Тёмная материя (Dark Matter), сериал, 2024

Физик в суперпозиции, или Джейсон Шредингера/Коридорами Мультивселенной

Жизнь Джейсона Дэссена как-то сложилась. Семья, дом, работа. И пускай Джей оставил позади юношескую тягу к изобретательству, удовлетворившись должностью преподавателя в колледже. И пускай денег за нее платят мизер. И пускай никому из молодых оболтусов его лекции даром не нужны. И пускай покусывает зависть к другу, выигравшему грант на научную деятельность.

Зато любимая супруга рядом, и сын близится к совершеннолетию.

Но однажды утром, когда Джей приходит в себя после нападения незнакомца в маске, он видит, что его жизнь круто изменилась. Его преследуют опасные люди, не узнают в любимом баре, в доме живут другие, а жена утверждает, что они расстались много лет назад.

Джейсона не устраивает новая версия бытия, но как вернуть привычную жизнь, Дэссен не имеет ни малейшего представления.

До поры до времени.

 

Проектов, чье действие крутится вокруг параллельных миров, мультивселенных, развилок вероятностей и альтернативных версий — хватает. Вспомним хотя бы «Контрмир»,  «Все везде и сразу», «Петлю времени», «Шестой день», «Периферийные устройства»,  «Стрэнджа», «Локи».

Dark Matter не вносит сверхоригинальных реплик в эту многоголосицу, но изо всех сил старается  обеспечить нам не слишком скучное времяпрепровождение.

Перед нами натуральный актерский бенефис Эдгертона («Козырные тузы», «Воин», «Цель номер один», «Великий Гэтсби», «Исход: Цари и боги», «Черная Месса», «Красный воробей», «Яркость», «Опасный бизнес», «Кеноби»), выступающего тут в двух ипостасях. Соответственно, постановщики дарят зрителю две линии, двух ГГ, два мира: тот и этот.

Сериал основан на романе «Тёмная материя» Блейка Крауча (в частности автор книги, ставшей основой для небезынтересных «Сосен»).

Джейсоны, сыгранные Джоэлом, на первый взгляд кардинально не отличаются. Нет радикальной разницы в профессиях, умениях, психическом состоянии, прочих костылях для лицедейской работы. Несмотря на это, актеру удалось создать двух действительно разных людей.

Джей нашего мира, избравший семью, отказавшийся от известности и карьеры. Меланхоличный, апатичный домосед, чурающийся общения, потухший, разочаровавшийся в преподавании оболтусам-студентам, не обращающим внимания на его предмет. Мягкий, чурающийся насилия, впадающий в ступор при виде агрессии. Эмоциональный, активно и ярко переживающий перипетии, обрушенные на него судьбой. Завидующий успеху друзей, ощущающий недостаток бабла. Зато с родней Джей расцветает. Да, есть привычка и рутина, но видно, что Дэссен искренне любит жену, а та отвечает ему взаимностью. Что сын еще одна его радость и отрада. Что воспоминания о годах, проведенных вместе с Дэниэлой, невзирая на все сложности и буераки, дарят ему настоящую радость, теплоту и готовность жить. Что за них он готов на что угодно, и на пути к своей Пенелопе Дэссен может свернуть горы.

Джей из другого мира пошел по жизни иным путем. Избрав стезю работы. Оставив за бортом семейное счастье. Покинув любимую в сложной ситуации. Вложив силы и умение в изобретательство и труд над делом всей жизни. Бросив вызов физическим законам. Этот Джей на порядок более жесткий и целеустремленный, чем его прототип. Циник и манипулятор, не задумываясь ломающий жизни других, прущий к цели как бронепоезд. В определенный момент начинающий сомневаться над правильностью расстановки приоритетов. Но, даже получив желаемое, не собирающий оставаться без плюшек, которые приносят деньги и связи. А может решивший показать что можно совмещать и богатую жизнь и семейное счастье?

На основе пары протагонистов постановщики выстраивают крепкую морально-этическую основу сериала. Мы погрузимся в размышления о выборе, мысли о том, кем бы ты мог стать при ином раскладе, о недовольстве жизнью, о сомнениях и  сожалениях, об упущенных возможностях, непройденных путях. О ключевых решениях, определяющих судьбу, и, возможно, создающих иные миры. О том, что такое личность, и что делает тебя – тобой. О стремлении к совершенству. О соответствии наших ожиданий реальной картине. О том, существует ли идеальный мир.

Размышления интересные, а вот выводы постановщиков шаблонны. Семья – наше все. Никакая работа не может заменить уютное гнездышко. Стоит бросить занятия наукой и искусством, позабыть о развитии, если они мешают заботе о близких и взращиванию следующего поколения гомо сапиенсов. Ну, такое, будем честными.

Остальные артисты (большинство из которых мы также увидим в двух лицах) выступают скорее подтанцовкой для Эдгертона, но делают это качественно.

Дэниэла ( Коннелли («Кровавый алмаз», «Ной», «Дело храбрых», «Человек-паук: Возвращение домой», «Алита: Боевой ангел», «Топ Ган: Мэверик»). Жена протагониста, оставившая увлечение рисованием после беременности. Его путеводная звезда, главнейший мотиватор и половинка, без которой Джей чувствует себя неполным.

Райан (Симпсон («В поле зрения», «Штурм Белого дома», «Мир Дикого запада», «Неистовый»). Друг протагониста, ученый, считающий, что люди науки «не должны прозябать в безвестности, а напротив, затмевать рок-звезд».

Лейтон Вэнс (Окенийи («Голодные игры», «Терминатор: Генезис»). Однокашник Джея, нынче скучающий буржуин, ищущий свое место на Олимпе. Идущий по жизни с чит-кодом богатства.

Аманда Лукас (Брага («Элизиум», «Отряд самоубийц: Миссия навылет», «Гипнотик»). Доктор-психиатр, начинающая играть ключевую роль в жизни Джейсона.

Перчику в блюдо добавляют картины междумирья, с самыми разнообразными вариантами Чикаго, зачастую в виде постапа, от жгучего пекла или снежной пустыни до отсутствия атмосферы (!). Прогулки в них добавляют проекту экшена, которым Dark Matter не особо избалована. А также моральных этюдов героям. Хороша концепция необходимости контроля над собственным разумом (это не только осознанные мысли, подсознание тоже может подсунуть знатную свинью), без которого сложно. И, безусловно, классические клиффхэнгеры, подогревающие интерес с интригой.

Да, как я уже сказал, шаблонных моментов в сериале хватает, общую предсказуемость к достоинствам не отнесешь, многое становится понятно уже к исходу первой серии, вопросы лишь в тактических нюансах и действиях ГГ. Не обойдется без беспринципных богатеев, стремящихся поставить научные открытия на благо себе любимым, считающих, что «они знают как надо». Пусть даже прикрывающих подобные действия благими словами и побуждениями.

И затянули постановщики преизрядно, час можно было пустить под нож вообще без проблем.

Зато набирающая популярность квантовая физика становится сюжетообразующим фактором проекта. Мелочь, а приятно.

Эрго. Размышление о выборе, иных путях и возможностях, с качественной двойной ролью Эдгертона. Размышление, интересное по сути, но затянутое, изрядно предсказуемое и шаблонное по форме.

Режиссер: Якоб Вербрюгген, Роксанн Доусон, Логан Джордж 

В ролях: Джоэл Эдгертон, Дженнифер Коннелли, Оукс Фегли, Алиси с, Джимми Симпсон, Дайо Окенийи, Аманда Бругел, Джимми Стикс 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.