Оппенгеймер (Oppenheimer), 2023 — рецензия (обзор)

Охота на Отца, или Нужное напоминание о смертности мира

1954 год. Отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер подает апелляцию о восстановлении допуска к гостайне. На слушании Комиссии по атомной энергетике ученый рассказывает о своей жизни, отвечая на едкие вопросы.

Мы увидим становление гениального физика в 20-х, его работу над созданием атомной бомбы в середине 40-х. Осознание необходимости контроля над распространением этого ужасного оружия.

1959 год. Председатель Комиссии Льюис Штраусс, известный долгой и неоднозначной работой с Оппенгеймером, готовится к заседанию Сената, рассматривающего кандидатуру Штраусса на пост министра торговли. Заседанию, где непременно будут обсуждаться его отношения с Робертом. Льюис уверен в положительном решении, однако, что если все пойдет не так гладко, как ему охота?

 

Выбор нового проекта одним из интереснейших постановщиков современности Кристофером Ноланом («Бессоница»,  «Престиж», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк», «Довод«) многих привел в недоумение. Режиссер, сделавший себе имя закрученными триллерами и фантастикой взялся за биографию? С какого перепугу?

Оказалось, Нолан себе не изменил. В наличии триллер, детективные и фантэлементы. Первого больше, фантастики самую малость. Имеется интрига с личностью подлеца (в реальности Оппи на 100 процентов был уверен в том, кто стоит за его травлей).

Весь фильм фактически предоставляет собой натуральный триллер, с качественным напряжением, противостоянием героя и злодея, неоднозначным финалом.

Фильм снят по книге Кая Берда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея».

Кристофер замахнулся показать в трехчасовом фильме огромный кусок жизни Отца атомной бомбы. Понятно, что многие элементы книги Нолан исключил, к примеру, детство героя полностью осталось за кадром, из учебы в Кембридже нам покажут лишь пресловутое яблоко (в реальности из-за отравления фрукта Роберт поимел кучу проблем), от которого в пространстве фильма чуть не пострадал сам Нильс Бор. Совсем чуток Германии и переходим к делу. Возвращение в Америку, преподавание, знакомство с коммунистами, бабы, известие о расщепление ядра урана, и собственно работа в Манхэттенском проекте, включая первое испытание — единственная часть фильма, не прерываемая прыжками во времени. И, конечно — охота на Отца бомбы.

Причем тем, кто был недоволен простенькими хронологическими скачками в первом сезоне Ведьмака, смотреть новую ленту Нолана будет не слишком комфортно. Кристофер переплетает времена, подобно мастеровитому пауку, перебрасывая нас между тремя линиями: заседанием комиссии 54-го, на котором главгерой «пытается оправдать свою жизнь», собственно его жизнью, нарезанной вставками-кусочками в хронологическом порядке и слушанием сената 59-го, где о своих отношениях с Оппенгеймером рассказывает Льюис Штраусс. Причем никаких текстовых плашек с номером мелькающего на экране года не ждите. Максимум на что расщедрился постановщик: кадры от лица протагониста цветные (тут нет сцен, в которых не присутствовал бы главный герой, сценарий этих сцен вообще был написан от первого лица), от Льюиса – черно-белые.

Эти перещелкивания времен вызвали у Катерины любопытную мысль: что если встреча двух великих возле озера произошла раньше, чем их же встреча в лесу (жаль, в реальности участники встречи были другими, без Э.)?  Именно беседа у озера породила информацию о цепной реакции, способной уничтожить мир? Все в духе квантовой механики, чтоб ее.

Монтаж не всегда комфортный, резкий и звенящий, что добавляет саспенса. Напряжение местами зашкаливает, плюс волнующая музыка, сопровождающая ключевые моменты жизни героя.

За фантастику в картине отвечают видения скрытой вселенной, преследующие протагониста. Ничего особенного, но еще пару десятков вистов Oppenheimer на этом зарабатывает.

Каст, как во всех последних фильмах Нолана, поражает. В фильмах Кристофера уже засветилось большинство значимых голливудских актеров, кроме разве что Питта с Деппом, да Де Ниро с Николсоном. «Оппенгеймер» реноме постановщика не уронил. Что говорить, если даже в эпизодах тут никто иные как ОлдманПятый элемент«,«Шпион, выйди вон!» , «Самый пьяный округ в мире», «Робокоп», «Планета обезьян: Революция», «Номер 44», «Преступник», «Телохранитель киллера», «Темные времена», «Манк«, «Женщина в окне», «Медленные лошади»), МалекМорской бой», «Need for Speed: Жажда скорости», «Богемская рапсодия», «Дьявол в деталях»), БранаДжек Райан: Теория хаоса», «Дюнкерк»,  «Убийство в Восточном экспрессе», «Довод», «Артемис Фаул», «Белфаст»,  «Смерть на Ниле», «Призраки в Венеции»), Кейси АффлекИнтерстеллар», «Манчестер у моря») и ДехаанЛинкольн», «Самый пьяный округ в мире», «Хроника», «Валериан и город тысячи планет», «История Лизи») .

