Игры шпионов (The Courier), 2020 — рецензия (обзор)

Разведчик поневоле, или Дружба, спасающая мир

Гревилл Винн за всю свою жизнь не имел дел с правительством, а  уж тем более со шпионскими структурами. Обычный скучный бизнесмен.

Ровно до той поры, пока на связь с заграницей не вышел полковник ГРУ Олег Пеньковский, готовый поделиться с Западом советскими секретами.

Именно Винну предложили стать курьером, перевозящим микропленки из Москвы в Лондон. Убеждать правительство умеет, Гревилл согласился.

Вот только может ли эта опаснейшая игра закончиться чем-то хорошим?

 

Личность одного из самых известных ГРУ-шников, работавших на западные спецслужбы, вызывала к жизни массу теорий на тему мотиваций Пеньковского.  Его называли заигравшимся, жадным ловеласом. Карьеристом, исполняющим приказы вышестоящих. Офицером, понимающим собственный интерес, не забывающем о возможности ядерного апокалипсиса.  И даже спасителем мира – ведь, как говорят, именно благодаря информации Олега американцы смогли адекватно отнестись к кубинскому шантажу Хрущева.

Постановщики The Courier (прямой перевод названия,  как несложно догадаться, «Курьер»), местами изрядно напоминающего более атмосферный «Шпионский мост», склоняются к максимально идеалистической версии.

Пеньковский в картине настоящий патриот, человек, искренне старающийся предотвратить угрозу ядерной войны. Считающий Хрущева недостойным возглавлять великую державу.  Идущий на измену родине ради сохранения людской цивилизации.

Мераб Нинидзе (все тот же «Шпионский мост») в этом образе решителен, сосредоточен, профессионален, готов к смертельному риску. Четко осознавая все последствия.

Разве что фраза про информацию, которая не должна стать оружием, несколько покоробила – ну не может ГРУ-шник позабыть, что любая информация в первую очередь именно оружие.

Также из актерских работ можно упомянуть Цру-шницу Эмили (Рэйчел Броснахэн («Чёрный список»), разрывающуюся между долгом и симпатией к хорошему человеку.  «Мы профи — используем людей, и  бросаем в случае опасности».

Да жену главгероя в исполнении Джесси Бакли («Табу», «Чернобыль»,  «Фарго, 4-й сезон»).  Посмотреть на Джесси в образе приличной домохозяйки после ее безумной Мейфлауэр из «Фарго» было любопытно.

Но посвящена лента в первую очередь не Пеньковскому, а Гревиллу Винну, в качественном исполнении Бенедикта Камбербэтча («Шерлок», «Шпион, выйди вон!», «Боевой конь», «Игра в имитацию», «12 лет рабства», «Стартрек: Возмездие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит. Битва пяти воинств», «Черная месса», «Доктор Стрендж», «Тор. Рагнарек», «Война токов», «Мстители. Война бесконечности»,  «Мстители. Финал», «1917», «Мавританец»).

Мужчина средних лет, не чурающийся слабого пола, налегающий на выпивку, не в лучшей физической форме. Неудовлетворенный жизнью, состоящей из умасливания потенциальных клиентов. Бросившийся, как в омут, в болото рыцарей плаща и кинжала. Намеревающийся «соскочить» при первом удобном случае, хапнув чуток адреналина. Позволивший уговорить себя продолжать. Постепенно проникающийся к своему советскому источнику уважением и настоящей дружбой.  К слову, сказать, взаимной. Подвергающий себя жесточайшему нервному истощению. Изменяющийся под воздействием своего нового «хобби» (работой это, пожалуй, не назовешь). Порадовала возникшая любовь к балету. Решившийся на вовсе уж непомерный риск ради своего друга. Переживший такое, что и врагу не пожелаешь.

Шпион поневоле, разведчик-любитель. Курьер, охотящийся за секретами русских. Человек случайный в этой своеобразной профессии. Олицетворяющий главную фишку картины – как будет себя чувствовать в шкуре персонажа Ле Карре обычный, непримечательный коммерсант.

Бенедикт хорош. Вальяжно-скучен вначале. Нервно-весел в середине. Обреченно-решителен к развязке. Отличное развитие образа: Винн в начале и в финале абсолютно разные люди. Плюс физические изменения в стиле Кристиана  Бэйла.

Местами (к сожалению именно местами) достаточно умело поддерживается внутреннее напряжение при общем отсутствии экшена. А в какой-то момент зрителю даже подгонят немного надежды и активного действия, сменяемого ужасами советских пенитенциарных учреждений.   

Xватает в фильме общечеловеческой наивности. Как так, восклицает британский разведчик, неужто жучки и в нашем посольстве в Москве стоят?!  Также порадовало предположение, что КГБ не будет обращать внимания («не заподозрит») на западного коммерсанта, зачастившего в Россию.

И обычных клюквенных представлений о Союзе: самом мрачном и тусклом месте на свете, если верить постановщикам. «Важнейший вопрос, если хотите делать бизнес в Москве. Вы умеете пить алкоголь?». Или фраза, которой супруга сопровождает уезжающего в СССР мужа: «Держись подальше от ГУЛАГА, дорогой». 

Также стоит учитывать, что многие факты кинематографисты по своему обыкновению передернули. Гревилл не был человеком с улицы, сотрудничая сперва с МИ-5, а потом и МИ-6 еще с войны.  Пеньковский выходил сразу на Винна. Да и скрывать роль англичанина Олег отнюдь не собирался. На этом фоне то, что задержание проходило по-другому, не там и не так, выглядит сущей мелочью.

Ну да и бог с ними, с фактами. Посмотреть историю о крепкой мужской дружбе до гроба душеподъемнее, чем окунуться в реальные отношения, построенные на жажде выгоды и страхе.

Эрго.  Лента о британском шпионе-любителе, крепкой мужской дружбе, возникающей в мало приспособленных для этого обстоятельствах. Берущая за основу лучшие людские качества и самую благородную теорию, бытующую вокруг дела Пеньковского.

Режиссер: Доминик Кук

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Мераб Нинидзе, Рэйчел Броснахэн, Джесси Бакли, Владимир Чуприков, Джеймс Шофилд, Фред Хэйг, Эмма Пензина, Мария Миронова, Энтон Лессер

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.