Сиротский Бруклин/Сиротка Бруклин (Motherless Brooklyn), 2019

Синдром сыщика, или Под сенью моста

Жизнь Лайонела (Нортон) не баловала. Смерть матери, католический приют, болезнь, вызывающая неконтролируемое словоизвержение и нервный тик. 

Но затем в его жизни появились друзья, а следом невозмутимый Фрэнк Мина (Уиллис). Частный детектив, взявший шефство над компанией мальчишек и заинтересовавший их  своей непростой профессией.  Прошли годы, постаревший Фрэнк ввязался в дело, с которым не смог справиться. Дело, затрагивающее интересы чрезвычайно могущественных и опасных людей. Дело, стоившее ему жизни. 

И теперь лишь Лайонел может отыскать виновных в гибели наставника, и заставить их заплатить за содеянное.

 

Нуарные детективы всегда пользовались особой популярностью, как у зрителя, так и у постановщиков. Вспомним тот же «Перекресток Миллера» (http://perekat.kiev.ua/перекресток-миллера-millers-crossing-1990/ ), «Секреты Лос-Анджелеса» (http://perekat.kiev.ua/секреты-лос-анджелеса-l-a-confidential-1997/ ) или более свежий «Закон ночи» (http://perekat.kiev.ua/закон-ночи-live-by-night-2016-аффлек/ ).

Эдвард Нортон – интересный актер, сейчас двинувший по режиссерской стезе, свой второй фильм как постановщик, решил создать именно в этом поджанре. Вышло душевно, без особых изысков.

Перед нами простая ретро-история о дружбе, благодарности, любви, в детективном антураже середины 20 века.

Интересная в первую очередь основной актерской работой.

Эдвард Нортон («Отель «Гранд Будапешт», «Бёрдмэн», «Алита: Боевой ангел») в отличие от Бена Аффлека («Операция «Арго») также любящего узурпировать главную роль в своих режиссерских фильмах, действительно сильный лицедей, способный вытянуть на себе почти любую картину.

Его Лайонел вышел интересным, своеобразным и ярким персонажем, страдающим неприятным для Лайонела, но смешным для окружающих синдром Туретта – неконтролируемым нервным тиком и потоком рифмованных речитативов, в основном нецензурных. Забавных ситуаций, связанных с этим недугом в фильме масса. Шикарный ход постановщиков – ведь персонаж с мощными отличительными чертами лучше запоминается, за его приключениями интереснее следить. Да и Нортон сыграл отменно. Умный человек с отличной памятью, хорошими аналитическими способностями, которого дико бесят выбрыки собственного мозга. Пользующийся для его усмирения жвачкой и травкой. Нормальный мужчина, который в долю секунды превращается в подергивающегося, изрыгающего стихотворную брань паяца. А через секунду вновь становится спокойным, жутко извиняющимся детективом. Эти переходы сделаны очень гармонично, уместно и заставляют нас проникнуться к персонажу искренним сочувствием. Ведь во всем остальном Эссрог хороший человек с большим сердцем, искренне преданный наставнику и друзьям, способный на вдумчивую работу сыщика и гениальные озарения. Заботящийся о других, тонко чувствующий музыку, влюбляющийся в прекрасную женщину.

Остальные актеры до уровня главного героя не дотягивают, за исключением разве что Мозеса, но и каши не портят.

Та самая женщина Лора (Мбата-Роу («Восхождение Юпитер», «Свободный штат Джонса», «Парадокс Кловерфилда») – внимательная, полная жизни, сражающаяся за права бедняков. Откровенная муза для героя, позволяющая ему проявить свои лучшие качества.

Наставник — умудренный опытом детектив Фрэнк (Уиллис («Петля времени», «Сплит», «Стекло»), его тут совсем немного, но даже за отведенные ему минуты старина Брюс успевает блеснуть харизмой и ироничной улыбкой.

Главный антагонист Мозес Рэндолф (Болдуин («Миссия невыполнима: Племя изгоев»). Вторая по силе актерская работа картины. Монументальный вышел у Болдуина мужик – могутный как скала, непотопляемый как остров, властный как весь конгресс поголовно. Что еще интереснее: откровенным злодеем назвать Мозеса не выйдет. Да, он упивается властью, идет по головам, разрушает судьбы. Но при этом думает о благе города. Города – как развивающегося организма, устремленного в будущее и приносящего удобство своим жителям. Правда, далеко не всем, а лишь состоятельной их части.

Пол (Уиллем Дефо («Американский психопат», «Джон Картер», «Отель «Гранд Будапешт», «Джон Уик»,  «Великая стена», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Тайна 7 сестёр», «Аквамен», «Маяк») – загадочный старик, вступающий в конфронтацию с Мозесом, и по самые ушки замешанный в происходящем.

Фильм снят по одноименному роману Джонатана Летэма.

Детектив у Нортона вышел вменяемым, но не идеальным. Слежка, драки, работа серых клеточек: расследование ГГ ведет вполне логично, но чего-то не хватает. Да и тонкий намек на толстые обстоятельства читается с самого начала.

Атмосфера у фильма грустная, но оптимистичная: жизнь, мол, продолжается, несмотря на то, что старое поколение уходит, новое придет на их место. Добавляет в блюдо остроты ретро 50-х с винтажными автомобилями, непременными шляпами, теплым желтоватым цветом кадра и джазом.

Музыки в ленте с избытком, как закадровой, так и вполне участвующей в действии (вплоть до силового). Ценители джаза будут довольны. 

Без непременных расовых проблем постановщики не обошлись, но они тут отнюдь не на первом месте. А основной протагонист и вовсе делом доказывает единство черной и белой расы.

Хватает социальных напевов и аллюзий. Поразмышляет Нортон с командой о неравенстве, власти, ее тлетворном влиянии. О благе для города и его жителей, оставляя образом Мозеса, как я уже сказал, в этом вопросе некоторую недосказанность. Оно вроде как нехорошо людей из домов выгонять, но трущобы тоже надо как-то перестраивать в нормальные кварталы. В общем, однозначного ответа о том, как правильно составлять генеральный план развития большого города, мы так и не услышим.

И конечно,  важное место в картине занимает один из символов Нью-Йорка — Бруклинский мост, показанный в разное время суток, с разных ракурсов, в различном эмоциональном состоянии наблюдателя. Ну дык, даже название обязывает.

Эрго. Ретро-детектив с отличной актерской работой Нортона, вменяемой подтанцовкой и приятной атмосферой. А вот самому расследованию не хватает некой изюминки.

Режиссер: Эдвард Нортон

В ролях: Эдвард Нортон, Гугу Мбата-Роу, Алек Болдуин, Бобби Каннавейл, Уиллем Дефо, Брюс Уиллис, Итэн Сапли, Черри Джонс, Даллас Робертс, Джош Пэйс, Раду Спингель, Фишер Стивенс, Питер Грэй Льюис, Роберт Уиздом, Майкл Кеннет Уильямс, Айзиа Дж. Томпсон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.