«V» значит Вендетта (V for Vendetta), 2005 — рецензия (обзор)

Революционный мститель, или Последователи старины Оруэлла

Близкое будущее. В мире все плохо. Очень. Войны, голод, болезни, эпидемия вируса. В Штатах до сих пор бушует гражданская бойня. В Англии тоже все не слава богу. У власти фашистская партия Norsefire, со всеми непременными атрибутами тоталитаризма: ночными арестами, концлагерями, тайной полицией, комендантским часом и прочими «прелестями». 

Иви Хэммонд (Портман) в детстве испытала на себе тяжелую руку режима. Однако во взрослом возрасте девушке удавалось не сталкиваться с произволом. До одной ночи. С 4 на 5 ноября.

Ночи, когда таинственный мститель в маске Гая Фокса взрывает здание Олд-Бейли. Отныне Фокса, а заодно и Иви ищет вся государственная машина. Но неведомого анархиста это не останавливает. Ровно через год он угрожает взорвать здание парламента. И, похоже, лелеет мечты устроить революцию.

 

Антиутопии – благодатный жанр. И разнообразный. Юношеские варианты: «Голодные игры», «Дивергент», «Хроники хищных городов». Взрослые: «Гаттака», «Тайна 7 сестер», комиксы: «Хранители» и даже манга: «Алита: Боевой ангел».

Практически все они говорят о борьбе с системой, стремлении к свободе и дарят нам различные варианты негативного будущего.

V for Vendetta — комикс созданный Аланом Муром и Дэвидом Ллойдом, увидевший свет в 1982-1985 годах. Продюсерами и сценаристами ленты, снятой по этому комиксу стали братья/сестры Вачовски (рассказ о их творчестве тут).

«Вендетта» в этом смысле не может порадовать особой оригинальностью. Мало того, что мы так и не узнаем, что творится в остальном мире. Разве что про Америку будет сказано пара-тройка преисполненных злого сарказма слов. Лента концентрирует свое внимание на Англии. А точнее на Лондоне. Где творится классический до зубовного скрежета тоталитарный/фашистский беспредел. Карантинные зоны. Комендантский час. Патрули озверевшей от безнаказанности тайной полиции. Прослушка домов из проезжающих автомобилей. Причем в контексте трендов 21 века: «все для вашего же блага и безопасности». Оставим на совести авторов столь крутые меры, применяемые столь долгое время, и взглянем на то, как они реализованы в фильме.

А реализованы они с изрядной долей фарса. Причем буквально с первых кадров встречи Иви с троицей полицейских. Таких отвратно-карикатурных типажей еще поискать даже среди самых опустившихся бомжей. Да и лидеры партии, несмотря на зловещие лица, воспринимаются несколько утрировано.

Во-вторых, лента пронизана стилистикой комикса. Это скользит в подаче материала, и конечно, в картинке. Vendetta переполнена пафосом, патетикой и наивностью, как вечерний июльский воздух над болотом — комарами.

Это не то чтобы совсем плохо, но привыкнуть к своеобразной театральной подаче материала, высокопарным речам V, партийцам, будто не читавшим бессмертные «100 вещей, которые я сделаю, когда стану злым властелином», выходит не сразу.

«Что-то в это стране не так» — хмурит брови герой, заставший все 10-15 лет режима, словно стремящегося повторить все самые банальные ошибки тоталитарных структур. Больше арестов и репрессий – грозят партийцы, явно позабывшие, что за окном не 30-е года 20 века, а первое десятилетие 21-го. Милота. Ход мыслей авторов понятен – посмотрите, мол, к чему может привести попытка преодолеть хаос с помощью старых, тоталитарных методов. Методов, когда избиратели отдают власть в руки фашиствующих организаций. Однако в информационный век, когда власть предержащие действуют гораздо тоньше, этот дуболомный архаизм сталинизма/гитлеризма смотрится слишком уж нарочито-бесхитростно.

Пороховой заговор 1605 года (тот, иконой которого стал Гай Фокс), был местечковыми английскими разборками между католиками (теряющими свои позиции в стране) и протестантами. Позднее в народе долгое время отмечалась «Ночь Гая Фокса», во время которой на костре радостно сжигали чучело того самого несчастного Гая. Кстати Гугл по запросу «Гай» выдает Фокса на втором месте, после Гая Ричи, но перед Цезарем.

Вдобавок постановщики — явные поклонники теории о превалирующей роли личности в истории. И свято уверены, что народу нужно лишь открыть глаза на происходящее – дальше неизбежна волна возмущения, а затем и бунт. Да, революционная ситуация в реальности «Вендетты» откровенно созрела, но поверить в то, что один–единственный мститель, пускай и «натыривший» у властей чуточку денежек, способен за год поднять на бунт целый город, крайне непросто. Это при том, что V не разыграл до конца карту с вирусом. Вместо того, чтобы запустить информацию в народ, он предпочел воздействовать на одного единственного инспектора. Правда, это самое воздействие в результате таки сыграло свою важную роль.

С идейной точки зрения особых прорывов от фильма ожидать не стоит. «Вендетта» помещает на знамя идеи свободы, всячески подвергая остракизму тоталитаризм, концепцию «зажимания свобод для вашего же блага», преследование религиозных и сексуальных меньшинств. Не чужды постановщикам анархизм и вера в людей.

