Баллада Бастера Скраггса (The Ballad of Buster Scruggs), 2018

Антология вестерна, или Добро пожаловать на фронтир

Дикий Запад. «Страна ковбоев и голубых озер». Место, где ценится верный глаз, крепкая рука, душевная песня и немного удачи. Возможно, именно ее не хватило Бастеру Скраггсу, Ковбою или Элис Лонгабо. Зато она повернулась лицом к Старателю. Остальные и вовсе не заинтересовали эту капризную даму.

В прериях, горах или лесах. Жарким, удушливым летом или пробирающей до костей зимой, в салунах, караванах переселенцев или посреди природных просторов. Всюду кипела жизнь. Жизнь Дикого Запада, смешавшая самую уморительную комедию с самой душераздирающей трагедией.

 

Сценаристы, режиссеры и продюсеры братья Коэн («Перекресток Миллера» (http://perekat.kiev.ua/перекресток-миллера-millers-crossing-1990/), «Фарго»  (http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/ ) весьма уважаемые и значимые товарищи в американской киноиндустрии. При этом они довольно трепетно, и одновременно чернушно-иронично относятся к старой Америке, вестерну и Дикому Западу. Скорее всего, именно у таких товарищей могло получиться такое кино.

Альманахи, скажем честно, в большом кино не в чести. Многовато героев, необходимость раз в 15-30 минут привыкать к новым протагонистам, разная стилистика. Не дай бог зритель запутается. Другое дело малый экран. Именно как 6-серийный сериал Коэны и видели воплощение своей новой идеи об американском фронтире. Однако потом они зачем-то превратили сериал в полнометражку, и как на меня, сделали это зря.

Зритель таки запутался.

Точнее не то чтобы запутался, общая картинка складывается, но вот частности…

Итак, фильм состоит из 6 отдельных новелл, разных по персонажам, объему, жанру, стилю, месту и времени действия. Общее у них одно – Дикий Запад.  

Первая – чернокомедийный мюзикл о несколько заевшемся гонфайтере Бастере Скраггсе (Нельсон). Отличные песни, чуть ли не танцы, все иронично, невзирая на кучу смертей, с ломкой четвертой стены и прямым обращением к зрителю.

Вторая о Ковбое (Франко), решившем грабануть банк. И той самой шлюхе-удаче.

Третья – зимняя, холодная, гнетущая история о странствующих артистах.

Четвертая – об упорном золотоискателе (Уэйтс). Пожалуй, единственная полностью оптимистичная часть фильма.

Пятая – о любви и переселенцах.

Шестая – разговор в антураже о жизни и людях.

Нас перебрасывают из очаровательных летних лесов, с их буйством природы в студеную зиму. Из несущейся во весь опор кареты под открытое морозное небо. Из прерий с колышущимся морем травы в бесплодные пустыни. Из удушливой многолюдной атмосферы салунов на берег тихой речки, где человека не найдешь днем с огнем.

К чему претензий нету никаких так это к природе и атмосфере. Атмосфере того самого Дикого Запада, где «жизнь копейка, судьба злодейка». Где фортуна изменчива и любит издевательские, смертельные шутки. Месте, где можно за пару минут утратить все, чем владел, включая жизнь, а можно наоборот своим собственным трудом достичь любой мечты. Все чуток утрировано и преувеличено, практически в театральном духе. Иронии на грани стеба когда с избытком, а когда откровенно не хватает. Песни то льются с экрана рекой, то пропадают напрочь. Да и попытки порассуждать над истоками американской нации просматриваются, причем как в типажах, так и в диалогах.

И главный вопрос — почему из всего возможного многообразия мира Дикого Запада (другого, не этого Мира) избраны именно эти истории? Истории в подавляющем большинстве мрачно-печально-пессимистичные, невзирая на песни и черный юморок (правда, гораздо более реалистичные, чем обычные кинематографические рассказки о «бессмертных» героях, в жизни большинство этих конфликтов так и заканчивалось бы — пулей в голову). Истории, не имеющие объединяющих связей. Истории никак не складывающиеся в общую картину. А что мы хотим от антологии вульгарис? Так ото ж.  

Плюс специфика и объемы жанра «альманах» не дает развернуться актерам, среди которых такие величины как Нисон и Глисон. О шлейфах роли остается только мечтать. Персонажи появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Эдакий калейдоскоп образов. Все же антология крайне своеобразная вещь.

У Лиама Нисона («Гнев Титанов», «Морской бой», «Схватка», «Молчание», «Голос монстра», «Уотергейт: Крушение Белого дома») тут ровно одна сильная сцена, хорошо полторы.

У Брендана Глисона («Код доступа «Кейптаун»», «Ворон», «Грязные игры», «Грань будущего», «В сердце моря», «Кредо убийцы», «Закон ночи») — единственная шикарная улыбка.

Вам не кажется, что это не самое лучшее использование потенциала мощных лицедеев?

Ах да, есть же еще Джеймс Франко («Восстание планеты обезьян», «Оз: Великий и Ужасный», «11.22.63», «Чужой: Завет»), но он тут изрядно отморожен.

Вот и выходит, что нам с вами вроде как приоткрыли кусочек Дикого Запада. Но кусочек крайне пессимистичный, странновато скомпонованный и лишенный общего сюжетного стержня. Кому как, а мне такие варианты не особо по нутру.

Эрго. Альманах-антология о Диком Западе. Грустный, печальный, с шикарной природой, черным юмором и шутками фортуны, вполне в коэновском духе. Будь это сериал, где на каждую историю выделялось хотя бы по часу, все стало на порядок лучше. А формат полнометражки аж никак не позволяет всунуть в себя (и главное полноценно раскрыть) столько сюжетных линий.

Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Лиам Нисон, Джеймс Франко, Дэвид Крамхолц, Клэнси Браун, Зои Казан, Брендан Глисон, Гарри Меллинг, Стивен Рут, Том Уэйтс, Ралф Айнесон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.