудительно.

Эрго. Антуражный детектив, радующий зрителя шикарными панорамами, классическим расследованием, отлично созданной атмосферой начала века и хорошими актерскими работами.

Режиссер: Кеннет Брана

В ролях: Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Джош Гэд, Дерек Джекоби, Лесли Одом мл., Мишель Пфайффер, Дэйзи Ридли, Том Бейтман, Марван Кензари, Оливия Колман, Люси Бойнтон, Мануэль Рульфо

Обзор сериальной версии Убийства с Суше читаем тут http://perekat.kiev.ua/убийство-в-экспрессе-пуаро/

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.