Превосходство (Transcendence), 2014 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruИзменить мир или понять его /  Сумбурная паранойя 

Доктор Уилл Кастер (Депп) был одним из лучших ученых в сфере создания искусственного интеллекта. Он не просто хотел сотворить думающего робота. Он жаждал понять мир вокруг нас, вывести мышление на новый уровень.

И у него получалось.

Физически независимая нейронная сеть Пинн стала перспективнейшим проектом и прорывом в этой области.

Но нашлись и те, которым были не по нутру успехи доктора Кастера. Организация, пропагандирующая независимость от технологий, объявила войну научно-исследовательским центрам искусственного интеллекта.

Войну не на жизнь, а на смерть.

И, похоже, Уиллу придется довериться своим разработкам гораздо больше, чем он планировал.

Или исчезнуть из памяти человечества.

 

В 2012 году сценарий к этой ленте отметился в Чёрном списке лучших сценариев неизданных фильмов. Идея действительно оказалась богатейшей. Вот только самую хорошую идею нужно еще качественно воплотить.

К примеру, помимо приглашения на главную роль жутко популярного Джонни Деппа (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/великий-чародей-большого-экрана-воро/)  (и выплаты ему 1/5 общего бюджета в качестве гонорара) было бы неплохо найти также талантливого рулевого. В этом отношении Transcendence не повезло. Режиссерское кресло занял дебютант Уолли Пфистер, широко известный, как оператор, но не имеющий никакого опыта, как постановщик.

Это сказалось по-полной.

Лента, ставящая важные, весьма актуальные проблемы, очень походит на мужичка среднего телосложения, пытающегося взять физически неподъемный вес. Он хрипит, пыжится, иногда даже привстает с этой жуткой тяжестью, но падает: против природы не попрешь.

Так и здесь, почти адекватное начало переходит в сумбурное продолжение, когда зритель имеет шанс попросту утратить нить повествования. Нелогичные действия всех без исключения героев начинают попросту раздражать, и только финал более менее приводит события к общему знаменателю, завершая мятущуюся режиссерскую мысль.

И мысль то, повторюсь, отнюдь неглупую (пускай изрядно присыпанную нафталином).

Доколе, вопрошает Пфистер, человечество будет идти на поводу у своей паранойи, заставляющей любое незнакомое или чужое, воспринимать как прямую и непосредственную угрозу, требующую немедленного сокрушительного удара на опережение?

Доколе тупые блондинки будут все портить, пытаясь сделать «как надо»?

Доколе людская ограниченность будет железными цепями удерживать человека от следующего шага?

Доколе недоверие даже к близким, хорошо знакомым людям, липкой паутиной будет окутывать все наши поступки и действия?

 

Страх перед искусственным интеллектом (а уж если он в сети!), бессмысленный и беспощадный, как тот самый русский бунт, бродит по земле уже не первое десятилетие.

Что-то непонятное, угрожающее самому виду гомо сапиенс, способное переплюнуть человека на его поле — стать мощнее интеллектуально. Что-то гораздо умнее «царя природы», для которого люди и муравьи не будут сильно отличаться. Что-то способное стать доминантой по отношению к человеку. Что-то не имеющее ни совести, ни моральных принципов. Способное видеть практически каждый твой шаг (спасибо девайсам, подключенным к сети)! Ух, жутенько!

И шествуют стройными рядами: Матрица, Терминаторы, «Скайнет», U. S. Robotics, PASIV,  и несть им числа.

Все это благородно, как бы говорят создатели ленты, но посмотрите, во что превратили землю существа с натуральным «как бы интеллектом» – люди. Не пора ли что-то решать? Если за 130 лет возможности мышления не изменились, может это тупик? И нужно предпринимать новые шаги?

Может наш следующий шаг, эта та самая азимовская Галаксия? Симбиоз всех живых форм на нашей планете?

 

Вот бы еще все эти «месседжи» воплотить по-человечески! А так, то лепший друг с ходу воспринимает в штыки возвращение своего коллеги, причем объяснение этому приводит абсолютно смехотворное. То коллега, начинает вести себя изрядно невнятно (но это как раз вполне можно списать на трудности адаптации).

Но вот сумбур, начинающийся при ускорении темпа картины, не спишешь ни на что, кроме непрофессиональности режиссера. Кто, куда, зачем, в каких позах, нужно потом разбирать долго и муторно (хотя бы: в каких отношениях гибриды и сеть, происходит полное подчинение или взаимодействие?). А уж реакция правительства на такую жуткую угрозу, просто тушите свет.

Да и вообще, а что мы снимали то? Научную или ненаучную фантастику? Триллер? Притчу? Предостережение? Боевик? Мелодраму? Ага, и можно без хлеба. Сколько раз уже говорено, такое блюдо по плечу далеко не каждому постановщику.

Это при том, что Депп отработал роль на твердую четверку. Спокойно, суховато, без надрыва, вполне в ключе типажа. После фриковатых образов последних лет, как тихая гавань после бурного зимнего моря или возвращение на 15 лет назад.

Вот с остальными хуже. Несмотря на довольно сильный по именам каст. Мёрфи и Фримену тут попросту нечего играть. Беттани местами интересен, если не обращать внимания на глобальную нелогичность его действий. Как в той поговорке, в общем, мальчик неплохой…

Ребекка Холл вроде бы как адекватно, но очень уж серо, и опять нелогично.

Ах да, чуть не забыл, тут же еще и спецэффекты имеются! Как же 100-миллионная картина с Деппом, и без спецэффектов. Хотя нужны они тут, скажу вам по секрету, как барбосу Жучке пятая нога.

Эрго. Лента, богатая внутренним идейным наполнением, но бедная кинематографическим и логическим воплощением этого самого наполнения. По большому счету фильм запорот. Разве что финал порадовал: как не крути, а прорыв произошел.

Режиссер: Уолли Пфистер

В ролях: Джонни Депп, Ребекка Холл, Пол Беттани, Киллиан Мёрфи, Морган Фримен, Кейт Мара, Клифтон Коллинз мл., Коул Хаузер, Джош Стюарт, Кори Хардрикт

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.