Исход: Цари и боги (Exodus: Gods and Kings), 2014 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruБожественная «справедливость», или Библейские пеплумы forever

Давным-давно. В далеком-далеком Египте.

Жили-были полмиллиарда евреев.

Казалось, почему в Египте то? И почему так много? Египтян в Египте, и то поменьше (если учесть, что 400 лет назад от голода в Ханаане сбежал аж один еврейский род, ситуация выглядит еще забавнее).

Этими сакраментальными вопросами в один прекрасный момент задался и местный фараон. Что именно натолкнуло его на размышления, история умалчивает, просто однажды он взял и, опасаясь предательства, обратил еврейский народ в рабство. Может потому, что понятия «еврей» и «ассимиляция» невозможно представит рядом?

Время шло, новообращенные рабы трудились («и где вы видали еврея с лопатой?»), фараон правил, и неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы однажды стенания своего народа не услышал бог.

Раньше не слышал, видно занят был дюже, а потом, чу! Стенают.

И решил Господь это дело прекратить.

Но поскольку в те далекие-далекие времена дух коммунистов, которые не могут без трудностей, уже витал над древним Египтом, операция «Исход», была спланирована крайне оригинально. По божественному.

Людям не понять.

А для того, чтобы хоть как-то донести свою волю до непонятливых людишек, господь выбрал посредника.

Эдакий трансформатор.

По имени Моисей.

 

Забавная голливудская тенденция по бестселлеризации Ветхого завета набирает ход.

С одной стороны, оно понятно, кому как не Фабрике грез, где «сынов Израилевых» среди руководства немало, заниматься популяризацией Библии.

С другой – интересно, что именно сейчас этот процесс выходит на новый уровень.

Сперва «Ной» (http://perekat.kiev.ua/ной-noah-2014-рецензия-обзор/), с Расселом Кроу для взрослых зрителей, Энтони Хопкинсом (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/гений-рыцарь-каннибал-75-лет-великолеп/) для их родителей, и Логан Лерманом для детишек.

Теперь Кристиан Бэйл, после Бэтмена ставший универсальным героем для всех возрастов. Почти как любовь.

К чему ведется эта работа? Возможно, она должна сплотить христианский мир перед натиском ислама. Или напомнить всем о страданиях еврейского народа, а некоторым о том, что заступник у них о-го-го!

Кто знает.

Факт в том, что вслед за прародителем человечества на экранах появился самый важный пророк в иудаизме.

Информации об Исходе в Библии поболе, чем о Потопе. Но ее количество отнюдь не означает ее простоты и доходчивости для народа.

Например, к чему Господу было «ожесточать сердце его (фараона)», после чего «он не отпустит народа»? И даже после достижения цели не утешиться, а вновь «ожесточить» местного владыку, заставив того ринуться в погоню? Чтобы по полной наказать гонителей, так дабы весь мир на века запомнил? (с позиции сегодняшнего дня спросим Всезнающего: помогло?). А ничего, что египтяне в свое время (пускай и с подачи Иосифа) приютили род Иакова у себя дома и выделили им под поселение целый округ?

Или магический поединок между Моисеем/Аароном и волхвами, которые каждый раз повторяли (усиливали?), Казнь, призванную Моисеем?

(Согласно Библии Моше отнюдь не просто наблюдал за Казнями, а выступал их прямым инициатором, подавая команду «фас» своему брату Аарону, который «простирал руку свою с жезлом своим», наколдованным Яхве, чем запускал каждую Казнь).

И таких вопросов в Библии по десятку на странице.

Пытаясь найти ответы на эти загадки, можно провести над Священной книгой не один десяток лет. Вот только времени на съемки тогда уж точно не останется.

Но за Exodus взялся человек, который способен не только не замечать несуразности в религиозных трактатах, но и игнорировать вполне реальные исторические факты.

Человек с огромным опытом работы над псевдоисторическими бестселлерами.

Некий Ридли Скотт.

Размявшись на Древнем Риме, Британии и Крестовых походах, режиссер счел себя готовым к путешествию под строгим взглядом «Бога Авраама, Бога Исаака и Бога Иакова» на берега Великого Нила.

Что получилось?

