Хоббит: Нежданное путешествие — рецензия (обзор)

Хоббит: Нежданное путешествие (The Hobbit: An Unexpected Journey), 2012

Долгожданное путешествие или Возвращение в Средиземье

За синие горы, за белый туман…

В земле была нора, а в норе жил хоббит. Не в какой-то там меркой грязной сырой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хобичья, а значит – благоустроенная.

Обитатель норы – Бильбо Бэггинс (он же Торбинс, он же Сумникс, он же Сумкинс, он же Григорий Иванович 🙂 ) слыл хоббитом обстоятельным, и на приключения не падким (как и остальные его сородичи). До того самого дня, когда под дверью его норы объявился некий волшебник, по имени Гэндальф.

Кто такие хоббиты, пожалуй, уже знает каждый. Даже не читавшие книгу (неужели есть такие?) смотрели или слышали о грандиозном успехе «Возвращения короля» в 2003 году. Но прежде, чем перейти к киношному Средиземью, поговорим немного о Средиземье книжном.

Началом дружбы Толкиена с этим миром можно считать 1914, когда было написано стихотворение «Плаванье Эаренделя Вечерней Звезды». Оно появилось на фоне активизации работы Дж.Р.Р.Т. над «языком фэйри», из которого в свое время родятся два эльфийских наречия – синдарин и квенья. Вплотную мифологией нового мира Профессор занялся в госпитале, приходя в себя после «окопной лихорадки». Так начало возникать то, над чем Джон Рональд работал всю жизнь, и  что уже после смерти автора, сын издал под названием «Сильмариллион».

Параллельно Толкиен, любящий и умеющий рассказывать сказки, выдумывал для своих детишек «Письма Дедушки Мороза», затем истории о неутомимом майоре Эхеде и сказки о приключениях песика Ровера. Затем глянь! А полурослики уже тут как тут.

Когда именно началась работа над «Хоббитом», точно не известно. Первые наброски исследователи датируют где-то 1931 годом. Долгое время рукопись пылилась неоконченной, пока в октябре 1936, Профессор, наконец, закончив книгу, не отослал ее в издательство «Джордж Аллен энд Анвин». Десятилетний сын директора компании прочел текст, и как представитель целевой аудитории всячески его одобрил, заявив, что «книга понравится всем детям от 5 до 9». В сентябре 1937–го «Хоббит» появился на прилавках.

До публикации «Властелина колец» оставалось еще 17 долгих лет.

До первой серьезной экранизации – 75.

После успеха «ВК» казалось, что время пришло. Однако все получилось далеко не просто. Сперва Джексон поссорился с New Line Cinema. Из-за чего? Конечно же, причиной были ОНИ – деньги. До 2008 года проект оказался намертво заморожен. И лишь после того, как разорившаяся NLC слилась с монстром Metro Goldwyn Mayer, дело вроде как сдвинулось с места. Джексон, правда стал всего лишь продюсером картины, а в режиссерское кресло уселся Гильермо дель Торо. Но и это был не конец. 2 года кипела подготовка к съемкам, а когда дело дошло собственно до работы на площадке, оказалось, что даже такие компании как MGM могут испытывать финансовые трудности. Дель Торо, психанув, покинул проект, а на освободившееся место с тяжким вздохом типа «куда ж вы без меня» взгромоздился товарищ Джексон. Тут и деньги внезапно нашлись, причем немалые (бюджет первой части – 180 лимонов, всей трилогии до полумиллиарда). И понеслось.

21 марта 2011 года в Новой Зеландии начались съёмки тогда еще двух частей фильма. В общей сложности съёмочный период занял примерно 250 дней и завершился к середине 2012 года. Работа над компьютерной графикой продолжалась до 26 ноября. В процессе две части разрослись до трех, и 28.11 премьера, наконец, состоялась.

Опасения были. Ожидания разделились от «после великолепного масштабного кино, браться за вещь, написанную для малышни» до «там все испохабил, и здесь явно отличится».

Основной проблемой для зрителя, не читавшего Толкиена, но смотревшего «Властелина колец»,   могла оказаться огромная стилистическая разница между «Хоббитом» и «ВК». Если – последний, это грандиозное эпическое полотно, с огромным количеством героев, действий, сражений и мыслей, то «Хоббит» — это в первую очередь детская сказка. Великолепная, захватывающая, гениальная – но детская. Джексон сказку для младшего школьного снимать явно не хотел, посему выход был только один. Создавать общую историю Средиземья (используя, в частности, приложения к «Властелину»), полотно, пронизанное совместными подвязками, героями, отсылками, аллюзиями, шутками. Полотно, которое покажет, то, что оставалось за кадром в «ВК». Ведь как ни крути, «Хоббит» и есть приквел к «ВК», потому что «ВК» это именно продолжение истории Бильбо, выросшее из коротких детских штанишек, и полностью открывшее читателю мир Арды. По крайней мере, третью эпоху, за остальным – пожалте к «Сильмариллиону».