От блеска имен актеров в более значимых образах рябит в глазах.

Оппегеймер (МерфиНачало», «Время», «Красные огни», «Превосходство», «В сердце моря», «Острые козырки», «Дюнкерк», «Тихое место 2»). «Дилетант, бабник, демократ нового курса, нестабилен, напыщен, эгоистичный невротик», как охарактеризовал его тогда еще не генерал Гровс. Человек, отлично слышащий музыку физики. Видящий пути электронов и судьбы звезд. Не гнушающийся фактически оставить любимую теоретическую физику ради административной должности в судьбоносном проекте. Роберт, как и остальные американские физики, разрабатывают бомбу из опасения, что, нацисты сделают то же самое раньше. А когда Германия уже повержена, правительственные бонзы не дают ученым остановиться (сами физики, будем честными, тоже не горят желанием бросать работу за шаг до завершения). Оппенгеймер, особенно после бесед с Бором, отлично чует опасность нового оружия (и пускай опасения о цепной реакции от первого взрыва атомной бомбы, способной испепелить атмосферу, оказались ложными, вероятность гибели цивилизации становится высокой как никогда). Чует, но продолжает работу, не подписывает обращений к правительству о недопустимости боевого использования (могут снять, заменив лояльными лизоблюдами, бомба-то уже готова). Лишь после гибели японских городов Роберт, погрузившись в серьезную депрессию, начинает активно противиться распространению атомного (и работам над водородным) оружия. Выступая за его запрет или международный контроль. Этот диссонанс, разрывающий ученого на части, показан «на ура». С одной стороны – как теоретику, фанату чистой науки, возможность проверки теории, свершения того, чего никто еще не делал – возбуждают и захватывают дух. Но опасности, возможные последствия, на глазах становящиеся реальными – повергают в ужас.

Мерфи, как всегда хорош: его герой потерян в молодости, способен увлекать, зажигать, вести за собой – в зрелости, утомлен, измотан, придавлен чувством вины, погружен в себя – во время заседания комиссии. Да, погружение в себя становится фирменным приемом Килиана, который можно счесть самоповтором, но это уже придирки.

Обратим также внимание на поединок Добра со Злом. Зло неплохо разыграло карты, умело подставив своего оппонента, устранив того от принятия решений. Но по факту антагониста все же переиграли, и вполне возможно, жена зря заявляла Роберту, что тот не борется за свою репутацию. Кто вам сказал, что не борется? Почему бы не предположить, что тот же Хилл действовал не только из-за стремления к справедливости, но в результате спланированного ответного хода Роберта?

Теперь расширим образ чертами из книги, не вошедшими в фильм:

-Оппенгеймер считался гениальным еще в детстве, но долгое время не знал, куда именно применить свой разум. Увлекаясь всем чем угодно, от минералогии до древнегреческого, парусного спорта и верховой езды. Прямым его путь к вершинам не был даже приблизительно. Долгое изучение химии, попытки овладеть экспериментальной физикой, наконец, привели к теоретической физике и квантовой механике, где он и достиг известности.

-В молодости был изрядно застенчивым, замкнутым, при этом высокомерным и эксцентричным юношей, не имеющим успеха у дам, частенько погружавшимся в депрессии и психозы. Годами посещал психоаналитиков. Начал курить после окончания Гарварда, и никогда не бросал, невзирая на обнаруженный у него туберкулез. Привычка, которая привела его к гибели.

-Превращение Оппенгеймера из чудаковатого ученого в первоклассного администратора и руководителя объекта в Лос-Аламосе происходило не слишком гладко, но на удивление быстро: примерно за три месяца.

-К 1945, последнему году работы над бомбой, Оппенгеймер превратился буквально в скелет – 52 кило, и это при росте в 178 см. Как говорили окружающие, директор Лос-Аламоса таял на глазах.

-Между 1946 и 54 в Америке начались такие подковерные игры вокруг атомного оружия, что гай гудив. Если бы снимать их близко к книге, не хватило бы и пяти часов.

-В целом: Образ в ленте смягчен, многие острые углы в фильме сглажены, большинство ошибок и спорных решений Роберта не фигурируют. Кстати о птичках: «Нобелевку» Оппи таки и не получил.

Жена Роберта Кэтрин/Китти (БлантПетля времени», «Грань будущего», «Убийца», «Тихое место», «Тихое место 2»). Некогда тесно связанная с коммунистами, но разорвавшая эти контакты. Прошедшая с мужем огонь, воду и медные трубы. Простившая измены супруга, но не простившая измен коллег ему.

