Тар (Tár), 2022 — рецензия (обзор)

Творчество или бытовуха? / Энциклопедия дирижера

Лидия Тар – звезда музыкального сообщества, «одна из самых влиятельных фигур в современной музыке». Ее ценят, любят и уважают. Со дня на день должна увидеть свет автобиография, а Берлинский оркестр под ее руководством готовится записать симфонию, должную стать вершиной дирижерской карьеры Лидии.

Но все может измениться в один момент. Например, когда пресса начинает писать о трагедии, в которой обвиняют Тар.

 

Любопытный проект, с одной стороны типичный, с другой не очень, для нашего толерантного времени, переполненного сексуальными скандалами, касающихся творческих (и околотворческих) персон.

Фигурантом дела является не жирный пожилой мужик, а подтянутая лесбиянка. Свежо! Жаль, не черная – это была бы вообще бомба.

Вдобавок постановщики и вовсе избегают давать оценки происходящему. Не отвечая твердо и однозначно ни на один вопрос. Всего лишь показывая несколько дней из жизни музыкального гения, оставляя возможность зрителю самому определиться с отношением: верить в виновность ГГ, или посчитать ее жертвой травли и модных тенденций.

Лидия (Бланшетт («Талантливый мистер Рипли», «Корабельные новости», «Охотники за сокровищами», «Хоббит: Нежданное путешествие», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Тор: Рагнарёк», «8 подруг Оушена», «Тайна дома с часами», «Не смотрите наверх», «Аллея кошмаров») аж никак не ангел. Хотя профи высочайшего класса. Отличный музыкант, посвятившая этому искусству всю жизнь. Глубоко знающая, понимающая и чувствующая музыку. Композитор, дирижер, исполнитель, организатор, педагог. Создающая из кучи талантливых индивидуальностей уникальный музыкальный организм, способный открыть новые грани в давно известном произведении. Бросающаяся в сложные эскапады (типа долгого путешествия в Перу) в стремлении открыть неведомое. Не признающая платьев, лишь брючные костюмы.

А вот как к человеку к ней имеются вопросы. Она строит все отношения на расчете, не чурается использовать и манипулировать людьми. Может без душевных терзаний выкинуть на улицу постаревшего помощника (чем он ей мешал, кстати?). Способна на (о ужос!) угрозу маленькой девочке, познающей мир путем травли тех, кто слабее. Ничего криминального, все так себя ведут. Но с тех, кто на вершине и спрос выше, или нет?

Вечная дилемма – можно ли простить таланту больше, чем обывателю? Можно ли отделить творчество от личной жизни творца? И стоит ли вообще обращать на нее внимание, или лишь смотреть/читать/слушать его творческое наследие – где он сказал все, что хотел?

Бланшетт умница. Мы видим перед собой стареющую женщину, еще поддерживающую себя в форме, но ценой все больших усилий. Даму в возрасте, которую страстно тянет к очарованию юности. Юности, которой эта самая дама может быть нужна исключительно в профессиональном, но аж никак не в личном плане. Женщину порывистую, совершающую глупости, лишь бы приблизиться и пропитаться энергией молодости. Частенько лгущую, зачастую использующую мужской подход к решению проблем. Невзирая на весь свой опыт, странновато ведущую себя с ближайшим окружением (зачем было обнадеживать ассистентку?), временами снобку, временами язвительную сучку, временами наивную одинокую женщину. Весьма недурно.

И, как я уже сказал, мы не можем быть уверены в виновности или невиновности протагонистки. Да, «качая на косвенных» видно, что Тар могла себя повести с пресловутой Кристой не слишком корректно, перейдя грань. Но даже если и связь и случилась, принуждения не было и близко. Флер близости со звездой, возможность познать секреты ее мастерства, да и карьерный рост никто не отменял. Какое к монахам принуждение? Чаще всего: сама, все сама, с превеликим удовольствием. А то, что девочка оказалась проблемной – кто же мог знать.

«Тар» во многом становится своеобразной энциклопедией жизни современного дирижера.

Творческая грань — как композитора. Труд над произведением, которое будет играть оркестр. Работа с музыкантами. Долгие, выматывающие репетиции, попытки донести до скрипок и виолончелей и прочих инструментов, свое видение, достигнуть идеального звучания.

Организационная. Прослушивания, происходящие так, что претендента на место в оркестре слышно, но не видно – оцениваются лишь его профессиональные качества.

Кадровые перестановки. Обеды с нужными людьми, общение со спонсорами и членами совета.

А еще тут много классической музыки, а также разговоров, пояснений, фактически лекций об этом искусстве. За что ленте можно простить немало шероховатостей.

Фильм получился остросоциальным, затрагивающим немало актуальных для западного общества тенденций.

Борьба женщин за место под солнцем. Причем борьба во многом выигранная, когда уже можно почивать на лаврах. Остатки сексизма. Молодежь, формируемая соцсетями и модными трендами. Четко, безапелляционно и глупо ответившая для себя на вопросы касабельно творцов и их личной жизни (белые воцерковленные австронемцы недостойны считаться великими композиторами и нас, продвинутую молодежь, не интересуют). Давление великих на юных ангелочков (последите за перепиской на экранах телефона – это, кстати, об ангелочках). Сексуальное принуждение (или попытки воспользоваться своей юностью для достижения собственных целей?).  

А вот форма рассмотрения этих вопросов не идеальна. Начиная с длиннющих, открывающих ленту титров. Продолжая огромным количеством монологов и диалогов, занимающих немалую часть монстурозного хронометража. Первая часть фильма становится для зрителя тем еще испытанием, на часы большинство зрителей глянет не раз. Слишком уж неторопливо и словоохотливо развиваются события. Благо со временем к такому подходу привыкаешь. И как выясняется, свою работу дебютная часть ленты делает неплохо – вы уже полностью погрузились в пространство дирижерской жизни.

Из других актерских работ можно отметить супругу Тар – Шэрон (Хосс («Родина»). Первая скрипка оркестра и изрядно опостылевшая жена.

Виолончелистку Ольгу (Кауэр) – непосредственную до чрезмерности.

Да коварного коллегу Элиота (Стронг («Звездная пыль», «Шпион, выйди вон!», «Джон Картер», «Цель номер один», «Прежде чем я усну», «Игра в имитацию», «Шазам», «1917»).

Эрго. Остросоциальная лента с бенефисом Бланшетт и классической музыкой в качестве одного из героев. А вот структура ленты далеко не всем придется по вкусу.

Режиссер: Тодд Филд 

В ролях: Кейт Бланшетт, Ноэми Мерлан, Адам Гопник, Марк-Мартин Штрауб, Эгон Брандштеттер, Илва Поллак, Натали Понудич, Сильвия Флоте, Сидни Леммон, Марк Стронг 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.