А вот видеоряд у ленты хорош. Комиксоиден, но хорош. Пустынные улицы запуганного города. Темные тона, прерываемые кровавыми всплесками драк, сиянием роз или блеском костяшек домино. Огромное лицо канцлера на экране. Засевшие в тени участники главного партийного совета. Взрывы, отправляющие в небытие лондонские достопримечательности. Буйство стихий и молчаливый гнев разбуженного народа.

Есть неплохие актерские работы.

В первую очередь Натали Портман («Тор», «Аннигиляция»). Милая девица в начале. Человек, все бытие которого обрушивается в тартарары. Испуганная женщина, пытающаяся вернуть обычную жизнь. Отбросившая страх и осознавшая, что на самом деле важно. Эмоционально, насыщено, завораживающе. 

По словам Катерины, на примере Иви можно проследить эволюцию состояния всех жителей Лондона.

Хьюго Уивинг («Облачный атлас», «Хоббит», «По соображениям совести», «Хроники хищных городов») и его V. Задача у нашего любимого агента Смита/Элронда была крайне непростой, если принять во внимание то, что его лица мы не увидим ни разу за все 2 часа фильма, но он справился. Неостановимый мститель, разработавший и воплотивший сложный план. Позер, человек не мыслящий себя без театральных эффектов и своих кинжалов. Убийца и террорист. Безжалостный манипулятор, способный сотворить с человеком жуткие вещи. Для его же блага, понятно дело. Х-м, мистер V, а вы бы без проблем заняли в структуре Norsefire самое высокое место. По методам вы настоящий партиец.

Главный инспектор полиции Эрик Финч (Стивен Ри). Один из центральных героев ленты, человек, совместивший участие в партии и заботу о законе. Лояльность Канцлеру с пониманием того, что даже партии позволены далеко не любые методы. Лондонская полиция вообще выглядит в фильме практически безупречной организацией. Позволяющей себе фрондирование, попытки докопаться до правды, действительно разобраться в происходящем.

Верховный Канцлер Адам Сатлер (Херт («Контакт», «Шпион, выйди вон!», «Война Богов: Бессмертные», «Геракл», «Тарзан. Легенда»). Тот кого большую часть времени мы видим лишь в образе гигантской головы, нависающей над членами партийного совета. Играющий мимикой, глазами, волевыми посылами.

К сожалению, некоторые действия канцлера, позволяющего запускать себе в окружение людей ближайшего соперника, или так безоглядно и глупо «наезжать» на второго партийца изрядно портят впечатление.

Серый кардинал Криди (Пиготт-Смит («Восхождение Юпитер»). Зловещий, умелый, опутавший своей паутиной всех, включая Канцлера, но набравший себе людей, не умеющих целиться и попадать в голову противнику.

При этом в фильме полно недостатков. Логические дыры, в которых способен утонуть весь Лондон (да, я помню, что перед нами комикс). Безумные поступки героев. Одна эскапада Гордона Дитриха (Фрай («Хоббит: Пустошь Смауга») чего стоит. Представляете директора теле (радио) канала во время сталинского СССР или нацистской Германии показывающего у себя откровенный стеб над Сталиным или Гитлером? При этом Дитриха нам не демонстрируют самоубийцей, скорее наоборот — эдаким сибаритом, заботящимся о рейтингах (!!) канала. Тут постановщики откровенно запутались во временах и нравах.

Лента наивна, пафосна и патетична. Но все равно пробирает. Все же есть в комиксах нечто, дотягивающееся до сердец практически любой аудитории. Вдобавок V for Vendetta подарила нам редкий для антиутопий «почти хеппи-энд».

Да, по поводу дальнейшей судьбы восставшего Лондона есть разные версии. Не исключено, что весь порыв толпы уйдет в свисток, и партия, устроив драку пауков в банке за высшие места, вновь подхватит выпавшие вожжи. Но закрутить гайки как прежде, скорее всего не выйдет. Оттепель неизбежна.

Но как бы ни сложилась судьба этой антиутопии, действия безымянного мстителя не прошли даром не только для персонажей ленты, но и для вполне реальных активистов в нашей реальности (доказано «Анонимусом»).

Эрго. Классическая комиксная антиутопия, совместившая наивность, пафос, спорные идеи с хорошими актерскими работами, стильной картинкой и свободолюбивой моралью.

Режиссер: Джеймс МакТиг

В ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Хёрт, Тим Пиготт-Смит, Руперт Грейвз, Роджер Аллам, Бен Майлз, Шинейд Кьюсак, Наташа Уайтман, Джон Стэндинг, Эдди Марсан, Клайв Эшборн, Эмма Филд-Рэйнер, Иэн Барфилд, Марк Феникс, Алистер Мадзотти, Билли Кук, Гай Генри, Косима Шоу, Меган Гэй, Родрик Калвер, Тара Хэкинг, Энди Рашлай, Чад Стахелски, Антье Рау, Амельда Браун, Ричард Кэмпбелл, Патриция Гэннон, Марк Лонгхерст

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.