Железная хватка (True Grit), 2010 — рецензия (обзор)

Вестерн нового поколения, или Девица, ищущая мести

14-летняя Мэтти Росс (Стейнфилд) не собиралась спускать гибели своего отца. Пускай убийца сбежал на территорию индейцев, наверняка присоединившись к какой-нибудь банде.

Теперь, чтобы отыскать преступника, девочке нужен федеральный маршал. Причем не абы какой, а лучший.

К примеру, крепко пьющий, злой, бесстрашный и непреклонный Забияка Когберн (Бриджес), прославленный своей железной хваткой.

Мэтти, Когберн, а также присоединивший к ним техасский рейнджер ЛаБиф (Дэймон) отправляются в погоню за негодяем.   

Погоню, из которой никто не вернется прежним.

 

Один из популярнейших американских жанров, в последние годы претерпевает изрядную метаморфозу. Вместо однозначно хороших парней, восстанавливающих справедливость и карающих однозначно плохих парней, на экранах появились «серые», неоднозначные типажи, большинство из которых с ходу не отнесешь ни к плохим, ни к хорошим. Так: серединка на половинку, прям как настоящие люди. Вдобавок, вместо непрерывной пальбы, современный вестерн приобрел медитативное и где-то даже философское звучание. Вспомним отчасти: «Поезд на Юму», «Выживший», «Старый Генри«, в полной мере «Недруги»,  «Баллада Бастера Скраггса», «Новости со всех концов света», «Власть пса».

Одним из пионеров «нового вестерна» стала True Grit, братьев Коэнов («Перекресток Миллера», «Фарго», «Старикам тут не место», сериал «Фарго», «Шпионский мост»).

Лента снята по мотивам романа Чарльза Портиса «Железная хватка» (1968). Он уже гостил на экранах в виде экранизации 1969 «Настоящее мужество». В роли Когберна – сам Джон Уэйн.

Фильм, в полной мере отвечающий новой вестерновой тенденции (или задающий ее?).  Федеральный маршал Когберн (Бриджес («Планета Ка-Пэкс«, «Призрачный патруль», «Посвященный», «Седьмой сын», «Любой ценой», «Дело храбрых»), опора и надежа закона, тот, кто в ранешних вестернах был бы настоящим рыцарем на белом коне, нынче выглядит по-другому. Одноглазый, толстый старик, регулярно закладывающий за воротник, способный «накидаться» прямо во время погони за злодеем. Безжалостный и неостановимый убийца. Человек, за время своей жизни совершивший немало дурного. Побывавший солдатом, мошенником, мародером, охотником, грабителем. Не задумываясь спускающий курок.

Противостояние добра со злом в здешнем варианте становится схваткой с преступниками старого одноглазого «добра», за свою жизнь натворившего не меньше гадостей, чем бандиты.

Бриджес хорош. Зануден, способен сутками не закрывать рта, вещая о своих похождениях и многочисленных женах. Драчлив, опасен, как клубок гремучих змей, бесстрашен и циничен. Его, казалось бы, интересуют лишь деньги и выпивка. Справедливость? О чем вы! Пока за злодеев платят, я буду сидеть у них на хвосте. Однако именно этот неказистый старик выказывает недюжинные человеческие качества, способность к привязанности, сопереживанию, фактически спасая будущее своей страны.

Персонажи вообще стали одним из сильнейших мест картины.

Техасский рейнджер ЛаБиф (Дэймон («Талантливый мистер Рипли», «Элизиум», «Охотники за сокровищами», «Интерстеллар», «Марсианин», «Великая стена», «Тор: Рагнарёк», «Ford против Ferrari», «Последняя дуэль«). Этот парень исполняет в ленте отчасти комедийную роль, без умолку болтая, показывая заодно отношение прочих американцев к техасцам. А отчасти отвечая за старомодных, достаточно благородных и образованных (он даже о латыни слыхал!) мужчин. Такие в Америке тоже встречаются, не все ж голытьба да гопники, будто оправдываются Коэны. 

Мэтти Росс в исполнении дебютантки в большом кино Хейли Стайнфелд («Игра Эндера», «Три дня на убийство», «Бамблби», «Соколиный глаз» ), поначалу слегка деревянна, но постепенно входит во вкус. А уж персонаж ей  достался на славу. Упрямая, напористая, ехидная, едкая, умная, образованная девица, привыкшая не лезть за словом в карман («меда в твоих устах не бывает»), достаточно уверенно-прагматично относящаяся к жизни. Настоящая заноза в мягком месте, порой ставящая в тупик взрослых, состоявшихся мужчин. При этом ее 14 лет периодически с радостным воплем выглядывают наружу («меня ждут приключения!»). Способная при долгом общении вызвать у собеседников как отцовские, так и сексуальные чувства.

Джош Бролин (обзор творчества тут)  («Старикам тут не место», «Охотники на гангстеров«, «Эверест»,  «Убийца», «Дело храбрых», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал», «Дюна«) и его как бы «главзлец» и вовсе вызывает двойственное отношение. Да подлец, да, преступник, да, убийца. Но какой-то очаровательно-неловкий, что-ли.

И даже прожженный бандюган Счастливчик Нэд (Пеппер («Одинокий рейнджер», «Убить гонца») отличается парой интересных фишек (какие у него штаны!) и изрядной преступной харизмой.

Кроме актерских работ лента радует неплохо переданной атмосферой Дикого Запада. Конец карты, в буквальном смысле, олицетворяемый завершением железнодорожной колеи. Новенькие домики городка, куда прибывает Мэтти. Простота нравов здешних жителей, ночевка в морге. Непременные аутентичные костюмы и оружие. Суровая природа, добавляет колориту то, что дело происходит зимой. Плюс нам покажут не только излюбленные постановщиками прерии и пустыни, но и леса. Отношение к людской жизни: картина избушки, из-под стен которой провожают путешественников мерзлые покойнички, надолго остается в памяти.

Также любопытно, что первая перестрелка (из двух всего), случится по истечении экватора ленты. Особого экшена от «Хватки» ожидать не нужно. Это долгое путешествие-квест, изрядно меняющее своих участников, позволяющее зрителю по полной проникнуться антуражем фронтира (чертовски напоминает «Недругов»).

А вот излюбленный черный юмор Коэнов на месте, правда, не в таких количествах, как обычно. Как я уже сказал, за него в основном отвечает ЛаБиф: даже ранение у него какое-то неуклюжее. Жаль излюбленных братьями оскалов судьбы в ленте маловато.

Вот только непонятно, что мешало Когберну взять с собой в финальную скачку сменных коней, а их там было в достатке. И куда, собственно, делся Доктор?

Эрго. Вестерн нового поколения, вполне возможно задавший моду на это самое «новое поколение». Хорошие актерские работы, качественная атмосфера Дикого Запада, медитативное путешествие в «голубую даль». А вот активного внешнего действия в духе старых «западных историй», постановщики недодали. Скорее всего, осознанно.

Режиссер: Итэн Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Джефф Бриджес, Мэтт Дэймон, Хейли Стайнфелд, Джош Бролин, Бэрри Пеппер, Дэкин Мэтьюз, Ярлат Конрой, Пол Рэй, Донал Глисон, Элизабет Марвел

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.