Игра в имитацию (The Imitation Game), 2014 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruГений, победивший Ареса, или О вреде тупых предрассудков и раздельного воспитания

1939 год. Англия. Вторая мировая война. Каждый день гибнут тысячи людей. Идут на дно десятки кораблей. Немецкие подлодки сжимают кольцо блокады вокруг британских островов.

Для разных англичан война выглядела по-разному. Кто-то сражался на континенте. Кто-то бороздил океаны на кораблях Его Величества. Кто-то работал на победу, не покидая родины.

Как, например, молодой гениальный математик Алан Тьюринг (Камбербэтч). Пытающийся взломать немецкую машину для шифрования сообщений «Энигма». И с каждым днем убеждающийся, что человеку это не под силу.

Но, возможно, там, где пасует человеческий разум, успеха достигнет нечеловеческий? Возможно, «Кристофер», машина созданная Тьюрингом, сможет одолеть сумрачный тевтонский гений?

Но загадки немецкой техники, не единственная проблема, стоящая перед Аланом.

Остроты в блюдо добавляет начальство, не верящее в разработки Тьюринга. Замкнутый и стеснительный характер самого Алана. Конфликты с коллегами. Советский шпион, затесавшийся в команду, работающую над расшифровкой.

И один серьезный нюанс интимного характера.

 

Какова природа гениальности? Как формируется мозг выдающегося ученого? Как выходит, что один человек с ходу видит ответ на вопрос, считая его очевидным, а другой не поймет о чем речь, даже после долгих объяснений?

Полностью удовлетворить любопытство зрителя у The Imitation Game не выйдет (да и вряд ли это вообще кому-то под силу), но пищи для размышления картина подкинет изрядно.

Начиная с очередной констатации того, что гениальные люди частенько подвержены разнообразным расстройствам (как психическим, так и душевным). Своеобразная плата за силу интеллекта?

Продолжая яркой картиной пагубности раздельного воспитания детей, и очередным подтверждением неспособности преподавателей качественно выполнять свою работу.

Завершая четкой уверенностью в необходимости создания специальной спецслужбы, занимающейся исключительно защитой и поддержкой одаренных, талантливых ученых.

Вот начинает копать под гения какой-нибудь больно умный детектив Нок, а ему раз! Цианидику в кофий. Ибо нефиг задирать лапу на национальное достояние.

Фильм поставлен по роману Эндрю Ходжеса «Алан Тьюринг: Энигма». 

Достояние действительно вышло достойным. Камбербэтч не подвел. Ему, похоже, в кайф играть асоциальных типов, и выходит у Бенедикта это по-настоящему мастерски. Его Тьюринг одновременно холоден и застенчив. Гениален и наивен. Добр и безжалостен. Способен на настоящую дружбу, глубочайшее чувство, но скрывает все это за маской сноба и сволочи.

Ах, если бы они с Джоан встретились раньше, чем с Кристофером! Бесстрашно поставил бы полную бутылку «Оксамытового» на то, что Алану и в голову бы не пришло следовать заветам древних греков.

Единственное, что можно поставить Камбербэтчу в вину, это то, что он так до конца и не вырвался из-под влияния образа великолепного Джона Нэша. Влияние главного героя «Игр разума» чувствуется довольно сильно, несмотря на все попытки Бенедикта уйти от персонажа Кроу как можно дальше.

Кира Найтли, наоборот, не поразила, отыграв на крепеньком, но среднем уровне. Да единственная девица среди мужиков. Да, в чем-то даже умнее Тьюринга. Но, в общем, тронула мало.

Как и вся команда криптографов из Блэтчли (за исключением разве что яркого Хьюго (Гуд), да и то отчасти), которая воспринимается исключительно как вялая подтанцовка для примы.

А вот о двух эпизодических персонажах, оставивших сильное впечатление, упомянуть нужно обязательно.

Это генерал-майор Стюарт Мензис из МИ-6 в исполнении Марка Стронга (начал открывать для себя этого актера меньше года назад, и с тех пор не нарадуюсь). Эдакий мудрый лис, держащий в кулаке всю Англию.

