Рипли (Ripley), сериал, 2024 — рецензия (обзор)

Живущий обманом, или Маньяк, вошедший в образ

Том Рипли не был честным гражданином. Отнюдь. На свой кусок хлеба без масла и аренду обшарпанной квартирки в Нью-Йорке, Том зарабатывал аферами, мошенничеством и обманом.

Дела шли так себе, и когда богатенький мистер Гринлиф предлагает Тому уговорить вернуться домой его сына Дики, прожигающего жизнь в маленьком итальянском городке, Рипли берется за дело.

Однако почти сразу Том понимает, что ему мало отработать гонорар и попытаться слупить с богача-папаши еще малехо деньжат. Посмотрев на образ жизни Дики, сыплющего деньгами, катающегося на яхте и живущего в прекрасной вилле с красоткой Мардж, Рипли начинает хотеть большего.

 

Романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» (всего написано пять романов о Рипли) дважды гостил на большом экране. И с не абы кем в главной роли.  В 1960 образ Рипли примерил на себя Ален Делон. В постановке 1999-го Деймон. Однако, как мы в очередной раз уверились на примере Сегуна, каждому времени свои герои.

Новым альтер-эго обаятельного социопата, убийцы и мошенника стал Эндрю Скотт, известный своим Мориарти из Шерлока.

Свежая постановка Шоутайм затянута, не дотягивает до варианта 1999-го, но эстетски красива и может порадовать рядом моментов.

Перед нами по-прежнему психологический триллер, показывающий людское падение, трансформацию человека из мелкого мошенника в натурального маньяка (или все же психопата? Вопрос к специалистам) с серьезными психологическими отклонениями.

Рипли в исполнении Скотта («Лок», «007: СПЕКТР», «Алиса в Зазеркалье», «1917», «Тёмные начала»,  «Шерлок») – недурен. Нью-йоркский авантюрист, «разводящий» народ на небольшие деньги под вывеской фиктивной коллекторской конторы. Сирота, чьи родители утонули (возможно). Живущий на чеки, присылаемые тетушкой. Поднаторевший в подделке документов и подписей. Обитающий в раздолбанной квартирке с ободранными стенами, паршиво работающим душем и бегающими у дверей крысами. Не слишком образованный, напрочь лишенный вкуса. Лелеющий мечту сменить класс, вырваться из плена нищеты. Профессиональный лжец, беззастенчиво использующий людей в своих интересах. «Ненадежный рассказчик», врущий как дышащий. Напрочь позабывший, что такое правда: обман, ложь, передергивания  — его суть и стезя (или послевкусие мориарти все же играет свою роль?). Все время плетущий паутину обмана и подлога. Обманывающий окружающих и себя самого. Полностью вживающийся в нужный ему образ. С удовольствием представляющий себя кем-то иным. Влюбленный в дорогие вещи и аксессуары. Выгораживающий свои неприглядные действия перед другими и собой. Активно общающийся с галлюцинациями.

Том боится высоты, испытывает страх перед водой, не умеет плавать. Следует жизненной философии: всегда что-нибудь да подвернется. Развивается в культурном плане, становится истинным поклонником Караваджо (на работах которого построено парочка дуболомных аллюзий, порой он заявляется как некая аватара Рипли), высказывает талант художника.

Откровенно болен психически, своим безразличием к чужой жизни, готовностью убить — может дать фору многим серийным убийцам (стремление оставлять трофеи – памятные вещички жертв – явно отсюда).

Обожает театральщину, монологи перед зеркалом, воображаемые диалоги себя и собеседника. Диалоги, в которых он предстает сущим ангелом. А оппонент – наоборот.

Персонаж двойственен и противоречив. То невозмутимо и безжалостно отправляет людей на тот свет, быстро принимает решения, действует четко и невозмутимо.

То косячит не по-детски: надевая чужую одежду в месте, где его могут застать, забывая о физических свойствах предметов, не до конца убирая места преступлений, полагаясь на слепоту окружающих, ленясь оттащить убиенного подальше в кусты, вовремя не покидая страну.

Некоторые сцены опасно зависают на грани фарса: присмотритесь к спуску по лестнице и нежным поцелуям на темной улице.

В такие моменты зритель одновременно особенно сильно болеет за Тома, переживая за злодея, вживаясь в его шкуру. И хочет, чтобы Рипли, наконец, остановили. Чертовски занимательное ощущение (Хайсмит и постановщикам — зачет).

