Сёгун (Shôgun /Shogun), сериал, 2024

В гостях у Аматэрасу, или Встреча варваров

1600 год. К берегам Японии выносит течением голландский корабль. На его борту десяток полумертвых от голода моряков и штурман-англичанин Джон Блэкторн.

В Стране Восходящего Солнца неспокойно. Недавно скончался правитель страны, оставив после себя малолетнего наследника и совет регентов из пяти влиятельных дайме. Среди них начинается классическая грызня пауков в банке.

Проигравшим в этой подковерной возне выглядит министр по внешним связям Йоси Торанага, которого вызывают в Осаку на заседание совета. Откуда у него немного шансов выйти живым.

Но что если использовать неожиданную удачу в лице штурмана и оружия с его корабля? Возможно, они склонят чашу весов на сторону хитроумного Торанаги?

 

Чаще всего наше приобщение к древним культурам происходило через книги, фильмы и игры. С Грецией мы знакомились через мифы Куна, Таис и Олдей. Римом – через Джованьоли, Валентинова и различными описаниями жизни Цезаря. Египтом – через Фараона и Тута. Китаем — … а вот тут вопрос, требуется помощь зала.

Япония (не считая второй мировой, где вне конкуренции «Тихоокеанская премьера»), чаще всего оказывалась в зоне нашего внимания благодаря двум периодам —  Сенгоку дзэдай (Тотал вар и восхитительная «Война самураев») и сегунату Токугава.

В перипетии возникновения Сегуната читателей погружал Джеймс Клавелл (во время второй мировой несколько лет проведший в японском плену) и его «Сегун» (1975). Точнее зачастую не сам роман (основанный на жизни реального моряка – Уильяма Адамса, в 1600 году попавшем в Страну Восходящего Солнца и оставшемся тут до кончины в 1620-м.), а сериал 1980 года. От которого до сих пор в памяти остается немало приятных моментов.

Но каждому времени, как известно — свои герои. В 2024 свет увидела свежая телепостановка по мотивам «Сегуна».

Вышло недурно.

Перед нами все то же подробное и завораживающее знакомство европейца (причем не нынешней толерантной его версии) с неведомой и загадочной восточной культурой. Знакомство с вотчиной Аматэрасу не только героя, но и зрителей, которых учат, что значит и каково оно быть японцем. Проходящих все фазы встречи с неведомым. Жажда обладания, отчаяние, гнев, отрицание, самоуверенность, смирение, вовлеченность, зачатки готовности видеть в варварах людей, понимание, приятие, любовь, врастание в здешний социум.

Различий Азии и Европы действительно масса, по классике: «Запад есть Запад, Восток есть Восток».

Японцы предстают перед штурманом существами с другой планеты.

Абсолютно иное, чем у гайдзинов отношение к смерти. Острова, в любой момент способные обрушиться вам на голову землетрясением (с которым мы столкнемся вплотную), цунами или пожаром — способствуют. Фатализм, небрежение и постоянная готовность к гибели (Смерть — подруга и утешение, выступление против покорности, протест против действий вышестоящих и много чего еще). Огромный акцент на внутреннем мире («строительство непроницаемой стены, за которой можно укрыться»). Безоглядная вера в карму и перерождение. Бесчисленные ритуалы, церемонии, куча формальностей,  нарочитая вежливость, постоянные поклоны, скрывающие бурлящие под спудом страсти. Простое восприятие секса. Сложности общения – как именно к кому следует обращаться. Грозный вид мужчин-воинов с их резким японским языком, звучащим как команда, даже во время признания в любви, униженное состояние крестьян, в любой момент готовых лишиться головы. Плавная женская походка короткими шажками (благо хоть китайская «связанная ступня» тут не прижилась). Разница в доле сильного и слабого пола в японском варианте. Фанатичное служение господину. Трепетное отношение к долгу перед родом и сюзереном. Невозможность жить с позором – постоянное стремление убежать от него в смерть (пресловутое сеппуку, пару раз показанное в подробностях). Непривычные строения, возводимые из легких материалов типа бамбука и бумаги. Никаких стен, лишь перегородки, протыкаемые пальцем, минимум-миниморум мебели. Вся жизнь на полу, максимум круглые коврики под ноги или седалище. Сон на подстилке, обед на коленях, блюда на очень низеньком столике. Беседы ведут сидя опять же на коленях, или в позе лотоса («по турецки»), обратите внимание на манеру самураев усаживаться, с разбрасыванием краев одеяния. Прославленная чайная церемония. Дрожки из камней в саду, сходить с которых невежливо (да и к чистоте в доме располагает). Нюансы японского быта. Долгий процесс одевание вельможи, подготовка его рабочего места для работы с документами. Особенности местных замков (Осака хороша), театров. И, безусловно, приема в чайном домике утех юдзе (не путать с гейшами) с искусством наливания сакэ и рассуждениями о символизме и избавлении. Наемные убийцы из древних сект (ждем знаменитых ниндзя). Не стоит забывать о влиянии христианства, постепенно завоевывающем свое место в Стране Восходящего Солнца.

Из забавного — любовь японцев к чистоте, противопоставляемая попущенному отношению к мытью европейцев («мыться 2 раза в неделю? Хотите, чтобы я простыл?). Алкогольное состязание под девизом «Пьяный Вильгельм Тель». Также хороши юморные моменты, связанные с реакциями штурмана (где мои сапоги?), талантом Марико, изобретательно смягчающей слова при переводе.