И Чарльз Дэнс  со своим командером Аластером Деннистоном. Все же кровь Ланистеров, это серьезно. Благородный лев, невозмутимое воплощение аристократизма.

Маладца!

 

Снято довольно стильно, все же британцы даже вскользь умеют показать свою родину так, что сразу хочется залезть в окно одного из этих аккуратных домиков, усесться перед камином с чашкой чая и книгой, позаимствованной только что из стеллажа за спиной главного героя. И провести так пару-тройку дней.

Также хочется отметить удачно сверстанные три временных периода из жизни протагониста, эдакие рассвет, полдень и закат гениального человека.

И то, что действие частенько и весьма уместно перебивается кадрами военной кинохроники, или небольшими игровыми сценами из жизни воюющей страны.

Вершителями судеб которой в какой-то момент становятся криптоаналитики из Блэтчли-парка.

Это еще одна неоднозначная тема, поднимаемая в картине. Решать, кому жить, а кому умереть. Кто имеет на это право? Кроме, разумеется, Творца? Тьюринг, в конце концов, для себя на этот вопрос ответил.

И напоследок хочется еще раз подивиться умению буржуев обращаться с деньгами. Всего $14 000 000 бюджет, между прочим. Максимум вдвое больше, чем у современных российских попыток «снять кино». А как вам результаты? Восемь номинаций на «Оскар», пять на «Золотой глобус», девять на BAFTA. Не считая приятного бонуса в виде 150 лимонов сборов.

Похоже у капиталистов этот талант на генном уровне.

Эрго. Стильный байопик с качественно исполненной главной ролью, приглашающий зрителя поразмыслить над судьбой гения, а заодно проблемами засилья разнообразных фобий и неравенстве полов.

P. S. И все же значение расшифровки «Энигмы» чутка преувеличено. Оно подано авторами картины чуть ли не как панацея, главное условие победы над Гитлером. А победу добывали все-таки люди. Причем в гораздо большей степени советские люди.

P. S.2 В 2013 году королева Великобритании Елизавета II, видите ли, официально помиловала Тьюринга. Да она, вместе со всем своим заплывшим жиром двором, на коленях должна приползти к могиле Алана, и пару суток, отбивая поклоны, вымаливать прощение за своих тупых предков.

Все же человеческое скотство, это нечто неописуемое.

Режиссер: Мортен Тильдум

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэттью Гуд, Рори Киннер, Аллен Лич, Мэттью Бирд, Чарльз Дэнс, Марк Стронг, Джеймс Норткот, Том Гудман-Хилл

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Игра в имитацию (The Imitation Game), 2014 — рецензия (обзор)

  1. Imra говорит:

    «Да она, вместе со всем своим заплывшим жиром двором, на коленях должна приползти к могиле Алана, и пару суток, отбивая поклоны, вымаливать прощение за своих тупых предков».
    .Эк тебя задело, а мне ты рассказываешь, что нужно спокойно принимать, спесивые замечания и мелочные придирки. Спасибо за помощь сказать, еще чего? Нужно непременно выступить с критикой. Ведь это так просто, нашел к чему придраться, рассказал об этом друзьям, знакомым и все, ты теперь интеллектуал, ценитель, или, приличный, порядочный человек, высоконравственный член, не подумай чего, общества.. Покритиковал

  2. нина говорит:

    В отправленном комментарии поспешила расписаться в собственном неведении .
    Прочла на сайте о «помиловании » . Но «…на коленях приползти…» — слишком грубо.
    А вот вашу ,Imra, фразу » Всё же человеческое скотство, это нечто неописуемое» почитаю
    за афоризм.

    P.s. Imra, простите, вопрос чисто риторический : Вы букву «Ё» не любите или её нет на клавиатуре вашего компьютера?

  3. нина говорит:

    Фильм смотрела на одном дыхании. Рецензия соответствует моему восприятию.
    К сожалению, P.S 2 не поняла — не «в курсе».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.