Довод (Tenet), 2020 — рецензия (обзор)

Инверсированная бондиана, или Захватывающий аттракцион на шатком льду теорий

Бородатый агент ЦРУ (Вашингтон), начиная операцию по предотвращению теракта в киевской опере, даже представить не мог, к чему приведет визит в столицу Украины.

А привел он к вступлению в ряды таинственной организации Tenet, целью которой стоит ни много ни мало спасение человечества.

От действий неких загадочных сил из будущего, собирающихся посредством одного русского олигарха стереть своих предков с лица Земли. 

 

Новой работы модного постановщика Кристофера Нолана («Престиж» (http://perekat.kiev.ua/престиж-the-prestige-2006-рецензия-обзор/ ), «Начало» (http://perekat.kiev.ua/начало-inception-2010-рецензия-обзор/ ), «Интерстеллар» ( http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ), «Дюнкерк» (http://perekat.kiev.ua/дюнкерк-dunkirk-2017-нолан-рецензия-обзор/ ) ждали с огромным нетерпением. Тем паче, что Кристофер обещал показать нечто совершенно невероятное.

С точки зрения динамики и зрелищности ожидания Нолан не обманул. Но при этом, невзирая на то, что постановщик вроде как «вынашивал главные идеи «Довода» на протяжении более двадцати лет, и работал над последовательным улучшением сценария около шести или семи лет», в сценарии зияют огромные лакуны, недомолвки и несуразности.

Внешняя канва сюжета навевает стойкие ассоциации с бондианой. Несокрушимый спецагент с невозмутимой физиономией. Способный пережить любые пытки и навалять люлей полдесятку громил. Спасение мира. Перестрелки и драки. Путешествия по свету от Эстонии до Британии. Красивый антураж, богатые люди, модные катера и яхты, дорогие костюмы, величественные здания.

Динамика практически все время на высочайшем уровне, экшен начинается буквально в первых кадров. Захват оперы, проникновения в небоскребы и закрытые зоны, взрывы самолетов, драки с бандитами и неведомыми субъектами, ограбления конвоев, погони и преследования, и эпичная финальная битва. Драйва Нолан подогнал по полной программе.

Сдобрено действие навязчивым, но исправно создающим напряжение саундом, огромным количеством пафоса, от которого начинает ломить зубы, выспренными, чеканными фразами.

Картинка радует глаз забавами с инверсированными действиями героев. Обратные перемещения людей, пуль и предметов. Поединки, показанные задом наперед. Взрывы, втягивающиеся обратно в землю. Складывающиеся и вновь вырастающие здания. Особо хороша финальная схватка, поданная глазами двух групп, находящихся во временном встречном движении. Этот прием Нолан использует несколько раз, демонстрируя одну и ту же сцену через восприятие разных ее участников. Дым из под колес, волны из под носа судна, идущие в обратном направлении. Летящие вспять птицы. Такого мы, пожалуй, еще не видели. Красиво, необычно, завораживающе. Становится ясно и понятно, отчего Кристофер носился с этой идеей многие годы – спецэффекты, способы съемки впечатляют. И сразу понятно, что именно они стали каркасом, на который режиссер потом лепил сюжет. Впрочем, о дырявом сценарии мы еще поговорим.

Актеры подвигов не совершают, да и персонажей сильной стороной ленты назвать не удасться.

Невнятный Джон Дэвид Вашингтон («Чёрный клановец») сын гораздо более известного Дензела Вашингтона  («Рикошет», «Багровый прилив», «Маньчжурский кандидат», «Код доступа «Кейптаун», «Два ствола», «Экипаж», «Великий уравнитель», «Ограды») – не впечатлил ни разу. Понятно, что Кристоферу нужно было политкорректно отдать главную роль чернокожему, но если это лучший негр-актер относительно молодого возраста, которого отыскал Нолан – дело табак. 36-летний юноша достаточно деревянный, слабо эмоционирующий, не вызывающий особого сопереживания. Вдобавок действует временами глупее некуда, бросая все на карту ради внезапного чувства к долговязой бабени. Ни о шлейфе роли, ни о мотивации и речь, понятное дело, не заходит.

Роберт Паттинсон («Маяк») радует степенью по физике, загадочностью, шикарной харизмой, изображая абсолютно обаятельного раздолбая, оказавшегося отличным другом и даже своеобразным «богом из машины».

Раскачавшийся Аарон Тейлор-Джонсон («Годзилла», «Мстители: Эра Альтрона», «Под покровом ночи», «Король вне закона») изображает уверенного в себе и самоотверженного боевого командира.

Элизабет Дебики («Великий Гэтсби», «Ночной администратор/Ночной портье», «Эверест», «Стражи Галактики. Часть 2», «Парадокс Кловерфилда», «Вдовы») выдает несколько неплохих эмоциональных сцен, при этом активно страдая по ребеночку от козла-мужа. Да фиг с ним с тем ребеночком – нарожала б еще. Так же позабавил метод воздействия бандитского русского олигарха на супругу: обещания натравить на нее полицию и посадить в тюрьму. За ошибку, доказать злонамеренность которой еще надо постараться. Да ладно, вы уверены, что бандиты-олигархи действуют именно такими методами?