Типичный «пеплум» Ридли Скотта. Яркий, масштабный, красочный, объемный, и достаточно вольно обращающийся с первоисточниками.

Часть ключевых моментов, Ридли сохранил, а остальные творчески развил и переработал.

Некоторые из доработок вызывают гомерический хохот, а некоторые легли вполне в масть.

Например, основным двигателем сюжета картины выступает не столько божественная воля, сколько личная зависть Рамсеса к Моисею.

Для ленты это скорее  плюс, поскольку зрителю гораздо легче воспринимать события, построенные на понятных ему побудительных мотивах.

Как и то, что Моисей, по Библии отнюдь не отмеченный полководческими талантами (и конечно не являвшийся названным братом принца), в ленте становиться гением стратегии и лихим рубакой. Всегда приятнее понаблюдать за бравым воякой. А мудрым пророком станет потом. С возрастом. Кстати, согласно Священной книге, когда Моисей впервые пришел к фараону просить за свой народ, ему стукнуло ровнехонько 80 годочков. Это насчет «рубаки».

И акцент на личности фараона мне понравился. Джоэл Эдгертон вполне качественно создал образ не злого, но не особо далекого, непомерно амбициозного, испорченного наследной властью мужика. Неспособного умерить свои аппетиты и включить мозги. А уж если кое-кто еще и «сердце ожесточать» начнет…

Тут без Моисея не справиться.

Кстати, на роль библейского фараона-злодея, у историков целых пять кандидатур. Скотт назначил на эту роль Рамсеса II, одного из самых известных властителей Древнего Египта. Маловероятно, но абсолютно некритично. 

И Моше не подвел. Спасителя евреев Кристиан Бэйл создал скупо и одновременно глубоко. Эмоции «Вынутый из воды» демонстрирует нечасто, но если уж отдается какому либо делу, то полностью и всем сердцем.

Единственное, что как на меня сделано слабо, это эпизод обретения веры. Вроде и экстремальная ситуация налицо, и аллюзии на новую жизнь. Но все равно, такие духовные изменения должны выглядеть как-то поглубже, что ли.

А так выходит, что Моисею-воину – веришь. Моисею-пророку веришь, А вот в то, как он превратился из одного в другого – не очень.

 

А вот некоторые «Ура! Да здравствует!» эпизоды в этой картине абсолютно неуместны. То Моисей начнет нести стратегическую ересь и требовать перерезать «линии снабжения народа». То проводить дипломатические переговоры, держа меч у горла Рамсеса. То затребует у фараона почасовую оплату рабам. Не меньше 25 долларов час. То возопит к нему с призывом узреть в невольниках таких же граждан Египта как остальные и вернуть им гражданские права. Как это он еще не догадался предложить нести демократию хеттам. Недоработка.

А уж когда он устроил партизанскую войну, тут и вовсе повеяло сперва каким-нибудь лубочным «Патриотом», а потом и вовсе сказочным маразмом.

Да и визуализация Иеговы это довольно смелое решение. Не зря же он не показывался ни одному смертному после изгнания людей из Рая. И аватарами не пользовался, не Кришна, чай.

Но все равно могло быть гораздо хуже.

Зато Казни египетские нарисованы на пятерку с плюсом. Кровавые воды, мор рыбы, мухи, болезни, торнадо, град, лягушки, саранча. Все подробно, со вкусом, смаком, с толком с расстановкой. И в качестве нежданного бонуса – большие злые крокодилы.

Жаль сражениями нас господин Скотт особо не порадует. Так небольшая рубка в начале, и как отрезало. От создателя «Гладиатора» и «Царства небесного» ждали большего.

Эрго. Еврейский пеплум, вполне адекватно передающий режиссерское видение Исхода из Египта, имени Ридли Скотта.

Имеет право на жизнь. Если б еще убрать тупую штатовскую манеру набрасывать на древний мир кальку с современности, было бы еще вкуснее.

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон, Джон Туртурро, Аарон Пол, Бен Мендельсон, Мария Вальверде, Сигурни Уивер, Бен Кингсли, Хиам Аббасс, Исаак Эндрюс

P. S. Какой кусок Священной книги планируется для следующей экранизации? И кто из звезд Голливуда примерит на себя библейскую ношу? Делайте ставки, Господа!

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.