С планеты вроде как с другой, но людьми сыны Аматэрасу быть не перестают. Со всеми присущими гомо сапиенсам «багами». Жаждой власти, презрением к низшим, неимоверной гордыней, постоянно звучащими: «дикари» (это, правда, мы регулярно слышим с обеих сторон). Играми в политику, заговорами, паучьими склоками в тишине комнат за бумажными стенами.

«Искусству управления государством» в Сегуне уделяется немало внимания. Интриги, убийства, предательство, манипуляции. Непременные разговоры о великом наследии покойного Тайко, которые мы, конечно же, не должны разбазарить. Державные мужи, в большинстве своем самозабвенно тешащие эго, готовые уничтожить сотни и тысячи людей ради воцарения себя любимого. Парней, хотя бы в глубине подсознания помнящих о благе страны – единицы.

Примером относительно вменяемого политика выступает в сериале Йоси Торанага (его прототип – тот самый Токугава) в исполнении Хироюки Санада («47 ронинов», «За пределами», «Мистер Холмс», «Последний корабль», «Живое», «Мир Дикого запада», «Мстители: Финал», «Армия мертвецов», «Быстрее пули») — нынче одного из известнейших японцев в западном кино, наравне с Ватанабэ.

Его Торанага хорош. Хитроумный, прозорливый военачальник и управленец. Уже долгие годы стоящий у вершин власти. Приручающий людей, как соколов (только с Отибой не сработало), ждущий, пока враг совершит ошибку, использующий противоречия и шпионов, как своими пальцами управляющий подданными, манипулирующий остальными дайме. Ныне – министр и член регентского совета, на первый взгляд, несколько утративший хватку, частенько допускающий ошибки.

При этом – неплохой человек, не стремящийся к абсолютной власти и титулу предков. Способный на широту взглядов, отступление от замшелых традиций, понимание чувств других (насколько это возможно для самурая). Разноплановый, живой и наполненный персонаж.

Блэкторн (Джарвис («Аннигиляция», «Острые козырьки», «Воспитанные волками»). Косолапый, растерянный медведь с неловкими движениями, так отличающимися от плавной пластики японцев. Верящий в свою звезду, уважающий бесстрашие и бескрышность других. Поражающийся отличию двух планет, постепенно проникающийся японскими особенностями, но не забывающей о своей Англии — пускай грязной и далеко не идеальной, но родной. В какой-то миг ощущающий себя чужим на обоих планетах. Неуклюже, но верно влияющий на судьбы всей Японии.

Марико (Саваи) – жена одного из военачальников Таранаги. Католичка, знающая португальский, ставшая переводчицей Блэкторна. Умная барышня, отличный воин (дамы с нагинатами впечатляют), несущая на душе груз подростковой психотравмы и убийственной вины. Жаждущая смерти, как избавительницы. Женщина с заледеневшей душой, слегка оттаивающая под неловким обаянием варвара.

Можно упомянуть Ябусиге (Асано («Морской бой», «Тор-2», «47 ронинов», «Молчание»,  «Тор: Рагнарёк», «Мидуэй»). «Предсказуемый короткокрылый ястреб», по словам Торонаги, как и Блэкторн, кстати. Эдакого слугу двух господ, жестокого амбициозного самурая средней руки, гребущего под себя и играющего на обе стороны. С извращенным интересом обрекающего людей на смерть и наблюдающего за уходом чужой души из тела. Одного из немногих, позволяющего себе почти западные эмоции.

Еще одним плюсом сериала (и романа) становятся в меру регулярные перипетии, особенно в первых сериях (после экватора сериал настигает провис темпа). Шторм, схватки самураев, до жути напряженная сцена побега с крупным сражением и демонстрацией мореходных талантов Джона, землетрясение. Постановщики изо всех сил стараются не дать зрителю утонуть в море незнакомой культуры, протягивая ему спасительную палку экшена. Частенько ставят героев в тупиковую ситуацию, из которой на первый взгляд попросту нет выхода. Не забывают о коротких флеш-беках, перебрасывающих во времена молодости героев, чуть подробнее раскрывающие нюансы мотивации.

«Сегун», как и большинство хороших книг, не только о колоритном Востоке и внешней движухе. Это история любви, дружбы, преданности. Людей, сведенных судьбой, меняющих ход истории. Становящихся близкими и необходимыми друг для друга, живущих полной жизнью, дарящих нам надежду на то, что близких по духу товарищей можно отыскать и на краю света.

Из нюансов. Имеется в проекте слом темпоритма к середине, когда проект заныривает в болото интриг слишком уж глубоко. Парочка словесных косяков, изрядно режущих слух, как то часто льющиеся из уст героев: «мои феодальные владения» (никто тогда так не говорил) или использование анахронизмов типа: «Политический тупик». Но из колеи эти моменты выбивают не сильно.

Эрго. Приятный визит в Страну Восходящего Солнца, с шикарным погружением в реалии Японии 17 века. Есть пару помарок, и образы отличаются от версии 80-го года. Но в целом – зачет.

Режиссер: Фред Туа, Джонатан ван Тюллекен, Шарлотта Брандстром, Такэси Фукунага 

В ролях: Хироюки Санада, Космо Джарвис, Анна Саваи, Таданобу Асано, Такэхиро Хира, Фуми Никайдо, Хиромото Ида, Хирото Канаи, Ясунари Такэсима, Юки Кура 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.