Темные времена (Darkest Hour), 2017 — рецензия (обзор)

Лев весной, или Британская ярость

10 мая 1940 года. В Европе завершается «странная война» и начинается операция «Гельб».

Битва за Норвегию проиграна, и Великобританию накрывает парламентский кризис. Невилл Чемберлен (Пикап) подает в отставку, отныне правительству нужен новый премьер-министр. Человек, который возьмет на себя ответственность за судьбы империи в один из самых тяжелых периодов за всю ее историю.

Кандидатов двое — министр иностранных дел лорд Галифакс (Диллэйн) и Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль (Олдман). Галифакс выступает за переговоры и умиротворение агрессора. Уинстон  – за борьбу с нацизмом до победного конца.

От того, кто станет во главе Великобритании, зависят судьбы не только страны, но и всей Европы. Однако достаточно ли занять пост премьера? Или это только первый шаг на тяжелом и ухабистом пути битвы с Гитлером?  

 

Личность Уинстона Черчилля, которого одни современники называли «львом», другие «бульдогом», третьи и вовсе непечатно, всегда интересовала потомков. Глыбища, политик, вращавшийся в наивысших кругах империи более полувека (!). Человек, державший руль флагмана британской эскадры во время второй мировой. Почти три десятка киновоплощений, бесчисленные упоминания в литературе. А интерес все не угасает.

Так что в появлении очередной ленты о Черчилле не было ничего удивительного. Тем более ленты британского производства. Плюс подогревало интерес участие Гэри Олдмана («Шпион, выйди вон!» (http://perekat.kiev.ua/шпион-выйди-вон-рецензия-обзор/ ) , «Самый пьяный округ в мире» (http://perekat.kiev.ua/самый-пьяный-округ-в-мире-lawless-2012-рецензи/ ), «Робокоп» ( http://perekat.kiev.ua/робокоп-robocop-2014-рецензия-обзор/ ), «Планета обезьян: Революция» (http://perekat.kiev.ua/планета-обезьян-революция-dawn-of-the-planet-of-the-apes-2014/ ), «Номер 44» (http://perekat.kiev.ua/номер-44-child-44-2015-рецензия-обзор/ ), «Преступник» (http://perekat.kiev.ua/преступник-criminal-2016-костнер/ ), «Телохранитель киллера» (http://perekat.kiev.ua/телохранитель-киллера-the-hitmans-bodyguard-2017/ ), одного из самых мощных актеров современности.

И старина Олдман не подвел. На нем держится 90 процентов всей картины. Мы увидим меньше месяца из жизни Уинстона – но это будет один из самых насыщенных месяцев его долгой биографии. На момент начала фильма Черчиль давно не мальчик, а грузный старик с паршивым характером, дурными привычками, массой взлетов и падений за плечами. Груз ответственности, пригибающий к земле. Ораторское искусство и подготовка его знаменитых речей. Старческие особенности поведения, бормотание, погружение в себя, сменяющееся гневным сарказмом. Объемная харизма. Отношения с женой и машинисткой. Напряженные размышления, внутренние сомнения, неуверенность и принятие тяжелейших решений. Соперничество с Галифаксом и настороженное общение с королем. Общая, погруженная в себя флегматичность и редкие вспышки ярости. Непременные сигары и регулярное потребление горячительных напитков («закалка!»). Трансформация образа. Все эти моменты сделаны просто изумительно. Буквально через пяток минут ты уже забываешь об изначальных попытках отыскать знакомые черты Олдмана под гримом (второй законный Оскар), и заворожено наблюдаешь за Черчиллем. К концу картины ты будто знаешь Уинстона всю жизнь. И откровенно переживаешь за этого человека. Абсолютно заслуженный «Оскар» за главную мужскую роль, вообще «без питань».

Причем Черчилль в картине Райта сделан корректнее, чем к примеру президент США в «Линкольне» Спилберга (http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ). Нет той чрезмерной лубочности в образе лидера великой нации, как в случае с Авраамом. Черчилль Олдмана имеет, конечно, свою устоявшуюся точку зрения на европейскую политику, что не удивительно в 66 лет. Но при этом он подвержен сомнениям, слабостям, он впадает в депрессию, ужас и отчаяние. Ему необходимо подтверждение собственным мыслям и идеям. Он не картина маслом в рамке на стене. А обычный человек, точнее обычный английский аристократ, не ездивший в автобусах, не стоявший в очередях. Но хорошо понимающий, что такое «бремя белого человека».

В этой связи отлично смотрится сцена в подземке. Хождение в народ всегда было непременной чертой мудрого правителя/короля. А в данном случае стало вдобавок переломным моментом для протагониста, касанием земли, корней, дающих силы герою на дальнейшее сражение. И юморка чуток подбавили.

Затененное фигурой Черчилля, все остальное в фильме отходит на второй план. Благо сцен, в которых он не фигурирует раз, два и обчелся. Хотя примечательные моменты во «Временах» встречаются и помимо Уинстона. Это и образ короля, и некоторые операторские решения, игры со светом и геометрией, музыкальные номера.  

А вот действия как какового в картине нет как класс. Это разговорный байопик, полный диалогов, сомнений и размышлений протагониста, байопик, который, тем не менее, местами держит в изрядном напряжении.    

Козни политических противников, холодность монарха, внутренние сомнения, засевший за каналом враг, бурлящий парламент и спокойные лондонские улицы. Юность Элизабет Лейтон и дряхлость большинства политиков. Холодная ярость простых британцев и трусость старых  представителей аристократии.

И хотя и знаешь, чем все закончится, все равно за душу берет.

Да весь пафос борьбы за будущее британской империи несколько нивелируется с позиции знаний сегодняшнего дня. Дня, когда прекрасно известно, что сохранить эту самую империю в результате Черчиллю все же не удалось. Что в 21 веке, по хорошей национальной традиции: «кто девушку кормит, тот ее и танцует», спасенную Европу танцуют наследники не британского льва, а мудрого Рузвельта. Да, я помню о том, что Гитлера раздавили советские солдаты, а отнюдь не западные союзники, спасибо, но сейчас мы говорим не о Сталине, а о Черчилле. И что из троицы лидеров коалиции победителей Уинстон оказался наименее предусмотрительным, и думающим лишь о сегодняшнем дне. Однако легко размышлять с позиции будущего. Которого, спешу заметить в 1940-м (как впрочем, и в 1945-м) британский лидер не знал.

Эрго. Разговорный байопик о британской легенде с шикарной ролью Олдмана. Фанатам Гэри, ценителям этого жанра и истории в общем, смотреть будет нескучно. Любителям действия тут ловить нечего.

Режиссер: Джо Райт

В ролях: Гэри Олдман, Лили Джеймс, Бен Мендельсон, Кристин Скотт Томас, Стивен Диллэйн, Сэмюэл Уэст, Ханна Стил, Рональд Пикап, Анна Барнетт, Николас Джонс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.