Пленницы (Prisoners), 2013 — рецензия (обзор)

Кесарю кесарево, а Божие Богу, или Не воюйте с Создателем

День Благодарения должен был стать для семейств Доверов и Бирчей приятным и тихим семейным праздником. А стал худшим из кошмаров. Ведь их младшие дочери, Анна и Джой – пропали.

У полиции есть подозреваемый – слабоумный Алекс, фургон которого видели неподалеку. Однако улик против него нет, и парня приходится отпустить восвояси.

Келлер, отец Анны, твердо уверен в виновности Алекса, и решает любыми путями докопаться до истины.

Но что если все гораздо сложнее?

 

Триллеров о самых разнообразных маньяках у нас нынче пруд пруди. «Семь» , «Маньяк», «Мерзлая земля», «Крах», «Метод», «Кто вы Мистер Брукс?», «Богомол»,  «Код 100«, «Охотник за разумом«, «Алиенист«, «Игра Ганнибала«, «Хрустальный», «Дес«, «Дьявол в деталях», «Декстер» .

Однако Prisoners, не чуждый детективного элемента и неплохого саспенса, в первую очередь обращает зрительское внимание на моральную сторону действий героев. Причем не только отрицательных.

Во главе угла здесь Келлер (Джекман ( «Кейт и Лео», «Престиж»,  «Живая сталь», «Робот по имени Чаппи», «Люди Икс: Апокалипсис», «Логан»). Жесткий, суровый мужик, полагающийся лишь сам на себя. Выживальщик, чей девиз: «надейся на лучшее, а готовься к худшему», а подвал забит припасами и снаряжением. Уверенный, что между ним и смертью стоит только он сам. Охотник, бестрепетно отнимающий жизнь животного, учащий сына тому же. Надежа и опора своего семейства. Столкнувшийся с ситуацией, когда далеко не все зависит от него, но не способный принять этот факт. Трясущийся от напряжения, бессилия, гнева. Стоящий на грани срыва, постепенно перешагивающий эту грань.

На его примере нам показывают моральный слом хорошего человека. Неверная предпосылка. Желание услышать, то, что хочется. Прекратить видеть в человеке человека. Поверить, увидеть «по глазам» подтверждение своей веры. И взяться за дело со всем старанием (ну, почти со всем, все же некоторые ступоры у Келлера так и не упали). То ли карающий ангел, то ли пустившийся во все тяжкие демон.

На его примере нам показывают человека, слишком много на себя взявшего. Решившего заместить собой Бога. Человека вроде как не могущего победить «по условиям задачи». Ведь изгоняя бесов силой бесовскою, мы лишь скатываемся в бездну. А стремясь принести добро, восстановить справедливость, нельзя творить зло. Однако постановщики все же дали Келлеру стать одним из ключевых винтиков механизма, приведшего к финалу (странновато, а как же воспитательный эффект?) Если бы не он, Локки не отправился бы в старый дом, а потом сообщать о своей находке. Хотя основной фактор – шустрая Джой, сработал лишь благодаря Провидению, или Божественной воле, как кому нравится.

По поводу логики действия протагониста, столь глуповато отправившегося на последний бой — говорить не будем. Хотя на фоне его решительных действий до этого — выглядит поведение Келеера в финале неестественно и нарочито.

Религиозными аллюзиями и отсылками фильм набит как Пасхальный кекс изюмом. Мотивации многих персонажей, включая главзлеца. Проповеди по радио, говорящие с героями о терпении, страданиях, бедах – то, чего мы должны ожидать от мира, ведь мы грешны. Молитвы героев, осознавших, что когда накосячил, остается лишь взывать к Господу.

В общем, уверены постановщики — оставь Божие Богу, воздаяние в его власти.

Любопытно посмотреть в этом ключе на остальных персонажей.

Для жены Кеелера Грейс (Белло («Тайное окно», «Погоня») неспособность мужа защитить семью, выполнить свои прямые обязанности, сродни крушению веры. Что приводит ее в ступор и прострацию не хуже исчезновения дочери.

Ближайшие друзья семьи Франклин и Нэнси Бирч (Дэвис («Кейт и Лео», «Законопослушный гражданин», «Рыцарь дня», «Игра Эндера», «Кибер», «Отряд самоубийц», «Ограды», «Вдовы», «Отряд самоубийц-2», «Непрощенная») отдаются течению, вверяя себя в руки самозваного заместителя Господа. Терзающийся сомнениями муж. И его супруга, принявшая решение в духе Пилата.

Алекс (Дано («Клан Сопрано», «Рыцарь дня», «Ковбои против пришельцев», «Петля времени», «12 лет рабства»). Мужчина с «интеллектом 10-летнего мальчика», отпускающий дивно укладывающиеся в логику событий фразы.

Его тетя Холли (Лео («Экипаж», «Падение Олимпа», «Обливион», «Великий уравнитель», «Сосны», «Падение Лондона»). Надежа и опора для странноватого племянника.

А вот и так сказать официальный ангел — детектив Локки (Джилленхол  («Исходный код», «Патруль», «Эверест», «Левша», «Под покровом ночи», «Живое», «Виновный»). Пронырливый мужик с кучей татух, оставшимся за кадром бурным прошлым и серьезным нервным тиком. Победитель, раскрывающий все дела, которые дает ему начальство. Впервые почуявший вкус неудачи. Серьезно переживающий за пропавших девчонок. Порой находящийся на грани. Обладающий хорошим полицейским чутьем. Хотя как качественный детектив Локки проявляет себя один-единственный раз – срываясь в погоню за странно ведущим себя мужиком. Все остальное время лишь оказываясь в нужное время в нужном месте. Что ж, будем честными — везение настоящий талант.

Саспенс в картине на уровне. С первого появления фургона мы начинаем ожидать неприятностей. И они не замедлят появиться. Поиски детей. Действия Келлера. Расследование Локки. Появление новых подозреваемых. Ошибки полиции. Неплохо. Хотя сразу после экватора темпоритм картины несколько сбоит, пару раз даже заставив взглянуть на время, оставшееся до финала. К счастью, почти перед завершением постановщики обеспечат нам неожиданный финт, закончив повествование на высокой ноте.

Атмосфера ленты тяжелая, унылая, тягучая и неторопливо-обреченная. Впрочем, ленты о маньяках редко бывают позитивными.

Хватает притянутых за уши моментов. И на диво халатной работы копов. Но на это при просмотре можно не обращать особого внимания.

А вот картина благостной американской глубинки с семейными посиделками на праздник, аккуратными домиками без заборов, психами, живущими в этих домиках, психами, готовыми в любой момент выпустить наружу своего зверя – хороша.

Эрго. Качественный триллер, концентрирующийся не столько на детективе и саспенсе, сколько на демонстрации моральной подоплеки действий и мотивов.

Режиссер: Дени Вильнёв («Убийца», «Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049», «Дюна»)

В ролях: Хью Джекман, Джейк Джилленхол, Виола Дэвис, Мария Белло, Терренс Ховард, Мелисса Лео, Пол Дано, Дилан Миннетт, Зои Борд, Эрин Герасимович

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.