Джек Райан: Теория хаоса (Jack Ryan: Shadow Recruit), 2014 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruИ швец, и жнец, и на дуде игрец, или Московские каникулы

Студент-экономист Джек (Пайн) на свою беду оказался весьма патриотичным юношей. После терактов 11 сентября, вместо того, чтобы продолжить грызть гранит науки, он записывается в морпехи.

К сожалению, военная карьера оказывается недолгой. Вертолет Райана сбивают над афганскими горами, и парня приходится буквально собирать по кусочкам.

О морской пехоте приходится забыть, зато на горизонте показывается некий загадочный коммандер Томас Харпер (Костнер), явно имеющий отношение к спецслужбам США.

Джек становится финансовым аналитиком на Уолл-стрит, погружаясь в схемы финансирования террористов.

Так в рутине и мелькании цифр проходит десять лет. Пока в один прекрасный день Райан не обнаруживает  подозрительную секретность со стороны русских партнеров компании. Джеку приходится тащиться в Москву с проверкой.

Казалось, ничего сложного. Обычный финансовый аудит.

Однако как можно быть хоть в чем-то уверенным, имея дело со страной медведей, водки и балалаек?!

 

Впервые мир познакомился с военным историком и аналитиком ЦРУ Джеком Райаном в 1984 году, благодаря дебютному роману Тома Клэнси «Охота за «Красным октябрём». С тех пор фанатам было представлено больше десятка произведений, связанных с этим «мозгом CIA». А также четыре полнометражных картины, где Райаном побывали такие зубры актерского цеха, как Харрисон Форд, Алек Болдуин и Бен Аффлек.

За свои 30 лет с кем только не имел дело сообразительный аналитик. С ирландскими террористами, колумбийскими наркобаронами и даже японскими милитаристами. Но чаще всего Джек, естественно, сталкивался с советской (а затем российской угрозой). Что, впрочем, неудивительно, ведь рос персонаж именно во времена холодной войны.

Вот и в очередном перезапуске франшизы противниками Джека вновь стали соотечественники Достоевского, Пушкина и Горбачева.

Если еще точнее, то подробно нам покажут аж одного русского (в исполнении британского актера, а заодно и режиссера этой ленты Кеннета Браны) Виктора Черевина. Образ вышел довольно неоднозначным. В футляре из классического бондовского Доктора Зло содержится насыщенный, эмоциональный и полный страстей персонаж. Сотворить такого насыщенного антигероя в обычной шпионско-бегательной пустышке? Бравушки, сэр Брана!

Правда, кроме товарища Виктора русскими нас больше не порадуют. Совсем. Мельком показаны начальник СБ Черевина и его же секретарша. Все!

Ах, нет, еще, собака.

Остальное население российской столицы состоит из доблестных црушников, призрачного министра, угандийского охранника, Райана с невестой, и безликой массовки, на которой старику Костнеру очень удобно демонстрировать снайперские достоинства.

Ну да бог с ними, сынами заснеженной России. Лента все же о некоем молодом аналитике. С ним, признаюсь сразу, тоже печалька. Пайну так и не объяснили, кого ему играть: хромающего Бонда или умненького еврейского мальчика со скрипочкой.

Вот его и колбасит бедного. Сперва Джек трогательно опасается поездки в варварскую Россию, благодаря удаче выпутывается из первой передряги, после чего забывает!!! адрес явки. Вдумайтесь, супер аналитик, человек, взятый в ЦРУ за память, внимательность  и наблюдательность забывает адрес! Одной сценой создатели кина кардинально разрушили восприятие образа. А затем еще и усугубили дальнейшими действиями. Ведь если Райана настолько выбивает из колеи столкновение с кровавой действительностью (допустим в Афгане два года он цветы собирал. Для школьного гербария), то он в принципе не пригоден к силовым действиям, и его максимум обед с Черевиным и эвакуация на родину.

Не говоря уже о том, что такого субъекта попросту нельзя выпускать в загранку, его удел – кабинетная работа. Если в ЦРУ этого не понимают, их пора разгонять поганой метлой.

Вместо этого Джек демонстрирует магическое перевоплощение в духовного наследника парней на букву «Б». Причем если бы ему на это выделялось пару недель. Хотя бы одна! Нет. Все его преображение происходит за сутки.

Не верю!

Либо забыл адрес, либо Рэмбо. Но никак вместе!

Ход мысли создателей ленты понятен. Хватит уже Итанов Борнов, надоели пуще пареной репы. Хотим интеллектуальный боевик. Чтоб и врагов крошил, и мозгами шевелил. Гибрид универсального солдата с яйцеголовым умником.

Но они снова забыли, мало запостулировать профессию протагониста. Необходимо, чтобы он хоть как-то демонстрировал свою в ней состоятельность.

Чтобы показать мыслительный процесс героя существует несколько способов. Хотя бы, как в «17 мгновениях весны». Великолепный артист, способный удерживать внимание зрителя даже своим бездействием, при посильной поддержке закадрового голоса. Или в британском «Шерлоке», где все строится также на мощнейшей актерской работе, разбавленной забавными надписями и комментариями Холмса.

Заметьте, чаще всего нужен действительно неординарный лицедей, и какая-нибудь вспомогательная находка от режиссера.

В Shadow Recruit Джек просто таращится на цветные графики, после чего тут же выдает гениальный вердикт. Единственная сцена, хоть как-то показывающая Райана как интеллектуала – мозговой штурм в самолете. Но этого, простите маловато.

И почему, скажите на милость, ЦРУ, чувствующая себя в Москве как дома, и обеспечивающее Райану великолепное сопровождение с поддержкой, не послало на дело в офис Виктора нормального оперативника? Тайна сия велика есть.

А что же Крис Пайн, спросите вы, может он как-то выручает оконфузившихся создателей ленты?

Прямо скажем, не очень. Парень старается, местами у него даже проскальзывает слияние с образом, эмоциональный отклик, но чаще всего на всю эту лабуду у Криса просто нет времени. Когда тут думать, персонаж отыгрывать, состояние правильное искать, прыгать надо. Или бегать. Родину, в общем спасать.

Неожиданно приятное впечатление оставила Кира Найтли в роли невесты Джека. Классическая женщина с приступами ревности, безумными импульсивными поступками и реакциями. При этом верная подруга и опора. Пара сцен сыграна так просто на отличном уровне. Не просто для мебели барышня перед камерой походила, приятно.

Кстати, это что же, Голливуд опять занялся формированием образа врага? Русские в этой ленте выглядят откровенно похабно. И угрожающе. Неужели арабские мавры-террористы уже сделали свое дело, и могут уходить?

Эрго. Псевдо интеллектуальный, псевдо шпионский боевик, даже не пытающийся особо претендовать на создание героя, пользующегося мозгами. Он умный! Все поверили? Лады, тогда побежали!

Вдобавок тяжеленная плита ожиданий, созданных борновскими собратьями, дух перевести не дает. Как говорится, и хотелось бы в рай, да грехи не пускают.

Режиссер: Кеннет Брана

В ролях: Крис Пайн, Кира Найтли, Кевин Костнер, Кеннет Брана, Колм Фиор, Джемма Чан, Нонсо Анози, Карен Дэвид, Дэвид Пэймер, Ханна Тейлор-Гордон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.