Власть пса (The Power of the Dog), 2021 — рецензия (обзор)

Психологическая головоломка, или Ровная гора

1925. Монтана. Фил и Джордж Бербэнк уж четверть века занимались разведением скота на ранчо, доставшегося им в наследство.

Фил – грубый, брутальный и саркастичный. Джордж – добрый, мягкий и не очень умный – братья не то чтобы жили душа в душу, но были эффективной командой.

До той поры, пока Джордж не влюбляется во вдовствующую хозяйку трактира Роуз, делая ее своей супругой.

Фил принимает жену брата в штыки, превращая ее жизнь на ранчо в невыносимую. И, похоже, дело добром не кончится.

 

Не верьте, если вам скажут, что Джейн Кэмпион сняла свежий вестерн. Несмотря на то, что главные герои натуральные ковбои, и мы увидим индейцев, The Power относится к «западному» поджанру лишь общим пастушьим антуражем.

Перед зрителем психологическая драма с интересным послевкусием, дающая возможность вдоволь поспорить после финала о логике и подоплеках действий героев. Загадка, не имеющая однозначного и морально безупречного решения. Демонстрирующая психологические особенности гомо сапиенсов, их влияние на жизнь и смерть.

Картина поставлена по роману Томаса Сэвиджа «Сила собаки».

Лента держится на двух китах.

Первый из них внешний – ковбойский антураж. Пускай на дворе 20 век, и на боку у пастухов уже не болтаются детища полковника Кольта, в остальном все как в лучшие времена. Одежда – практичная, соответствующая долгому пребыванию в седле – широченные кожаные штаны, предохраняющие от едкого конского пота. Удобные рубахи, широкие шляпы, защищающие от солнца и ветвей, ботинки и сапоги со шпорами для верховой езды. Грубое мужское общество, где ценится крепкая рука, соленое словцо, упорная работа да умение наездника. Бескрайние просторы с одиноким ранчо на долгие часы пути. Где-то там есть цивилизация, постоялые дворы, губернатор да железная дорога. Но к быту героев это все имеет отдаленное отношение. Им нужно растить скот, выпасать, обеспечить его безопасность,  перегнать для продажи, или разделать на месте. Тяжелый каждодневный физический труд. Благо хоть индейцы не нападают с луками наперевес, а приходят, пытаясь купить шкуры.

Все происходит на фоне красивой природы (как говорят, это наша любимая Новая Зеландия), которой постановщики, как на меня, уделили маловато внимания. Мягкие холмы вдалеке, в очертаниях которых рисуются взгляду различные картины. Проплывающие над холмами облака, отбрасывающие на твердь причудливые тени. Тихие тайные заводи в окружении невысоких деревьев. Бескрайние прерии с ленточками дорог и точками всадников. Огромные стада скота, собаки и пастухи, кружащие вокруг. Тучи пыли, выдающие приближение каравана.

Второй кит – внутренний, основной – актерские работы и моральная подоплека происходящего.

Фил (Камбербэтч («Шерлок», «Шпион, выйди вон!», «Боевой конь», «Игра в имитацию», «12 лет рабства», «Стартрек: Возмездие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит. Битва пяти воинств», «Черная месса», «Доктор Стрендж», «Тор. Рагнарек», «Мстители. Война бесконечности»,  «Мстители. Финал», «Война токов», «1917», «Игры шпионов», «Мавританец»). Брутальный, небритый, маскулинный мачо, упорно не принимающий ванну и подолгу не меняющий одежду. Грубый и вонючий, как и положено настоящему мужчине. Нарочито мужественный альфа-самец, способный и сотню бычков за день кастрировать и десятком работников, как собственными пальцами управлять, и над братом постебаться, и ранчо в порядке держать. Не затыкаясь ведающий о своем наставнике в нелегкой мужской жизни, учившем терпеть и встречать удары судьбы.  Умный, ироничный, отлично играющий на банджо. Окончивший Йельский университет, но вернувшийся, тем не менее, к простой пастушьей жизни. Утилитарно-презрительно относящийся к женщинам. Деспот, изрядно попортивший жизнь новой родственнице. Мужычара, невзирая на гипертрофированную брутальность и агрессию, определенными нюансами поведения явно демонстрирующий латентную гомосексуальность (начиная с «наезда» на женоподобного юнца и его цветы). А некоторыми своими секретами, отказом от купания с подчиненными, лукавым молчанием в ответ на почти прямой вопрос – открытую.

В его поведении остается немало загадок – недомолвки становятся одной из «фишек» ленты, кучу моментов постановщики оставляют на домысел зрителю. Отчего Фил похоронил свое образование, не став вливаться в цивилизованное общество? Неужто было сделано в студенческие годы нечто недопустимое социумом? Отчего столь расточительно относится к шкурам? Отчего столь резво «стартанул» на жену брата? Понятно, что ревность, да и он в принципе не любит дам-с, тем более отбирающих внимание родственника. Но все же. Отчего столь рьяно пошел на контакт с юношей. Увидел в нем себя, решив стать тем, кем был для него Бронко, или поддался искушению? Решайте сами, дорогие зрители.

Бенедикт на первый взгляд демонстрирует нам редкий в своем исполнении образ практически злодея. Однако если присмотреться, ничего злодейского в его Филе нет. Есть агрессивный, эгоистичный крутой самец с привычным мужским подходом, содержащий внутри искренне ценимого Камбербэтчем социопата – умного, едкого, циничного, не любящего людей, считающего их ниже себя любимого.