Итак, общая история.

С самого начала Джексон заманивает зрителя воспоминаниями о своей главной удаче. Мы даже увидим Фродо и постаревшего Бильбо периода «Властелина колец», как раз перед Угощением дописывающего повесть о походе «Туда и обратно». Работает на связь двух картин и актерская преемственность. Гэндальф, Элронд, Галадриэль и Саруман переместились сюда прямиком из «ВК». Правда, в книге ни владыка Лориэна, ни Глава Белого Совета не появляются. Но это как раз тот случай, когда их возникновение идет только на пользу, добавляя событиям глубины и масштабности.

На ту же мельницу льет воду история с Азогом, изрядно переработанная режиссером. У Толкиена Азог был убит в битве в долине Азанулбизар (показанной в фильме), и вовсе не Торином. Здесь же ненависть Азога к ранившему его Торину, изрядно добавляет движняка и не дает героям скучать. Азог, кстати получился у Джексона эдаким первородным орком, глыбищей, особенно на фоне остальной гоблинской мелочи.

Подытоживая: ставим первый плюс. С задачей увязки картин в единую история Средиземья, режиссер вполне справляется.

Теперь рассмотрим поближе тех, кто эту самую историю творит: героев.

Бильбо Бэггинс (Фримен). Сам Профессор о нем упоминал как о «представителе английского среднего класса, привязанного к своему креслу, но если дело дойдет до приключений – он преобразится в героя». И во второй половине фильма, мы начинаем понимать, что он имел в виду. Процесс развития персонажа еще далеко не закончен, но преображение идет полным ходом.

Торин Дубощит (Армитаж). В книге главный гном достаточно недалекий, жадный и до одури горделивый (в «Хоббите» Толкиена практически все герои напрочь лишены пафоса, легкомысленны и, мягко говоря, не идеальны). У Джексона мы видим действительно принца в изгнании. Вождя, за которым легко и приятно идти. Благородного воителя. Гнома, изменившего историю Средиземья. Интересно посмотреть, как дальше будет подано развитие его отрицательных черт, пока в глаза не бросающихся, типа той же гордыни и банального жлобства.

Всех оставшихся гномов рассмотрим скопом. К сожалению, показать индивидуальность каждого у Джексона не вышло (или не ставилось за цель). Выделяются мудрый Балин (Стотт), воинственный  Двалин (Мак-Тавиш) – еще и пришел первым, Бофур (Нэсбит) – в основном благодаря гениальной ушанке, Бомбур (Хантер) благодаря объему талии, гламурный Кили – благодаря отсутствию бороды (гном без бороды – гномья женщина), и луку, которым тангары отродясь не пользовались. Все. Меньше половины. Остальных фиг различишь.

Что еще озадачило. Нарочитая брутальность гномьей компании в гостях у Бильбо. Какая-то слишком уж американизированная (или ирландская?). Хотя, по зрелому размышлению, а чего еще можно ожидать от компании рудокопов, солдат и мастеровых, отрывающихся вдали от начальства? Обращения к товарищу на Вы и вежливых разговоров о погоде? Кстати, как только пришел Торин, все тут же утешились. А еще к вопросу о боевом мастерстве подгорных жителей, и слишком легком убивании гоблинов. Посмотрите, как они обращаются с посудой, и вам все станет ясно.

Гэндальф Серый (Маккеллен). Волшебники в Средиземье серъезно отличаются от стандартных фентезийных чародеев. Они, скажем прямо, вовсе не люди, а «майяр» — очень грубо говоря, младшие боги, посланные в Арду для борьбы с Врагом. Но получив человеческие тела, они практически утратили магические способности. Основной их «скил» — это мудрость, приобретенная за долгий срок жизни. Плюс слабые отголоски их ранешних сверхчеловеческих возможностей. Так, в качестве маленького бонуса. В книге Гэндальф вообще не пользуется волшебством (считать таковым поджигание шишек отказываюсь наотрез). У Джексона ему позволено побольше, но все равно четко видно, что главное его оружие – мозг (да, нужно заметить, что у Толкиена орлов никто не звал, они прилетели, заметив скопление варгов и гоблинов) . Иэн Маккеллен еще в  «ВК» был единственным, заработавшим актерскую номинацию на Оскар. В «Нежданном путешествии» он также не подвел. В его Гэндальфа веришь. Такого наставника, я думаю, не отказались бы иметь многие.