Шлейф роли у Рипли минимален, что не позволяет до конца понять его резкую смену криминальной ипостаси (из мошенников в душегубы — не слишком распространенный путь) и чересчур легкую готовность на убийство.

Образ в исполнении Дэймона мне понравился больше (многогранностью), но и Скотт отработал на славу.

Остальные персонажи изрядно слабее, чем их аналоги из версии 99-го.

Дики (Флинн («Костюм»). Богатенький сыночек, чье хобби: «яхты, алкоголь, уход от ответственности». Теленок с минимальной харизмой. Ни огонька, ни обаяния, ни задора (еще раз ностальгически вспоминаем шикарного Дики в исполнении Лоу). В актив можно занести лишь презрение к деньгам  да аляповатым шмоткам: разительное отличие от Тома.

Мардж (Фэннинг («Гнев», «8 подруг Оушена», «Алиенист», «Однажды в… Голливуде»). Хмурая, снулая, отстраненная деваха, с ходу проникшаяся подозрениями к Тому. Ее здесь откровенно мало, и развернуться у Дакоты возможностей минимум.

Разве что Фредди (Самнер («Джентльмены», «Не время умирать») запомнился, несмотря на буквально пару сцен в его (пардон ее) исполнении. На диво снобистский и противный тип вышел. Что особенно радует, учитывая что Этиол Самнер во-первых – женщина, во-вторых она больше не актриса, а вовсе даже певица.

Да проницательный (но достаточно ли?) римский инспектор (Ломбарди).

Порадуют нас постановщики итальянским колоритом.

Захватывающие дух горные дороги прямиком над обрывом. Пляжи с лодками.

Небольшие городки, нависшие над морской стихией. Дома, вырастающие из скал. Бесконечные, крутые лестницы (Алупкой повеяло), проложенные в толще горной породы через арки и тоннели. Затерянные бухточки в окружении гранита (это уже скорее к Парадизу) . Изысканные виллы, открытые солнцу и ветрам. Неспешно шлепающие картами аборигены.

Столичные римские пейзажи с непременными скульптурами, величественными строениями, древними камнями мостовых, акведуками и прочими Колизеями. Улочки Неаполя и Палермо. Каналы и палаццо Венеции.

Даже в черно-белой версии Страна Телят впечатляет.

Нуарной атмосферой и эстетским видеорядом. Вычурно-стильной черно-белой картинкой, где своеобразно воспринимаются потеки крови, которыми время от времени снабжает нас миляга Томас.

Операторскими забавами. Здешний камермен активно играет предметом своего труда, меняя углы съемки: сверху снизу сбоку, всматриваясь в отражения и капли воды, смещая объект из центра кадра. Часто и нарочито концентрируя внимание зрителя на важных для сюжета деталях и предметах. Использует любопытный прием при чтении героем письма, которое непосредственно озвучивает адресант монологом на камеру в глаза зрителю.

Вода, кстати говоря, играет чертовски важную и активную роль в проекте (влияние Тарковского?): от невозмутимой стихии и места укрытия результатов злодеяний, до свинцовой тяжести волн — прямого врага Тома, сути его снов и кошмаров. 

Обеспечат дополнительным саспенсом через полицейское расследование, сужение кольца улик и подозрений вокруг Рипли.

Одновременно нагонят сон неспешной подачей материала (как я уже сказал сериал чрезмерно затянут). Крайне неспешно ездящие лифты перемежаются пронзительно молчащими горгульями или статуями. Долгие поездки на авто — тщательно и во всех подробностях показанными лестничными маршами. Плещущаяся морская вода — мокрыми мостовыми. Номера отелей с разнообразной обстановкой – следующими номерами отелей. Все это конечно блаародно, как говаривал один незабвенный дон, но зачем же так много?

Эрго. Психологический триллер о становлении маньяка (или все же психопата?). Недурная работа Скотта (хотя по многогранности образа уступающая Дэймону), итальянский колорит, операторские игры и нуарная атмосфера. А вот затянутость и второстепенные образы огорчают.

Режиссер: Стивен Зеллиан (сценарист: «Девушка с татуировкой дракона«, «Исход: Цари и боги«, «Ирландец«)

В ролях: Эндрю Скотт, Джонни Флинн, Дакота Фэннинг, Маурицио Ломбарди, Франческа Романа Бергамо, Витторио Вивиани, Кеннет Лонерган, Паскуале Эспозито, Элиот Самнер, Боким Вудбайн 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.