Смерть на Ниле (Death on the Nile), 2022 — рецензия (обзор)

Сука-любовь, или Кровавая река

После завершения железнодорожного расследования Эркюль Пуаро отправляется в Египет.

Там сыщик становится свидетелем свадебного путешествия блестящей миллионерши Линнетт Риджуэй-Дойл и ее никому не известного супруга Саймона.

Пирамиды, древние храмы, воды великой реки, шампанское, изысканное общество. Счастье молодых портит лишь преследование Жаклин — экс-подруги Линнетт, некогда помолвленной с Саймоном и влюбленной в него как кошка.

Молодожены с компанией, в которой оказывается Пуаро, отправляются в круиз по Нилу.

В круиз, из которого вернутся далеко не все.

 

После благосклонно принятого зрителем «Экспресса» 2017 года, Брана продолжает отчет о путешествиях своей версии гениального бельгийца.

Лента вышла чертовски красочной, эффектной и антуражной. Но с целым рядом нюансов.

Лондон конца 30-х. Времена уже после окончания экономической депрессии, но еще до начала второй мировой бойни. Веселые, беспечальные, полные джаза, блюза, танцев, алкоголя и любви.

Ух ты! Не слишком ли зажигательный танец исполняют Жаклин с Саймоном? Прям всем своим естеством за гранью приличий. Хотя кто их знает, эти заводные 30-е.

Египет. Панорамные съемки с высоты птичьего полета во всевозможных ракурсах. Просторы страны фараонов. Пирамиды, храмы, исполинские фигуры богов. Подавляющий своей непостижимостью Сфинкс. Невозмутимый Нил – голубая лента жизни посреди пустыни с небольшой полосой растительности вдоль берега, полный цапель, крокодилов, косых парусов фелук и злой рыбы. Отель в древнеегипетском стиле, роскошь и живописные развалины. Вылизанный пароход, вышколенная прислуга, реки шампанского. Изысканные блюда и наряды. Желтизна песка, гнев бурь. Кровавые закаты и рассветы.

Картинка шикарная, откровенно глянцевая, большей частью компьютерная и павильонная, хотя в Марокко на натуру съемочная группа все же выезжала (с Египтом не срослось). За экзотикой даже несколько теряется главный герой и основная линия.

Тем паче, ровно половину ленты происходит на диво растянутая завязка. Постановщики упорно наслаждаются нарисованными красотами, вдумчиво знакомят нас с героями, раскидывают толстые намеки на будущее.

В результате, первое же предположение Катерины о виновнике оказывается верным. Ведь с одной стороны создатели ленты (и старушка Кристи) стараются максимально запутать зрителя, создавая персонажей, практически каждый из которых имеет мотив. С другой – слишком откровенно, даже нарочито рассыпая перед нами хлебные крошки подсказок. Вы зрителя совсем глупым считаете? Вот только что они имели в виду странноватым нападением змеи? Знак судьбы?

В какой-то момент даже возникает сомнение в гении Пуаро, не сумевшем вовремя разобраться в происходящем. Ну как? Тут вам и экспозиция в Лондоне, полная животной страсти, и фраза, которую слышали лишь двое. Однако не нужно забывать – большую часть намеков, по условиям задачи, видит зритель, но не видит Эркюль (к примеру — главный «карминовый»). Да и глупые действия ряда персонажей (сокрытие информации в контексте кражи ожерелья) путают карты.

Детективная линия, начинающаяся после экватора, на самом деле не так уж плоха. С начала мы даже можем посомневаться в личности жертвы. После нам подставляют всех  возможных подозреваемых, самые разнообразные мотивы (пускай часть смотрится слабенько), играются с алиби, людской тупостью, жадностью и прочими людскими пороками.

Что любопытно, главной виновницей всего, устами Пуаро, постановщики называют Любовь. То, что завладело почти всеми на борту «Карнака». Светлое чувство, должное вдохновлять, дарить счастье, фактически двигать вперед жизнь на Земле, тут выглядит дьявольским наваждением, толкающим гомо сапиенсов на самые неприглядные вещи. Неаккуратненько.

Пуаро в исполнении Браны («Джек Райан: Теория хаоса», «Дюнкерк»,  «Убийство в Восточном экспрессе», «Довод», «Артемис Фаул», «Белфаст») в целом неплох, однако по мнению Катерины, с книжным образом имеет гораздо меньше общего, чем тот же Суше.

Здешний Эркюль получил предысторию из окопов Первой мировой, объясняющую его тягу к пышным усам и отсутствие романтических стремлений. Излишнюю сентиментальность (кто сказал плаксивость?), и стремление самолично носиться за преступником (постановщики кончено же не смогли обойтись без экшен-сцены). Что для настоящего Пуаро, пользующегося «серыми клеточками» а не мышцами, абсолютно несвойственно.  А вот в отношении тщеславия, болезненной аккуратности и стремления к симметрии (даже когда это абсолютно неуместно) Эркюль соответствует книжному прототипу.