Элронд Полуэльф (Уивинг). А еще говорят, что время не властно над эльфами! 60 лет тому назад от «ВК» Элронд оказывается был еще тем живчиком! Самому на коня да в чисто поле, орков погонять, Галадриэль подмигнуть залихватски, в общем, жизнь бьет ключом. Ни капли той усталости и вселенской печали из «Властелина колец» (кстати, в книге Элронд ваще ни разу не эльф. Он «друг эльфов и предводитель тех людей, у которых в предках числились эльфы», то бишь – человек. (В ответ на сомнения народа, попросил перевести кусок оригинала. Таки да, есть фраза, согласно которой, в предках у Элронда числились эльфы. Соответственно — похоже я был неправ, Элронд таки полуэльф уже в «Хоббите»).

Особенно кардинально различие с другим эльфийским владыкой — Трандуилом (Пейс) – там однозначное «уйди, противный, родина в опасности».

Радагаст Карий (Мак-Кой). Основное «фе» Джексону. Ну не может он без утрированно комического персонажа, хоть ты ему кол на голове теши! В «ВК» эту неблагодарную работу исполнял Гимли, здесь ноша легла на Радагаста (который в «Хоббите» Толкиена не появляется вовсе). Этот истари действительно был слегка не от мира сего, и гораздо больше ценил общение с неразумными тварями, но режиссер сделал из него даже не утрированного лешего, а скорее юродивого. Это однозначный перебор, надо все таки и честь знать иногда.

Горлум (Серкис). Он великолепен. Мимика и пластика выше всех похвал. Скоро обычные человеки окончательно померкнут на фоне технологии «захвата движения и мимики».

Теперь переходим к основной фишке экранизации. Картинка. «Хоббит» стал первым фильмом, снятым с частотой 48 кадров в секунду на тридцати новейших супернавороченных камерах RED Epic. И хотя в большинстве кинотеатров используется стандартная частота 24 кадра, выглядит фильм просто потрясающе. Джексону удалось вернуть зрителя в Средиземье. Красивейшие пейзажи (спасибо Новой Зеландии и чуть-чуть оператору), фееричный Раздол и мрачные подземелья, драконье пламя и орлиный полет, клыки варга и свет эльфийского меча, звон клинков и предсмертный хрип, грохот падения каменного великана и свист гномьего топора, кольца дыма из трубки Олорина и хоббичьи норы. Ты буквально погружаешься в картину. А еще и 3D… Глаз не оторвать.

А тем, кто не видит за спецэффектами мысли, хочу посоветовать смотреть внимательней. Герои «Хоббита» доносят до зрителя понятия отваги, дружбы, самопожертвования, милосердия. Плюс к этому книга и фильм показывают, что со своими негативными качествами типа трусости, жадности, гордыни можно и нужно бороться. Вам не кажется, что если действовать как они, мир станет лучше? Ото ж.

Эрго. Потрясающе красивая картина, вернувшая зрителя в Арду, и в очередной раз поднявшая планку спецэффектов. За исключением Радагаста практически не к чему придраться (разве что хронометраж для прокатной версии великоват).

P.S. Дракона нам так и не показали, талантливо приныкав на потом. Что в общем-то логично.

P.S2. При таком темпе развития событий, третья часть на 80 % будет посвящена Битве пяти воинств.

режиссёр Питер Джексон

в ролях: Мартин Фримен, Иэн Маккеллен, Хьюго Уивинг, Энди Серкис, Кейт Бланшетт, Ричард Армитаж, Кен Стотт, Джеймс Нэсбит, Питер Хэмблтон, Марк Хэдлоу, Джед Брофи, Эйдан Тёрнер, Дин О’Горман, Грэм Мак-Тавиш, Джон Каллин, Стивен Хантер, Адам Браун, Уильям Кирхер, Сильвестр Мак-Кой, Кристофер Ли, Ли Пейс, Ману Беннетт

обзор второй части тут http://perekat.kiev.ua/?p=4989

третьей тут http://perekat.kiev.ua/?p=6955

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

11 комментариев: Хоббит: Нежданное путешествие — рецензия (обзор)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.