Война токов (The Current War), 2017

Электрический байопик, или «Гениальные» битвы

Томас Эдисон (Камбербэтч) был гением. Повелителем электричества. Человеком, принесшим яркий свет в Америку. Изобретателем, опережающим время.

Однако и у гениев бывают ошибки. Томас оказался свято уверен в преимуществе постоянного тока над переменным. И в его большей безопасности.

Инженер и бизнесмен Джордж Вестингауз (Шеннон), основатель электрической компании конкурирующей с Эдисоном, наоборот, был адептом как раз переменного тока. Как и еще один гений Николо Тесла (Холт).

Когда эти могучие умы сошлись в сражении за будущее электричества — началась война. Война токов. А на войне, как известно, все средства хороши.

 

Этот фильм должен был появиться на экранах два года назад. Однако человек предполагает… В результате скандала с Вайнштейном (хотя при чем тут The Current War?) премьеру перенесли.

«Долгострой» оказался вполне достойной работой. Начинается лента неспешно и довольно скучновато, но после экватора набирает ход и потихоньку прибирает к рукам зрительское внимание.

На первый взгляд перед нами очередной байопик о достаточно известных личностях и событиях. Однако постановщики поступили умно. Техническими подробностей зрителя особо не грузят, акцент делают на опасностях, связанных с электричеством, его смертельном применении, личностях ученых.

Причем, что забавно, со стороны «переменщиков» на первый план создатели The Current War вывели не Теслу, как ожидалось, а Вестингауза.

Майкл Шеннон («Подпольная империя», «Срочная доставка», «Человек из стали», «Под покровом ночи», «Форма воды»), известный в основном благодаря своим злобным персонажам, тут создал нетипичный для себя образ. Его Вестингауз благороден, талантлив, и хотя до гениальности не дотягивает, показан одним из лучших умов своего времени. Да еще и способным похвалиться недюжинными моральными качествами. Он выступает миролюбивой стороной конфликта, неоднократно предпринимает попытки уладить разногласия, позволяя себе лишь один не джентльменский поступок.

Интересна еще одна линия, активно проводимая в картине – влияние на мужчин их спутниц жизни. Супруга Джорджа является его партнером, активно участвуя в делах мужа, всю жизнь позитивно воздействуя на Вестингауза. Жена Эдисона также была его поддержкой и этично-моральным компасом, однако в результате трагедии, Томас остался кораблем без целеуказателя, что оказало не лучшее влияние на его характер и поступки. Тесла же, все свои годы проживший без девичьего общества, и вовсе лишен благотворного влияния женской энергии. Занятный ход.

Порадовала любопытная сцена из прошлого Вестингауза, связанная с гражданской войной, отлично раскрывающая персонаж. С любопытными мелочами, показывающими черты характера главной троицы, постановщики поработали знатно.

Бенедикт Камбербэтч («Шерлок», «Шпион, выйди вон!», «Боевой конь», «Игра в имитацию», «12 лет рабства», «Стартрек: Возмездие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит. Битва пяти воинств», «Черная месса», «Доктор Стрендж», «Тор. Рагнарек», «Мстители. Война бесконечности»,  «Мстители. Финал») вновь вернулся к роли гениального сноба-социопата. И у него, как обычно получилось на высшем уровне. Его Эдисон, в детстве считавшийся «ограниченным» ребенком, тут показан в зените славы. Уверенным в своей правоте до самоуверенности. Харизматичным, нагловатым, горделивым, принципиальным, «зазвездившимся», меняющим реальность. Пережившим жуткую потерю, так и не оправившимся от нее. Не желающим, чтобы его изобретения служили злу и смерти. Однако в результате оказавшийся тем, с чьим именем связывают одно из самых распространенных орудий казни. Линия электрического стула также стала одной из основных в картине. За эволюцией действий Томаса, его моральных принципов и убеждений под влиянием суровой действительности, конкурентной борьбы за рынок электроэнергии, наблюдаешь, как приклеенный. Да, и с конями/кошками/собачками нехорошо получилось.

Николасу Холту («Джек – покоритель великанов», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Люди Икс: Апокалипсис», «Фаворитка», «Толкиен») и его Тесле в картине уделено гораздо меньше внимания, чем заслуживает этот неординарный изобретатель. Чем-то явно постановщики на Николу обиделись, откровенно задвинув его на второй план. Но даже по тому времени, что выделили Тесле, персонаж Холта понравился. Несколько аутичный юноша с массой тараканов (обратите внимание на сцену его встречи в Вестингаузом в номере отеля и обстановку жилища Николо) и великолепными мозгами. Человек, чьи интересы лежали не только в рамках прикладного использования электричества, изобретения устройств облегчающих жизнь, но и в сферах исследований энергии как таковой. Эту область деятельности Теслы постановщики не затрагивают вовсе, ограничившись одной туманной фразой. Обидно.

Можно также отметить Тома Холланда («Невозможное», «В сердце моря», «Первый мститель: Противостояние«, «Мстители. Война бесконечности»,  «Человек-паук»,  «Мстители. Финал»), отложившего костюм ЧП, нанявшегося в помощники к Эдисону. Роль у Тома небольшая, но пару интересных сцен ближе к финалу молодой актер нам обеспечит. Забавная аллюзия на Человека-паука, изменившего Старку и отправившегося на учебу к доктору Стренджу.

Если подытожить подход создателей ленты к главным героям, очевидно, что постановщики хотели показать, что гении тоже люди, ничто человеческое им не чуждо, и любой самый мощный разум может допускать ошибки, ввязываясь в обычные разборки гомо сапиенсов, поступая при этом весьма нелицеприятно. Скажем честно, мысль не новая, ведь человек всегда остается человеком, даже если его мозги позволяют творить историю. Не новая, но всегда привлекающая внимание обывателей, заворожено следящего за «косяками» прославленных сородичей.

Одновременно, постановщики сокрушаются о неспособности гениев объединяться, заворожено размышляя о возможностях, открывающихся в случае совместной работы пары-тройки «умников». К сожалению, см. пункт выше – ничто человеческое «суперумным» людям не чуждо. В том числе эгоизм, зависть, обидчивость, неспособность прощать.    

Однако помечтать об эдаких «Мстителях» от науки, зрителям и создателям «Войны токов» ничто не мешает.

Эрго. Приятный электрический байопик с акцентом на людских качествах троицы гениев, точнее двух гениев и одного большого таланта, усиленный качественными актерскими работами.

Режиссер: Альфонсо Гомес-Рехон

В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Том Холланд, Майкл Шеннон, Николас Холт, Кэтрин Уотерстон, Мэттью Макфэдьен, Таппенс Мидлтон, Вуди Норман, Луис Эшборн Серкис, Дэмиен Молони, Том Свит, Эми Марстон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.