Бобер (The Beaver), 2011 — рецензия (обзор)

Бобриное раздвоение, или Игры разума, версия 3.0

Дела у Уолтера Блэка идут неладно. Неизлечимая депрессия. Не в радость дом, бизнес, дети, красавица-жена. Остается лишь перебирать один за одним неработающие методы лечения, да все глубже погружаться в омут отчаянии и безысходности.

Так и до суицида недолго, если бы не выбрык подсознания, принявший форму плюшевой игрушки-бобра, плотно занявшей место на левой руке Уолтера. Игрушки, подталкивающей Блэка оставить прошлое и начать все с нуля.

Ситуация с депрессией начинает налаживаться, однако жена понимает, что с каждым днем личность Уолтера все больше меняется под натиском его нового альтер эго.

 

Завязка, из которой можно было сделать что угодно, от жуткого хоррора до пронзительного триллера. Фостер, исполняющая в этой лента работу постановщика, решила подарить нам психологическую семейную драму, не позабыв, впрочем, об элементах трепета и ужастика.

Взяв за основу популярную на Западе тему депрессии. Но не в нашем варианте хандры или сплина, состояния, которое лечится хорошей попойкой, прогулкой по лесу или выездом в отпуск. А в варианте тяжелой болезни, способной сильно испортить человеку жизнь (да, и такое, оказывается, бывает).

На этом фоне продемонстрировав зрителю игры разума, выбрыки нездорового мозга и забавы подсознания.

Бобер Уолтера – явное воплощение подсознательного желания Блэка вернуться в норму. Попытка не слишком сильного духом Блэка выставит вперед сильную грань личности. Укрыться за циничным, брутальным и могучим альфа-самцом Бобром. Способным на откровенность сильного, снисходительное покровительство к слабым и женщинам, креативные идеи, управление большой стаей.

Но потом что-то идет не так. Очень уж тонкий инструмент – человеческий мозг, не сильно приспособленный к таким игрищам. Да и причины, погрузившие Уолтера в «депру», исправлены далеко не все. Кризис среднего возраста буяет. Друзей как не было, так и нет. Жена, конечно, любит, но аж никак не хочет, стерва, заниматься исключительно бусичкой Уолтером. Позволяет собственное мнение, личные рабочие проекты, возню с детьми. Старший сын, как и прежде, отца на дух не переносит. На работе вроде улучшения, но риски огромные. И нате, здравствуйте — психозы, маниакальные синдромы и раздвоение, замещение личности тут как тут.

Что делать? Рецепт у постановщиков классический – семья, любовь и забота друг о друге. Вроде затасканно, но ничего лучше за тысячелетия человечество не придумало.

А еще перед нами натуральный бенефис шикарного Мела Гибсона («Смертельное оружие», «Весёлые каникулы», «Игры разумов», «По соображениям совести» — режиссер, «День курка», «Охота на Санту», «Вальдо», «В эфире»). Вялый пожилой мужичонка, под воздействием чудесного бобра превращается в импозантного, ироничного, полного сил и задора мачо. Но не нужно пытаться отодвинуть в сторону пушистого «бивера».

Мел выдает тут мастер-класс актерского мастерства, даря нам двух разных персонажей. Депрессивного Уолтера и бобриного Уолтера. Меняется мимика, пластика, настрой, голос. Проявляется наглость, самоуверенность, пренебрежение, используется другая лексика, проскальзывает все больше ехидных, презрительно-ласкательных словечек. Натуральное замещение личности (или раздвоение, как вам нравится). Отличный материал для диссертации по психиатрии.

А насколько гармонично и синхронно Гибсон взаимодействует с Бобром, координируя фразы, повороты головы, реакции, свои и игрушечного гуру– блеск! Мел, оказывается, еще и профессиональный кукловод.

Фостер («Контакт», «Не пойман — не вор», «Элизиум: Рай не на Земле», «Мавританец», «Настоящий детектив», 4-й сезон), одновременно тянущая лямку режиссера и жены ГГ – очаровательно и уместно вставляет ему шило в одно место.

Немаловажна и линия старшего сына.

Портер (Ельчин («Стартрек: Возмездие», «Стартрек: Бесконечность»), который не хочет повторять вечную историю: «сын ненавидит отца, тот своего отца и  так до бесконечности». Но все же попадает в этот порочный круг, с небольшими шансами выбраться.

Отдельное спасибо за его романтический интерес в исполнении не особо звездной на тот момент Лоуренс («Голодные игры», «Люди Икс», «Афера по-американски», «Голодные игры: Сойка-пересмешница»,  «Пассажиры», «Красный воробей», «Не смотрите наверх»). Вот кто естественно перед камерой держится – так это она.

Изрядно прошлись постановщики насчет утешительных мантр, типа «все будет хорошо». Мол, самовнушение и позитивное мышление это кончено благо, но реалистичный взгляд на вещи еще никто не отменял.

Фильм оптимистичен (невзирая на некоторые нюансы), не претендует на большее, чем является, оставляет хорошее послевкусие. Подталкивает поразмыслить о загадках мозга, сознания и личности. Мелочь, а приятно.

Эрго. Психологическая семейная драма/трагикомедия с отличной работой Гибсона.

Режиссер: Джоди Фостер 

В ролях: Мэл Гибсон, Джоди Фостер, Черри Джонс, Антон Ельчин, Райли Стюарт, Закари Бут, Дженнифер Лоуренс, Джефф Корбетт, Бэйлен Томас, Сэм Бреслин Райт, Келли Коффилд, Майкл Ривера, Крис Арнольд, Элизабет Каледин, Фолаке Оловофойеку 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.