Дополнение к образу (спасибо книге Берда и Шервина): Напориста. Настойчива. Воинственна. В молодости отличалась исключительной жизнерадостностью. «По матери приходилась родственницей всем коронованным особам Европы». Бакалавр ботаники, «чьей карьерой стало продвижение карьеры мужа». К концу войны стала крепко побухивать («первый коктейль в четыре дня»), позднее это станет настоящей проблемой, в частности приведет к нескольким авариям и одному пожару. Пережила мужа на пять лет.

Его любовница Тэтлок (ПьюМаленькие женщины», «Солнцестояние», «Черная вдова», «Соколиный глаз»). Еще одна последовательница левых взглядов (в середине 30-х в окружении Роберта их было полно), журналистка, психолог, считающая секс великолепным лекарством (не без причины). Трагическая фигура, не сумевшая применить к себе собственные профессиональные навыки психиатра.

Дополнение к образу: Древнеирландская принцесса (как называли знакомые 22-летнюю Джин), позднее заслужившая полуироническое прозвище «преждевременной антифашистки» — за раннюю отповедь Муссолини и Гитлеру, современникам была известна умом, красотой и зрелостью не по годам. Потомкам – связью с Оппенгеймером.

Штраусс/Стросс (ДауниШерлок Холмс», «Мстители: Финал«). Настоящий политик. Чертовски амбициозен. Обидчивый гордец, плохо переживающий насмешки. Не изживший бедную юность. Пышущий ядом в адрес ученых, до которых ему как до неба. Дауни в Льюисе узнать непросто (как и Олдмана в Трумэне), зато эмоциональная наполненность образа на высоте.

Дополнение к образу: Адмиралом его называли не от балды, во время второй мировой Штраусс дослужился до звания контр-адмирала. Флот на японцев, правда не водил, тянул лямку в главном управлении вооружений Министерства ВМС. Начинавший как продавец обуви, сделал состояние как инвестиционный банкир. Был ярым консерватором и сторонником скорейшего изготовления водородной бомбы.

Гровс (ДэймонТалантливый мистер Рипли», «Отступники», «Железная хватка», «Элизиум», «Охотники за сокровищами», «Интерстеллар», «Марсианин», «Великая стена», «Тор: Рагнарёк», «Ford против Ferrari», «Последняя дуэль», «Тор: Любовь и гром»). Человек, «построивший Пентагон». Слуга царю, отец солдатам, рвущийся на фронт. Грубоватый, откровенный вояка. Прямолинейный, но умный мужик, недурно разбирающийся в людях.

Дополнение к образу:  Инженер и деспот, умеющий добиваться исполнения своих приказов и доводить до конца порученное дело. Гровс, в реальности весящий 113 кг, заслужил от Оппи характеристику: «сволочь, но не подлец». Николс (персонаж Дехаана) в свою очередь припечатал своего начальника фразой: «величайший сукин сын из всех, с кем я работал».

Теллер (СафдиОби-Ван Кеноби»). Апологет и автор водородной бомбы, один из тех самых коллег, которых так и не простила Кэтрин.

Дополнение к образу: Прожил без малого сто лет. Долгое время после свидетельств во время слушаний комиссии был отверженным в научных кругах. Зато пользовался неизменной популярностью среди чиновников.

Отдельное спасибо за объяснение квантовой механики, в изложении Роберта звучащее так: «Все предметы вокруг и наши тела пустое пространство, сгустки энергетических волн, сплетенных силами притяжения, которые могут убедить нас, что материя тверда и помешать твоему телу пройти сквозь мое».

Щелкнут постановщики по носу попутавшее берега государство, не просто утверждающее, что каждый гражданин ему должен по гроб жизни, но и гнобящее тех, кто решил все же вернуть ей несуществующие долги.

Поднимут важные нравственные и социальные вопросы, типа ответственности ученого, разделяющего вину за смерти в результате использования изобретения с теми, кто принимает политическое решение о применении. Особенно такого изобретения, которому и вовсе лучше было не появляться на свет. Искупления вины, даже если она лежит не на тебе одном. 

И, безусловно, необходимости ограничения атомного оружия. Немирный атом штука действительно страшная, о чем люди, похоже, уже начали забывать. А наша планета смертна и беспомощна перед этой разрушительной силой. Тема, казалось утратившая актуальность после окончания Холодной войны, но в связи с вторжением России в Украину, вновь оказавшаяся на слуху. Так что Оппенгеймер получился еще и фильмом на злобу дня.

Эрго. Качественный и актуальный байопик об отце атомной бомбы. Отличается трехчасовым хронометражем, некислым напряжением, хронологическими скачками, мощным подбором хорошо отработавших актеров.

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Киллиан Мёрфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кейси Аффлек, Рами Малек, Кеннет Брана, Бенни Сэфди, Дилан Арнольд, Густаф Скарсгард, Дэвид Крамхолц, Мэттью Модайн, Давид Дастмалчян 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.