Но если не обращать на это внимания, в остальном у Кеннета Браны («Джек Райан: Теория хаоса», «Убийство в Восточном экспрессе») получился лучший персонаж картины. Зловещий тип, в начале фильма показываемый как некое воплощение зла, не имеющее лица. Безжалостный убийца, тиран и деспот способный на ужасные вещи. Опаснейший мужчина, невозмутимая маска которого может в мгновение ока смениться взрывом бешеной ярости альфа-самца, не терпящего ни малейшей непокорности. Считающий, что если он не может владеть человеком или вещью, им не будет владеть никто. Шикарный образ – один из лучших злодеев последнего десятилетия.

А за любимого Ноланом Майкла Кейна (обзор творчества тут) у которого тут ровно одна сцена, с его контрольным пакетом британского снобизма, простое человеческое спасибо.

Теперь имеет смысл поговорить о научной основе фильма, и о сценарных дырах ленты, изрядно портящих восприятие.

Постановщики затронут в ленте любимый фантастами «Парадокс убитого дедушки». Пройдутся по теории Наблюдателя, причем перенося ее из микромира в наш. Не заморачиваясь тем, сколько энергии понадобится, чтобы вытворять с пулями, то что наблюдатель делает с элементарными частицами.

Упомянут тему ответственности нас сегодняшних за состояние планеты. Ответственности перед будущим, которое может потом спросить со своих предков за их косяки. По всей строгости военного времени.

Нолан в «Доводе» опирается на интересную теорию обратной энтропии и нелинейности времени. По его фантдопущению (частично основанному на некоторых разработках ученых мужей), передвижение во времени возможно не только из точки «А» в точку «Б», но и обратно. Причем не только для людей, но и для предметов.

Начнем с того, что в картине изображено именно что линейное время, просто линеечки в фильме две – туда и обратно. Все это действо обзывается умным словом инверсия (обращение, перестановка), подразумевая, наверное, смену направления объекта во временном потоке. Нолан разбрасывается терминами и прочими претенциозными словами, которые далеко не всегда объясняют происходящее, а порой выглядят абсолютно неуместными и неуклюжими попытками натянуть сову на глобус. Причем тут, к примеру, обратная радиация? «Можно стабилизировать обратную радиацию — инвертировав пациента» — вот чего вы сейчас сказали?

Вдобавок, в большинстве своем, о наполнении теории Нолана зрителю придется догадываться и строить предположения. Ведь полного рассказа о фантдопущении Кристофера мы так и не дождемся. Недомолвки, недосказанности, начатые и незаконченные фразы, обрывки информации, туман и многозначительные обмолвки – максимум, на что расщедрится постановщик. С одной стороны это ненаказуемо – дает обоснование пересмотреть некоторые моменты ленты, покопаться в источниках, поспорить и пообсуждать научную основу. С другой – хотелось бы все же более цельного рисунка того, что стало краеугольным камнем сюжета.

Но это не самое плохое. Гораздо хуже, что постановщики путаются в показаниях, внезапно нарушая свою же картину мира, и от фонаря вводя в сюжет то, что до этого не постулировалось и казалось невозможным.

Сперва нам говорят, что путешествие в прошлое происходит с помощью инверсии – когда человек не может дышать воздухом былого (кстати, с какого перепугу? «Обычный воздух не пройдет через мембраны инверсированных легких» — как-то неубедительно), находясь во встречном движении к обычному временному потоку и населяющим его людям/предметам.

Потом, вдруг оказывается, что это не так. И прыгать назад можно как в инверсивном состоянии, так и в обычном. Дратуйте! На кой тогда все эти забавы с инверсией, если вы можете просто перемещаться обратно, дышать нормально, и чувствовать себя в былом, как дома? Тока себя любимых из прошлого руками не трогайте.

На этом фоне другие нелогичности, как то: пофигизм охраны плутониевого каравана, в упор не обращающей внимания на то, что их зажимают в клещи, таскание плутония из Украины в Эстонию etc, смотрятся со снисходительностью.

А на захват киевской оперы (снимаемый в Эстонии), явно опирающийся на Норд-Ост, хочется пожелать душке Кристоферу «твои речи тебе на плечи». У себя в Америке развлекайтесь подобными вещами – к нам их тянуть не нужно.

Эрго. Зрелищный, динамичный, пафосный блокбастер в духе бондианы с оригинальными и впечатляющими «обратными» съемками. А вот к сценарной и «научной» части вопросов хватает. Что особенно странно в свете многих лет работы постановщика над сценарием.

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи, Фиона Дуриф, Майкл Кейн, Химеш Патель, Эндрю Ховард, Уэс Чэтэм, Юрий Колокольников, Димпл Кападиа

P. S. Любопытно, ждет ли нас вторая серия? «Заманух» на продолжение осталось с лихвой. Впрочем, Нолан (если не считать Бэтмена) сиквелами не страдает.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.