Лента 2022 вообще допускает огромное количество вольностей в трактовке большинства образов. Множество персонажей сменило расцветку, некоторые – ориентацию. Толерантная повестка, что ж вы хотите.

Саломея Оттерборн (Оконедо («После нашей эры», «Кристофер Робин») превратилась из старой алкоголички-романистки в чернокожую бой-бабу – звезду блюза. А заодно стала предметом любовного интереса Пуаро.

Ее племянница Розали (Райт («Черная пантера», «Первому игроку приготовиться», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал») также сменила масть и приобрела пробивной характер.

Ван Шуйлер и Бауэрс стали любовницами (любви все возрасты покорны), прихватив себе коммунистическую линию Фергюсона.

Старый попечитель Линнетт Пеннингтон преобразился в молодого кузена Эндрю (Фазал) с явными индийскими корнями.

Поллиткоректность, мать ее ити. Впрочем, пора уже привыкнуть.

Тем паче, что основная троица сохранила белую кожу.

Линнетт (Гадот («Рыцарь дня», «Преступник», «Бэтмен против Супермена», «Лига справедливости», «Чудо-женщина: 1984», «Красное уведомление») – откровенно хороша. «Золотая девочка» — изысканная, милая, уточненная, очаровательная, харизматичная. Вызывающая сочувствие и понимание, несмотря на все свои миллионы. Само совершенство.

Жаклин (Маккей, как она порой на Робби похожа!) – куражная, эпатажная, нагловатая девица. Эдакая демоница, преследующая ангельское создание.

Саймон Хаммер («Дж. Эдгар», «Одинокий рейнджер», «Под покровом ночи»). Усатый мачо, покоритель девичьих сердец.

Любопытно – в общем, каст изрядно уступает по именам «Убийству в экспрессе». Кризис? Также можно понять, кого постановщики считают главной звездой фильма – его судьба незавидна.

Не забывают создатели ленты об операторских играх —  наплывы камеры, пролеты, облеты, переключения планов и между персонажами. За работу с камерой — зачет.

Теперь пришло время сравнить новую версию «Нила» с эпизодом сериала «Пуаро Агаты Кристи» 2004 года.

Эта экранизация гораздо ближе к книге, за редким исключением перенося на экран персонажей Агаты Кристи без особых изменений. Разве что Рикетти с Фенторпом, Флитвуд да Корнелия отправились в небытие.  

Линнетт в исполнении Эмили Блант («Петля времени», «Грань будущего», «Убийца», «Тихое место», «Тихое место-2») ближе к книжному варианту и конкретно уступает Гадот как по экранному времени, так по сочувствию и харизме.

А вот здешняя Жаклин (Эмма Гриффитс Малин), напротив, разгромно выигрывает у Маккей. Поразительно искренняя девушка, которой безоговорочно веришь.

Саймон (Филд («Ford против Ferrari») более херувимист, но в общем, то на то и выходит.

Съемки тусклее, откровенно дешевле, при этом сняты большей частью на натуре. В результате Египет, пароход, массовка и даже декорации смотрятся гораздо естественнее. Не компьютерный полумультфильм, а реальная страна фараонов.

Поменьше подсказок, ситуация выглядит куда запутаннее. 

Ну и, конечно, Пуаро (Суше («Зло под солнцем» 1982/2001), «Убийство в «Восточном экспрессе» 2010). Не имею ничего против версии Браны, но хорошо понимаю Катерину, утверждающую, что именно Дэвид лучший Пуаро всех времен и народов. Суше прекрасно передает основные черты книжного прототипа. Маленький, пузатый, смешной человечек с забавной походкой и гениальными мозгами. Тщеславный аккуратист, любовно ухаживающий за своими усами.

И есть два момента, которых лишен Пуаро Браны. До одури выразительный взгляд Дэвида, одними глазами передающего весь спектр эмоций, отношений своего персонажа. И глубокая, нутряная ироничность человека, отлично понимающего свои недостатки и способного над ними втихомолку посмеяться.

Эрго. Неторопливый детектив с эффектной компьютерной картинкой, подпорченный нарочитостью подсказок.

Режиссер: Кеннет Брана

В ролях: Кеннет Брана, Галь Гадот, Роуз Лесли, Арми Хаммер, Эмма Маккей, Летишиа Райт, Дженнифер Сондерс, Софи Оконедо, Аннетт Бенинг, Том Бейтман, Али Фазал

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.