Не пойман — не вор (Inside Man), 2006 — рецензия (обзор)

Преступление, которого не было, или Алчный борец за правду

Нью-Йорк. Посреди бела дня в один из многочисленных банков Большого Яблока вламываются четверо грабителей, захвативших около полусотни пленников.

У копов, явившихся на шум, главарь бандитов требует самолет, одновременно начиная передвигать по банку заложников, переодетых в одинаковые костюмы маляров.

Время идет и детектив Кит Фрейзер (Вашингтон) понимает, что дело нечисто. Похоже, что предводитель налетчиков воплощает некий хитроумный план.

 

Фильмов и сериалов о грабителях самого разного качества в кинематографе выше крыши. Из последнего стоит отметить «Бумажный дом».

Inside Man (прямой перевод названия звучит как «Свой человек, информатор, наводчик») может похвастать неплохим кастом и подымаемыми моральными вопросами. Одновременно расстраивая затянутостью и вяловатым развитием событий.

Перед нами две линии – внутри и снаружи захваченного банка.

Собравшиеся силовики меряются полномочиями, пытаясь понять, где же их хочет кинуть подозрительно умный грабитель. Но кто бы мне все-таки объяснил, зачем сгонять к месту происшествия столько копов: чуть ли не половину состава нью-йоркской полиции? Это при том, что грабителей ровно четыре рыла, и устраивать прорыв в стиле «Схватки» они вряд ли собираются. Внешняя линия держится в основном на харизме Вашингтона, отвечая за показ нелегкой доли полицейских. Которым приходиться не только разгадывать шарады бандитов, но и лавировать между собственным начальством, городскими властями и ведомственными противоречиями.

Перчику в блюдо добавляет арка Мэдлин Уайт, которая вроде бы и не мешает напрямую работе Фрейзера, но откровенно сбивает его «с пантелыку».

Внутренние телодвижения в банке добавляют в дело таинственности, запутывая не только копов, но и зрителя. Хотя метод спасения грабителей из ловушки захваченного ими же банка вычисляется довольно быстро.

Однако происходит все настолько плавно, неторопливо и затянуто, что со временем начинаешь понемногу скучать. Тем более что активного действия в ленте нет как класс, а динамика хромает на обе ноги.

Концепция преступления, которого «как бы не было» хороша, но абсолютно не требует настолько монструозного хронометража.

Зато морально-этических и расовых (это ж Спайк Ли – он без них никуда) вопросов в фильме хватает. Правда, главный из них выглядит до невозможности наивно. Единицы из богатеев заработали свой капитал честно (и то уже в наше прогрессивное время). Подавляющее большинство будущих Крезов либо убивали, либо грабили, либо мошенничали, либо обманывали. А здешний «как-бы» нехороший дядечка, по крайней мере, пытался искупить вину благотворительностью. Отмазка слабая, в курсе, но и то хлеб.

Но зачем он хранил пресловутую папку, непонятно от слова «совсем». Натуральная дурость, за такое наказывать надо. Кстати, откуда у бандитов информация о документах – неясно. Хотя можно предположить, что посодействовал им один хороший человек еврейской наружности.

А вот действия нашего благородного грабителя Далтона, если присмотреться, выглядят далеко не безгрешно. Обвиняя оппонента в нехороших вещах, Далтон устроил заложникам натуральный концлагерь. Показав их полную беззащитность, лишив  человеческого достоинства, применив физическое и психологическое насилие. Обиднее всего то, что никаких реальных проблем нашему богатею, скорее всего, не светит. Нервы потрепали, на этом все. 

Также стоит обратить внимание на второстепенных персонажей, как минимум трое из которых выступают носителями неких нравственных императивов. Подросток, старик-поляк и сержант, первым попавший на место ограбления.

Актерский состав впечатляет, хотя изрядная часть лицедеев не слишком напрягается.

Дензел Вашингтон («Рикошет», «Багровый прилив», «Тренировочный день», «Маньчжурский кандидат», «Код доступа «Кейптаун»», «ДежаВю», «Два ствола», «Экипаж», «Великий уравнитель», «Ограды», «Дьявол в деталях«) в образе нагловатого, пошлого, обаятельного нигера. При этом честного копа — редкое явление в современном кино.

Клайв Оуэн («Дитя человеческое», «Профессионал», «Валериан и город тысячи планет», «Анон», «Гемини», «История Лизи«) и его Далтон большую часть времени гуляет в маске и особо не выделяется. Оказавшись, в конце концов, скорее не борцом за правду, а обычным алчным типом (а вот оставь он папочку в ячейке – был бы другой коленкор).

Джоди Фостер («Контакт», «Элизиум: Рай не на Земле», «Мавританец«) и ее стервозная Мэдлин хороша. Еще одно чудовище, не брезгующее ничем для достижения своих целей. Но все же почему племянник Бен Ладена не может официально купить квартиру в Нью-Йорке? Или племянники за дядьев отвечают?

Уиллем Дефо («Американский психопат», «Джон Картер», «Отель «Гранд Будапешт», «Джон Уик»,  «Великая стена», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Тайна 7 сестёр», «Аквамен», «Сиротский Бруклин», «Маяк», «Аллея кошмаров«, «Человек-паук: Нет пути домой» ) в образе обстоятельного, но недалекого капитана полиции.

Кристофер Пламмер («Девушка с татуировкой дракона», «Дом у озера», «Достать ножи») – банкир, полный достоинства и связей. Хранящий внутри давнюю тайну.

Ну хоть на хороших актеров посмотрели – и то хлеб.

Эрго. Неидеальная, местами скучноватая лента об идеальном ограблении, откровенно требующая сокращения хронометража и оживления действия.

Режиссер: Спайк Ли («Чёрный клановец»)

В ролях: Дензел Вашингтон, Клайв Оуэн, Джоди Фостер, Уиллем Дефо, Кристофер Пламмер, Чиветел Эджиофор, Карлос Андрес Гомез, Ким Директор, Берни Рейчел, Дэвид Браун (IV), Джеймс Рэнсон, Питер Герети, Виктор Количчио, Кассандра Фриман, Питер Фречетт, Джерри Вичи, Варис Ахлувалиа, Родни ‘Медведь’ Джексон, Мишель ДиБенедетти, Кен Люн

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.