Джордж (Племонс («Морской бой», «Во все тяжкие»,  «Черная месса», «Шпионский мост», «Недруги», «Фарго, 2-й сезон»,  «Секретное досье», «Власть», «Ирландец»). Пухленький, глупый парень, не сумевший даже закончить колледж.  Добрый малый, неспособный противостоять напору старшего брата. Бюргер, купчина, стремящийся в более высокие слои общества. Начинающий страдать от одиночества, стремящийся к женскому теплу.  

Роуз (Данст («Фарго, 2-й сезон», «Скрытые фигуры»). Девочка-девочкой, женственная, мягкая, бесхарактерная, неспособная ни на животворящую истерику, ни на серьезный разговор по душам. Попав в сложные обстоятельства, выбравшая путь алкоголического эскапизма. Причем будем честными, ничего сверхъестественно-ужасного в ее новой жизни не происходило. Неудобно, не более.

Сын Роуз Пит (Смит-МакФи («Планета обезьян: Революция», «Люди Икс: Апокалипсис», «Альфа«). Нежный, беззащитный подросток, демонстрирующий нам наиболее любопытные психологические этюды. Тонкий и звонкий мальчик, рисующий, творящий красивые флористические поделки. Двигающийся как девочка. На первый взгляд кажущийся чертовски уязвимым, неприспособленным к мужскому миру. Решивший стать хирургом. Четко запомнивший слова отца о проблемах, которые должно устранить, если ты настоящий мужчина. Таящий внутри огромную массу сюрпризов. Обратите внимание на закадровый голос, открывающий фильм. И, конечно же, на судьбу кроликов.

Лента весьма нетороплива, дарит нам огромное количество возможных вариантов развития событий. Великолепно показывая, как наши поступки влияют на дальнейшую жизнь, и сколько возможностей упускают люди сделать эту самую жизнь дольше и легче. За двухчасовой хронометраж перед героями неоднократно возникают точки бифуркации, когда все могло пойти по-другому. Начиная с того, что Роуз была готова припасть к любому крепкому плечу, не обязательно Джорджа. И даже позднее Фил вполне мог попытаться отбить супружницу младшего. Продолжая ее вариантами действий, от банальной истерики до серьезного разговора с  Филом. Возможным отказом Фила от сближения с Питом. Завершая ключевым разговором с братом после индейского визита.

Эрго. Качественная психологическая драма-загадка с хорошими актерскими работами, ковбойским антуражем и моральной подоплекой. В минусах излишняя неторопливость (далеко не все современные зрители дотянут до экватора).

Теперь малехо спойлеров, возвращайтесь к этой части после просмотра.

Если с Филом по большому счету все понятно, невзирая на некоторые недосказанности, то с еще одним героем ясности на порядок меньше. Именно он становится основным предметом спора после титров. Является ли персонаж извращенцем, моральным уродом и потенциальным маньяком? Можно ли назвать его исчадием ада и главным антагонистом картины? Давайте разбираться.

 Что мы видим и слышим. Слова отца о его силе, то чего не смог увидеть и осознать умный выпускник Йеля товарищ Фил. Холодность и отстраненность потенциального врача. Отсутствие внутреннего запрета на отнятие жизни. Недюжинный ум. Сомнения, понимание греха и милосердие (вспоминаем чтение Библии и судьбу второго кролика: успокоить, быстро сделать то, что необходимо). Четкое понимание необходимости решения проблемы любыми способами. Дано – наличие определенного субъекта и его действия, опосредованно убивающие Роуз. Она по ТТХ неспособна к принятию такого количества алкоголя, отсутствие изменений в отношениях с субъектом ведет к смерти Роуз. Возможность ее разговора с субъектом упущена, да она и неспособна на откровенный разговор (типа: засунь себе куда-нибудь свои деньги, они меня не интересуют, я люблю Джорджа, готова письменно отказаться от любых финансовых претензий). Муж также неспособен помочь: тюфяк, да и не послушают его. Разговор героя с субъектом невозможен на данном этапе развития отношений. Теоретически, через некоторое время ему удалось бы донести до субъекта необходимость примирения с Роуз. Но этого времени у него нет. Отметим, что окончательное решение принято лишь после «шкурного конфликта» и ссоры в амбаре. С огромными сожалениями об утраченных возможностях, потерянном наставнике, погибшей дружбе (кнут не выброшен, хотя и не повешен на стену). Вдобавок герой ощущает уверенность в правильности собственных действий после возвращения и поцелуя счастливой пары. Получит ли продолжение этот метод решение проблем в будущем? Не исключено, но и не обязательно. Зависит от жизненных обстоятельств. Психопатические наклонности у героя в наличии. Однако имеются предпосылки как к тому, чтобы стать известным губителем жизней, так и к тому, чтобы оказаться не менее известным их спасителем. Финал открыт. До боли жизненная ситуация.

Не забываем: у героя в данной ситуации нет этически безупречного решения. Любой его выбор приводит к гибели кого-то из окружающих и серьезно действует на самого персонажа. Моральная головоломка, она же психологическая загадка. Для персонажа и зрителя. Действительно жизненная ситуация.

Режиссер: Джейн Кэмпион

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Коди Смит-МакФи, Джесси Племонс, Кирстен Данст, Томасин МакКензи, Кит Кэрредин, Фрэнсис Конрой, Адам Бич, Шон Кинэн, Элис Мэй Коннолли

P. S. Кто в теме, не слишком ли «попущено» здешние ковбои относятся к антраксу, он же сибирская язва? Никаких тебе могильников, извести и прочих методов предотвращения распространения болезни. Также любопытно, сколько реально проходит времени от заражения этой бактерией до финала? Неужто хватает суток?

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.