Белфаст (Belfast), 2021 — рецензия (обзор)

«Будь паинькой, а если не можешь — будь осторожен», или Смута на ирландской земле

Конец 60-х годов. Северная Ирландия.

В городе Белфаст на самой обычной улице жила самая обычная семья. Отец, мать и двое сыновей. Папа большую часть времени работал в Англии, а детьми занималась мать.

Все было в порядке. Обычная жизнь. Детские забавы, школа, проблемы с финансами, родственники и соседи.

До той поры, пока в городе начались столкновения между католиками и протестантами.

Члены семьи чувствовали себя плотью от плоти Белфаста, прожили тут большую часть жизни, и не жаждали менять место обитания.

Однако Смута ширилась, и возможно, у них просто не останется выбора.

 

Кеннет Брана («Джек Райан: Теория хаоса», «Дюнкерк»,  «Убийство в Восточном экспрессе», «Довод», «Артемис Фаул») параллельно с актерским хлебом уже давно пробовал на вкус пирожные постановщика. Выходило с переменным успехом.

В 2020 году Кеннет решил, что пришла пора снять «самый личный» и во многом биографический фильм.

Перед нами классическая «жизненная» история обычной семьи, состоящей из нескольких поколений. Живущей на фоне грозных событий. Что-то вроде «Ромы» Куарона, причем тоже в черно-белом варианте.

Большую часть времени режиссерское внимание сосредоточено на младшем члене семьи – 9-летнем Бадди (Хилл). Очень многие моменты происходящего передаются через его восприятие. Юный постреленок, любящий кинематограф, особенно вестерны, живущий полной, насыщенной жизнью в полностью знакомой среде, как рыбка в аквариуме. Где все всех знают, где принято присматривать за соседскими оболтусами, поддерживая их, когда словом, а когда делом. Дом, в котором ты родился и рос. Бурлящая безмятежность, игры, забавы, школа, размышления, кино по выходным, первое чувство к противоположному полу. Хилл, в общем, достаточно адекватно передает характер своего персонажа, порой несколько переигрывая, что для ребенка простительно.

И вдруг это самое родное место поворачивается к тебе неприглядной стороной. Обезумевшими от ненависти фигурами с повязками на мордах. Летящими в лицо камнями и бутылками с зажигательной смесью. Сожженными машинами, пожарами, болью и страхом. Прикидываете детскую психотравму?

Бадди – хороший, послушный, увлекающийся малец, порой, правда, легко поддающийся чужому влиянию. Но это, похоже, по молодости да по глупости. Но не вылезет ли позднее пережитый шок? Не окажет ли влияния на неокрепшую детскую психику?

Это парнишке еще с родней повезло.

Мать (Балф («Супер 8», «План побега», «Ford против Ferrari»). Вынужденная  годами растить детей при супруге-«деде Морозе» — приезжающем пару раз в месяц с подарками. Готовая на что угодно ради своих чад. Гордая, изящная, любящая танцевать. Изо всех сил старающаяся остаться в месте, которое считает домом.

Отец (Дорнан («Крах»). Сладкоречивый, душа компании, работающий в такой близкой и такой далекой Англии. Испытывающий давление со стороны протестантов-радикалов. Считающий, что вся беда от религии.

Дедуля (Хайндс («Рим«, «Залечь на дно в Брюгге, «Шпион, выйди вон!», «Женщина в черном», «Джон Картер», «Молчание», «Лига справедливости», «Красный воробей», «Террор», «Человек на Луне»). Философ и мыслитель, трудившийся за свою жизнь на огромном количестве работ. Угробивший легкие в бытность шахтером. Ироничный, статный, цитирующий классиков. Поддерживающий внука дельными советами, заставляющий мальца задуматься о собственных желаниях. Искренне любящий свою супругу.

Их дуэт с бабулей шикарен.

А вот и его вторая половина. Бабушка (Денч («Корабельные новости», «Дж. Эдгар», «Дом странных детей Мисс Перегрин», «007: СПЕКТР», «Убийство в Восточном экспрессе», «Артемис Фаул») в обычных стариковских «шмотках» ни капли не похожая на свои привычные стильные образы). Религиозная, ехидная, полная жизненной женской мудрости. В детстве также покоренная кино, жаждавшая забраться прямо в экран и оказаться в неведомых странах. Со временем это прошло.

Они протестанты, гармонично (до прихода агрессивных выблядков) живущие рука об руку с католиками, считающие соседей нормальными людьми и согражданами. Не понимающие природы той ненависти, которую испытывают некоторые их «соверцы». Поставленные перед сложнейшим выбором.

Да, изучать историю ирландской Смуты по фильму Браны не нужно. Там было все несколько сложнее, чем вдруг появившиеся «плохие» протестанты, обижающие католиков.

Большую часть времени «Белфаст» спокойно-медитативно-обыденный — грозные события происходят где-то там, за углом, или на экранах телевизоров, лишь пару раз врываясь огненным насилием в жизни героев.

Напоминающий театральную постановку, когда подавляющая часть действия происходит в неизменно поднадоевших статичных декорациях одной и той же улицы.

Пацифистский, раздумывающий над людскими различиями. Приходящий к выводу, что они яйца выеденного не стоят — главное чтобы люди были хорошие. А если человек бандюган — то неважно, какой он веры.

Время от времени радующий ирландским колоритом и фразами об особенностях этого народа.

Несколько раз возвращающий цвет, но исключительно в картинках будущего, либо через волшебство кинокартин и театральных спектаклей.

Дарящий нам массу песен, написанных ирландцем Ван Мориссоном. Музыка воспринимается еще одним героем ленты. Неужто ирландцы настолько музыкальные ребята?

Эрго. Лиричный, личностный взгляд на кусочек истории Северной Ирландии через призму обычной протестантской семьи.

Режиссер: Кеннет Брана

В ролях: Джуд Хилл, Льюис Макаски, Катрина Балф, Джейми Дорнан, Джуди Денч, Киаран Хайндс, Джози Уокер, Фрейя Йейтс, Несса Эрикссон, Чарли Барнард

P. S. Но что все-таки протестанты делали в католической церкви? А если это протестантская церковь, то отчего священник именно так построил свою проповедь?

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.