Из ада (From Hell), 2001 — рецензия (обзор)

Кровавый город под багровыми небесами, или Породивший 20 век

1888 год. Лондон сотрясают убийства проституток, совершенные с особой жестокостью. Дело поручают инспектору Фреду Эбберлайну (Депп), известному среди некоторых коллег нестандартным подходом к расследованию.

Инспектор пользуется не только обычной детективной практикой, но и методом «озарений», получаемых в состоянии опиумного опьянения.

Фред принимается за работу, вскоре выясняя, что за злодеяниями Джека Потрошителя (как обозвала убийцу пресса), стоит тайна, затрагивающая таких людей, которых и заподозрить невозможно.

 

Тайна Джека Потрошителя, серийного убийцы, терроризировавшего лондонский Уайтчепел в 1888 году, так и не раскрыта до наших дней. Зато теорий по этому поводу выдвигались многие десятки. Одна из них принадлежит широко известному Алану Муру, по чьим работам сняты такие фильмы как «V значит Вендетта», полнометражные «Хранители». На мир созданный Муром опираются и сериальные «Хранители» 2019 года.

Экранизация нашего сегодняшнего героя Муру, кстати, абсолютно не понравилась, впрочем, как и прочие голливудские эксперименты, проводимые над его графическими романами.

Но чего у ленты 2001 года не отнять – так это пессимистичной, гнетущей, хотя и откровенно комиксной (в значении чрезмерно-выпуклой) атмосферы.

Бардовые небеса, багровые отсветы заката на утопающих во тьме домах, тьма, окутавшая ненавидимый постановщиками город. Тревожная музыка. Каркающие вороны. Невермор! А под этими апокалиптическими небесами копошится человеческое болото. Алкаши, «отливающие» на улицах, таскающие за собой мертвецки пьяных корешей. Бандюганы-рэкетиры. Опиумный притон. Торопливый секс в переулках. Ночлежки, где спят сидя, привязанные веревками, чтоб не свалиться во сне. Работные дома и психлечебницы. Кладбища и похороны. Горгульи на домах. Проблески ножа во тьме. Медицинские эксперименты. Люди с диковинными заболеваниями.

Серые, унылые цвета, даже при свете дня.

Конец 19 века действительно выдался для Англии и Лондона непростым. Жуткое перенаселение, повальная бедность и социальные потрясения. Но создатели ленты подают их слишком уж надрывно-нарочито. Являя нашему вниманию чуть ли не худший город на свете, натуральную клоаку мироздания. 

И единственным ярким пятном в этом монохромном мире – шлюхи. Пардон, падшие женщины. Ведь «в Англии нет шлюх, есть лишь огромное количество падших женщин». Достаточно потасканные, грубые, грязные, пьяные, поутру умывающиеся в фонтанах, ночующие, где придется.

Антураж для истории о Потрошителе постановщики создали качественный. Плюс костюмы, платья, кареты, дома, редкие вкрапления сцен из жизни высшего света.

Общий настрой ленты, как вы уже поняли пессимистично-депрессивный. Добавляет в блюдо остроты методы «работы» пресловутого Джека.

Безусловно, неаппетитные подробности не раскрываются в полной мере. Они показаны  отдельными мазками, игрой с красками, лицами свидетелей. Но благодаря реакции персонажей, общей атмосфере  — и этого более чем достаточно.

Уайтчеппел полностью снят на улицах Праги, где декораторами был возведен настоящий район Лондона конца 19 века.

Детективная линия в изрядной части основывается на видениях инспектора. Хотя наблюдательность и сообразительность Фреду проявить придется. Не облегчает ему задачу вмешательство Особого отдела полиции, усложнившее задачу Эбберлайна во сто крат.

Инспектор сыгран Джонни Деппом (обзор творчества тут ) («Тайное окно», «Одинокий рейнджер», «Превосходство», «Черная месса», «Алиса в Зазеркалье», «Фантастические твари и где они обитают», «Убийство в Восточном экспрессе», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Ричард прощается») в эстетско-готично-декаданском стиле. Утонченный, образованный юноша из среднего класса. Бухающий абсент с лауданумом, но не пьянки ради, а для дела. Потерявший жену родами, и с тех пор не глядящий на противоположный пол. Мужчина, чье сердце оттаяло во время встречи с яркой рыжеволосой представительницей древнейшей профессии. Дамы писают кипятком. Мур ехидно ржет, отпуская пошлые комментарии. Все довольны.

Вторым актерским столпом картины стала даже не та самая рыжеволосая фея секса в исполнении Хезер Грэм. А вовсе даже сэр Уильям Галл (Холм («Хоббит»). Бывший хирург, перенесший апоплексический удар, лейб-медик королевского семейства, делающий все возможное и даже больше для оздоровления империи. Старик, сетующий на жесткосердие врачей и невнимание к душе. Ходячая энциклопедия, помогающая инспектору во время его нелегких поисков. Отличный образ, скрывающий немало тайн. Шикарное перевоплощение, подчеркнутое светом и тенями около глаз.

Пару раз постановщики поиграют с картинкой, воспользовавшись приемом ускорения течения времени и забавами с экспозицией. Приятно, но мало, можно было бы и подольше.

Эрго. Смелая версия разгадки тайны Потрошителя, радующая мрачнейшим нарочито-комиксоидным антуражем Лондона, декаденским Деппом и хорошей работой Холма. Депрессивно, местами аляповато, с массой вольных допущений, вызывающих не меньше вопросов. Но в памяти остается.

Режиссер: Альберт Хьюз, Аллен Хьюз («Альфа»)

В ролях: Джонни Депп, Хезер Грэм, Иэн Холм, Робби Колтрейн, Иэн Ричардсон, Джейсон Флеминг, Кэтрин Картлидж, Теренс Харви, Сьюзэн Линч, Пол Рис, Лесли Шарп, Эстелл Скорник, Николас МакГохи, Аннабелл Эпсион, Джоанна Пейдж, Марк Декстер, Дэнни Мидуинтер, Саманта Спиро, Дэвид Скофилд, Брайон Феар, Питер Айр, Клифф Паризи, София Майлс

P. S. У фильма имеется два концовки – одна четко вытекающая из атмосферы ленты, другая с хэппи-эндом.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.