Метод, сериал, 2015

kinopoisk.ruВоздаяние майора Меглина, или Безотлагательно-справедливое правосудие

Перед выпускницей юрфака Есенией Стекловой (Андреева) открыты все дороги. Крутой папа – старший советник юстиции, будущая непыльная работенка в питерской прокуратуре, живи да радуйся.

Однако Есеня выбирает другой путь. Грязный и извилистый. Путь стажера у майора Родиона Меглина (Хабенский). Легендарной личности, имеющей 80-процентную раскрываемость, и щелкающий маньяков, как орешки на завтрак.

Зачем отказываться от синекуры, предлагаемой папаней?

Потому что убийца матери Есени до сих пор не найден. Несмотря на все годы, прошедшие с момента ее смерти. Несмотря на все усилия и влияние отца.

Возможно Меглин, у которого, как говорят, есть особенный метод для раскрытия самых загадочных преступлений, поможет в поисках убийцы?

Однако, как выясняется, в сотрудничестве с лучшим сыщиком России есть свои нюансы. Меглин много пьет, нагловат, неопрятен, нелюдим. И главное – похоже, у него не все в порядке с головой.

Причем настолько, что Есеня порой сомневается, не понадобиться ли вскоре следователь, чтобы ловить самого Меглина.

 

Я редко смотрю российские сериалы, но «Метод» вызвал столько противоречивых отзывов, что стало любопытственно. Одни обвиняли постановщиков в прямом подражании «Декстеру» и «Настоящему детективу». Другие наоборот восхищались проектом, или, по крайней мере, отдавали ему должное, включая работу Быкова в список лучших российских детективов.

Истина, как обычно, оказалось где-то посредине. «Метод» вполне достоин зрительского внимания, но и недостатков у сериала хватает.

Начнем с позитива.

Главный герой.

Раньше не считал Хабенского особо выдающимся артистом. Чересчур ровно и академично-единообразно. Даже его Турбин из «Белой гвардии» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/белая-гвардия-рецензия-обзор/) меня не убедил. Встречались исключения вроде Грина из «Статского советника» или писателя Антона из «Домового». Но, в общем, не фонтан. Затем вдруг случились «Небесный суд» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/небесный-суд-сериал-2011/) и особенно «Географ глобус пропил» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/географ-глобус-пропил-2013-рецензия-об/). Оказалось, что Хабенский серьезно вырос как актер. Прям-таки кардинально вырос.

И «Метод» это подтверждает.

Меглин вышел у Константина очень многогранным и разноплановым персонажем. С одной  стороны – ироничный, интересный человек, тонкий психолог, гениальный следователь, высочайшего класса профи. Вызывающий сочувствие и привязанность. С другой – заросший бородой грязный мужичок в одном и том же плащике. Отвратительный больной психопат, опустившийся алкоголик, не всегда контролирующий свои эмоции. Балансирующий на грани срыва, потенциально опасный не меньше чем его клиенты-маньяки. Считающий себя в праве вершить правосудие как ему угодно.

Заметьте, отнюдь не благородный рыцарь на страже Закона. Не бледный утонченный детектив с длинными музыкальными пальцами. Не самоуверенный мачо с квадратными кулаками и длинной пушкой. Не умудренный, полный достоинства комиссар. Не еще какой-нибудь штамп из богатого киношного арсенала.

Живой человек со своими тараканами и достоинствами.

Паулина Андреева, молодая сериальная актриса, на фоне старшего коллеги, понятное дело, смотрится слабее. Но отнюдь не безнадежно. Есеня весьма насыщенный сценарно персонаж. Тут вам и девочка-мажорка, променявшая папин Олимп на тяжелую полевую работу. И воспитание следователя, причем аж никак не в тепличных условиях. Воспитание потом, грязью, кровью, ломкой характера. И возникновение привязанности к неординарному человеку, привязанности имеющей и сексуальный и ментальный характер. Следить за всеми этими пертурбациями юной Стекловой интересно и волнительно. В создании образа Паулина порой переигрывает, периодически выдает ненатуральные эмоции, но на фоне большинства наших юных артистов Андреева выглядит многообещающе.

Также хотелось бы отметить присутствие у сериала стиля. Пускай мрачноватого и депрессивного, но определенно интересного.

Плюс ненавязчивую, но яркую сквозную линию. И качественно нагнетаемое от серии к серии напряжение, на что великолепно работает долгая «беседа» Есени с мрачноватой парочкой из явно соответствующих органов. Благодаря этому допросу мы знаем, что добром дело вряд ли кончится, и с нетерпением ожидаем завершения эпопеи с расследованием прегрешений Меглина.

Не позабыли постановщики зацепить социальные моменты, пройдясь по народным мстителям, чадам из неблагополучных семей, детским психотравмам, до купы озаботясь подростковыми бунтами, проблемами отцов и детей, и даже молодых спортсменов, жертвующих юностью ради больших достижений не позабыли.

Разнообразию поднятых тем в частности помогает наличие ровно одного маньяка на серию. Причем маньяка вплотную связанного, иногда буквально взращенного одной из тех самых социальных или психологических проблем.

Вишенкой на торте выступает легкий флер экстрасенсорики, не переводящий проект в разряд мистических, а просто добавляющий происходящему нотку пикантности.

 

Теперь о слабых моментах сериала.

Детективная сторона «Метода». Как такового расследования тут маловато, и чаще всего загадкой для зрителя становится не кто совершил преступление – подозреваемый минимум в половине случаев либо известен точно, либо чересчур явно заявлен. А как именно проворачивал свои делишки очередной «чикатило».

Что, скажем прямо, не есть хорошо в фильме о сыщиках.

Плюс пару-тройку раз создатели проекта допустили серьезные нелогичности в поведении жертв и убийц.

И самое главное, очень спорной выглядит основной моральный посыл «Метода».

Тема прямого воздаяния за содеянное тут и сразу, не дожидаясь судебного разбирательства и не предоставляя возможности искупить содеянное всегда была популярна в обществе.

Однако есть нюансы.

Понятно, что большинство «клиентов» Меглина, что называется, «могила исправит». Но не давать злодеям шанса раскаяться, заменяя собой не только систему правосудия, но и самого Господа, все же несколько самонадеянно.

Даже для гениального майора с методом и 80-процентной раскрываемостью.

Эрго. Интересный психолого-социальный проект с неоднозначной моралью, сильной ролью Хабенского и изрядным разнообразием антагонистов. А вот над детективной стороной стоило бы поработать еще.

Режиссер: Юрий Быков

В ролях: Константин Хабенский, Паулина Андреева, Виталий Кищенко, Александр Цекало, Екатерина Дубакина, Александр Петров (II), Макар Запорожский, Тимофей Трибунцев, Игорь Савочкин, Алексей Серебряков, Юрий Колокольников, Юрий Быков, Ян Цапник, Захар Кабанов, Наталья Унгард, Валентин Самохин, Сергей Беляев, Мария Бородина (II), Юлия Полынская, Олег Васильков, Яна Енжаева, Марина Правкина, Александра Лупашко, Марина Кондратьева (II), Сергей Романович, Александр Чередник

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.